Моя лодка С-19 стояла в надводном положении, на якорных бочках, на расстоянии 1400 метров от предполагаемого эпицентра ядерного взрыва. Мы зарядили аккумуляторную батарею, провентилировали отсеки и затем загерметизировали прочный корпус. По расчетам испытателей, в таком положении подлодка должна была находиться несколько суток, пока не наступит время «Ч». Но дату взрыва, как помнится, несколько раз переносили, то из-за технической неготовности, то мешала неблагоприятная погода, которая определялась направлением ветра в слоях атмосферы.
У экипажа моей лодки, как и у моряков других кораблей, была взята подписка о неразглашении государственной тайны.
Подводная лодка Б-9 тоже стояла на якорных бочках, но находилась как бы в подвешенном положении на перископной глубине — примерно 9 метров. Предварительно ее удиф-ферентовали с небольшой отрицательной плавучестью. Б-9 была ближе нашей к эпицентру — примерно в 1000 метрах.
Еще две трофейные немецкие лодки, С-81 и С-84, находились в подводном положении, тоже на бочках, на расстоянии 1 ООО и 1800 метров от эпицентра.
Эсминец «Гремящий» стоял на якорных бочках. На нем подготовили к автономной работе главную энергетическую установку. Запуск ее происходил по специальному радио сигналу. Кроме того, к борту эсминца приварили одну из секций с действующими механизмами другого эсминца проекта 56, который тогда еще только проектировался. Механизмы и здесь приводились в движение с помощью радиосигнала.
В конце августа мы получили приказ находиться в укрытии и приготовить средства индивидуальной защиты, Это были противогазы, резиновые комбинезоны, защищавшие от воздействия химических веществ. И, конечно, индивидуальные трубки для замера уровня радиации. До зиметрические приборы, надо признать, имелись в очень ограниченном количестве и, честно скажу, не вызывали у нас особого доверия.
Как мне кажется по прошествии многих лет, кома и донн* ние относилось к сохранению здоровья людей, их безота ности далеко не должным образом. Люди, настроен и ы# дилетантским образом к возможным последствиям радиол! тивного облучения, просто выполняли служебный долг I ни
уж было воспитано наше поколение, для которого главное -выполнить ответственную задачу во благо Отечества.