Неожиданный долг России

Как известно, Россия приняла «эстафету» распадающегося СССР, который в конце 80-х довольно странным образом стал должником почти всей Восточной Европы. В результате, об­щий долг РФ вырос почти на $40 миллиардов.

В 1993 г., когда Россия с помпой вступила в Парижский Клуб, его самые влиятельные участники — страны ЕС, США, Япония и Канада — директивно сократили российские долго­вые активы более чем на $30 млрд, до $130 млрд Пассивы же России «парижане» увеличили на $36 млрд, заставив РФ офи­циально признать за собой долги теперь уже бывшего СССР перед странами Восточной Европы — членами бывшего СЭВ. После этой махинации общая сумма советско-российских дол­гов выросла до $140 миллиардов.

Но откуда вдруг взялась советско-российская задолжен­ность перед Восточной Европой?

Как известно, в 1945—1987 гг. СССР поставлял в «брат­ские» страны нефть, газ, другое промьпплешю-энергетическое сырье и разнообразное оборудование по символическим рас­ценкам — в 5—12 раз ниже среднемировых экспортных цен. А получал из Восточной Европы оборудование и ширпотреб по ценам выше среднемировых экспортных расценок мини­мум в полтора раза.

Повторим также, что в 1947—1951 гг. СССР отказался от 60 % денежных и товарных репараций с проигравших войну Венгрии, Румынии и Восточной Германии. В текущих ценах это более $20 миллиардов.

Но во имя политической конъюнктуры руководство СССР в 1987 г. решило пересчитать советский импорт из Восточной Европы по завышенным вдвое, а то и вчетверо расценкам — под предлогом якобы «многолетней недопла­ты братским странам». Одновременно оно фактически ан­нулировало задолженность восточноевропейских стран по советским займам и кредитам, а инвестиционно-кредитное участие стран Восточной Европы во многих проектах в рам­ках СЭВ, реализация которых была сорвана, опять-таки, в конце 1980-х гг. (прекратились финансирование, поставки оборудования, пересматривались сроки реализации про­ектов и т.п.), — включило в советскую задолженность. Де­скать, те проекты были выгодны прежде всего «доперестро­ечному» СССР…

Характерно, что упомянутые решения на Кубу и Монго­лию — членов СЭВ — не распространялись. Поэтому они и сегодня остаются крупными должниками России.

По мнению бывшего зампреда союзного Госплана Сте­пана Ситаряна, «решения эти были сугубо политическими и весьма неожиданными. Официально они объяснялись не­обходимостью перевести СЭВ на рыночные механизмы, но в действительности проводилась сознательная линия на раз­рушение общего экономического пространства социалисти­ческих стран, что осуждали руководители многих из них».

На сессии глав государств и правительств стран-членов СЭВ (1988 г.) советская делегация многословно доказывала свою приверженность «исправлению ошибок социалисти­ческой интеграции». Было заявлено, например, о готовности доплатить странам-партнерам за период 1940-х — первой по­ловины 1980-х гг., когда ценовые и сбытовые интересы Вос­точной Европы якобы зачастую игнорировались прежним ру­ководством СССР.

При этом стоит напомнить, что в 1947—1987 гг. включи­тельно СССР оставался их главным торговым партнером. США, Япония, Канада и Европейское сообщество в те годы ввели ограничения на торговлю и сотрудничество почти со все­ми странами-членами СЭВ, кроме Румынии в 1969—1986 гг., ибо Бухарест противодействовал «хрущевско-брежневским» КПСС и СССР по многим вопросам. В 1987—1989 гг. санкции сохранились только против ГДР, Кубы, Монголии, но были вве­дены против «антиперестроечной» Румынии.

Эрих Хоннекер и особенно Николае Чаушеску резко осуж­дали не только «пресловутую перестройку», но и двуличие За­пада, в т.ч. Международного валютного фонда, в отношении соцстран. Вдобавок, Бухарест и Восточный Берлин отказались пересчитывать свою задолженность перед СССР в его долг перед этими государствами.

В1988—1989 гг. Румыния ценой колоссального напряжения экономики, обусловленного, в частности, внезапными срывами торговых контрактов с СССР, Болгарией, Венгрией, Чехослова­кией и Польшей, смогла погасить весь свой долг МВФ (около $8 млрд). Это беспрецедентное событие в мировой экономи­ческой истории. А летом 1989 г. Румыния и ГДР официально отказались «трансформироваться» в кредиторов распадающс­гося СССР. Отказалось от этого и руководство тогдашней «ста-лшшстской» Албании (член СЭВ в 1950—1961 гг.).

Кроме того, именно в те годы Запад в сотрудничестве с влиятелыгьгми странами-членами ОПЕК более чем на треть обвалил мировые цены на нефть и газ, а ведь доля «нефтегазо-долларов» в ежегодных экспортных доходах тогдашней совет­ской казны превышала 65 %. Получив внешнеторговый обвал, СССР в считашгые годы стал еще и должником почти всех вос­точноевропейских государств…

Но объединешгая Германия и с 1990 г. <шостдиктаторская» Румыния, по очевидным причинам, быстро отреклись от своих прежних решений, официально заявив, что они считают Рос­сию своим должником.

Несмотря на распад СССР, Россия, подчеркнем, приняла только на себя советскую задолженность перед Восточной Ев­ропой. Внешние же долги бывших Чехословакии, Югославии (СФРЮ) и Эфиопии (распавшейся на Эфиопию и Эритрею) распределены между вновь созданными на их территориях го­сударствами!..

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: