Хасбулатов Р.И. Первый вопрос — относительно Курильских островов.
(…Множество разных лиц выдвигали разные «идеи» относительно мирного договора с Японией.)
Я сейчас считаю, что единственная более или менее имеющая право на существование концепция — это концепция поэтапного развития этого процесса в рамках общего урегу-лирования отношений с Японией, то есть длительный исторический этап, который предполагает необходимость установления самых дружеских экономических, культурных и прочих связей. Именно об этом говорилось делегацией Верховного Совета во время ее пребывания в Японии в сентябре этого года. Мы одновременно передали премьер-министру господину Кайфу послание Президента РСФСР, в котором также подтверждалась идея о поэтапности развития этого процесса, получившая одобрение на предыдущих съездах народных депутатов России.
Другие вопросы делегация Верховного Совета в Японии не обсуждала. Более того, когда выступил один из известных российских деятелей с предложением, что необходимо, ссылаясь на Договор 1855 г., передать эти острова Японии, мы попали в достаточно сложное положение, потому что при каждой встрече нам задавали вопрос: ну как же, вы ничего нового не привносите, а только повторяете положение Горбачева, а вот ваш «известный деятель» (Григорий Явлинский) предлагает передать эти острова Японии. Вот то, что я могу сказать по Курилам. И если хотите более подробно по этому аспекту, то Владимир Ильич Новиков, координатор депутатских групп, имеет, кажется, все отклики мировой печати, в которых отражена наша позиция в этой части, вы сможете с ними познакомиться.
Вопрос по Чечено-Ингушетии. Я в самый разгар событий в Чечено-Ингушетии прибыл туда на один день после прибытия из Токио. К моему прилету там уже была значительная группа народных депутатов во главе с Медведевым и Рудкиным. В ней были также Госсекретарь при Президенте РСФСР Бурбулис, министр Полторанин, заместитель министра внутренних дел генерал Абрамов, один из руководителей российского КГБ, — в общем, большая группа людей, которая пыталась содействовать урегулированию этого кризиса. И к моменту моего прилета была уже достигнута какая-то основа для договоренности. Так складывалась общая ситуация.
Практически парламент уже был разогнан, бывшее его здание оккупировано и окружено. Председатель Верховного Совета республики уже подал в отставку. Чуть ли не половина депутатов уже сдали свои депутатские удостоверения. То есть к этому времени уже практически не существовало депутатского корпуса и верховной власти в республике. «Группа» к моему прилету, как я сказал, уже провела серьезные переговоры. Обстановка была сложная. Почти 100 тысяч людей стояли на площади днем и ночью, готовые на любые действия, ожидая результатов от нашей деятельности.
Мы с большим трудом достигли договоренностей (я повторяю — «мы», а не «я», как постоянно почему-то утверждают) с пятью или шестью политическими партиями. Мы договорились о том, что будет все-таки созван распущенный, разогнанный Верховный Совет. Пусть этот Верховный Совет выделит из своей среды несколько десятков пользующихся доверием людей депутатов, которые бы подготовили новые выборы Верховного Совета. С этим условием практически все согласились. Было избрано 32 депутата, которым было поручено ушедшим в отставку Верховным Советом этой республики подготовить выборы нового состава Верховного Совета — это была их единственная задача. Но, к сожалению, дело осложнилось. И хотя практически все политические и другие течения и партии пришли к согласию после моего публичного выступления перед населением, после того как мы призвали по телевидению народ к спокойствию, расходиться по домам и люди отозвались на эти решения и мои призывы — дело было сорвано. Единственная вооруженная группа отставного генерала после моего отлета вновь взяла на вооружение сепаратистские лозунги и, откровенно говоря, стала терроризировать город… Представители этой вооруженной группы идут на достаточно крупные провокации в республике. Эта обстановка сохраняется и сегодня.
Недавно местный институт провел социологический опрос, который показал, что 64 % населения республики не желает выходить из состава России. Вот, собственно, моя роль в этом деле.
Третий вопрос — по Дагестану. В Дагестане сложилась крайне опасная ситуация. Она продолжает существовать, к сожалению, как и во многих других республиках Кавказа и не Кавказа. Вы это знаете. Председатель палаты Национальностей Абдулатипов и Председатель Верховного Совета Дагестана Магомедов просили меня, чтобы я прибыл туда для того, чтобы помочь организовать переговоры между конфликтующими сторонами. Дело в том, что к этому времени проходили в одном из районов два митинга. В одном из них участвовало порядка 50 тысяч человек, в другом — почти 30 тысяч. Кое-где уже начали сверкать горские кинжалы и не только. В общем, обстановка была очень накалена.
Мы прибыли туда с Абдулатиповым и 12 часов вели переговоры вместе с согласительной комиссией, которая была образована ранее. Учитывая опыт Чечено-Ингушетии, мы хотели, чтобы конфликтующие стороны в письменном виде оформили достигнутые нами соглашения. После 12-часовых переговоров нам, кажется, удалось достигнуть определенного компромисса. Во всяком случае, люди с этих противостоящих митингов разошлись. Обстановка там остается достаточно напряженной, но на тот период мы сняли угрожающее положение. Важно, чтобы достигнутые решения были осуществлены властями Республики на «деле».
Депутаты были удовлетворены моими разъяснениями, меня избрали Председателем Верховного Совета достаточно оперативно.
Съезд по моему представлению принял специальное постановление, объявившее незаконными выборы президента и парламента в Чечне. Это постановление базировалось на заключении Комиссии, которая изучала ситуацию в Чечне, условия, в которых были проведены «выборы» и полное игнорирование российских и республиканских законов при проведении этих так называемых выборов президента и парламента Чеченской Республики.