«Процесс пошел»

«Суверенитеты» в 1990 г. провозглашались едва ли не ежедневно — 12 июня «Декларацию о государственном суве­ренитете РСФСР» принимает I съезд народных депутатов России. 20 июня такую же декларацию принимают пар­ламенты: Узбекской ССР, 23 июня — Молдавской ССР, 16 июля — Украинской ССР; несколько позже — Казахской, Киргизской, Таджикской ССР.

Как любил говорить Михаил Горбачев, «процесс пошел», — он перекинулся на автономные республики России: 20 июля Верховный Совет Северо-Осетинской автономной респуб­лики принимает «декларацию о суверенитете». А Чечено-Ингушетия чем хуже? Она принимает «свою» декларацию 26 ноября того же, 1990 г., отличающуюся особым радика­лизмом; а затем о суверенитете заявляют все автономии Рос­сии (кроме Дагестана), а также все три автономии Грузии — Абхазия, Южная Осетия и Аджария, — выступившие против политики Константина Гамсахурдиа. Области и края Рос­сийской Федерации принимают решения о «конституирова-нии» в республики или создании «новых» республик; армя­не Краснодарского края (Россия) и Джавахетии (Грузия) тре­буют «своих» автономных районов» на их территориях (в мес­тах компактного расселения армян): аналогичным образом ставит вопросы целый ряд народностей (в том числе пред­ставители казачества), проживающих в разных республиках и регионах СССР — России, Украины, Молдавии, Узбеки­стана, Казахстана…

Решение о назначении референдума с вопросом: «Счи­таете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Со­циалистических Республик как обновленной федерации рав!ю-правных суверенных республик, в которых будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой националь­ности?» — был принят в декабре 1990 г. на IV съезде народ­ных депутатов СССР.

Этот референдум, который состоялся 6 марта 1991 г., но идее Горбачева, должен был спасти Союз, но фактически он заложил мощную, уже правовую, базу под его надлом — от участия в нем отказываются шесть союзных республик из пятнадцати: Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Мол­давия. В то же время количественные результаты союзного референдума были впечатляющими: из 186,6 млн граждан, имеющих право участвовать в референдуме, на избиратель­ные участки пришло 148,6 млн человек, это 80 % избирате­лей. Из них за сохранение Союза голосуют 113,5 млн чело­век (76,4%), против голосуют 32,3 млн человек, или 21,7%. На этом же референдуме, как говорилось ранее, решился также вопрос о введении в системе государственной власти России должности президента — «за» проголосовало 69,9% участников референдума.

Но все это не может изменить один очевидный жестокий факт — шесть союзных республик получают определенные правовые основания считать, что они более не являются субъектами СССР. Вот чего добился Горбачев, приняв «иг­ру» в «референдум». Это — начало, первый этап начавшего­ся по инициативе самой верховной власти «разбалансирова-ния» СССР.

Второй его этап — также начатый по инициативе «вер­хов» — это «игра» в новый «союзный договор». Этот этап в определяющей мере связан с так называемым новоогаревским процессом, который заложил Горбачев 23 апреля 1991 г., — бесконечные «совещания» с представителями союзных и ав­тономных республик относительно содержания этого самого «нового союзного договора». По мере обсуждений и дискус­сий республики требовали от союзного центра все больше прав и полномочий, далеко выходящих за пределы, установ­ленные действующей Конституцией, о которой даже не вспо­минали.

После референдума было подписано соглашение «9+1»: Горбачев и лидеры девяти республик, участвовавших в рефе­рендуме, в котором говорилось, что «первоочередной задачей является заключение нового договора суверенных государств с учетом итогов проведенного всесоюзного референдума». К лету 1991 г. такой проект был подготовлен и вызывал мно­го вопросов, в том числе и в руководстве России (к этой сто­роне этого проекта мне придется неоднократно возвращать­ся в дальнейшем нашем повествовании).

ГКЧП безусловно оказал роковое воздействие на всю по­литическую и психологическую ситуацию — ни итоги союз­ного референдума, ни подготовленный Горбачевым проект Союзного договора уже никого не интересовали: ельцини-сты методично и целенаправленно (но действуя в глубокой тайне) привели страну под Беловежские соглашения, после которых начался стремительный распад СССР.

Некоторые аналитики полагают, что если бы Ельцин ос­тался председателем парламента, а не стал бы единолично «правящим начальником» России, реформы проходили бы совсем по-другому; и уже точно мы не получили бы перма­нентную «войну властей», господство «указного права», «шо­ковую терапию», чубайсовскую приватизацию и «черный октябрь» 1993-го. Возможно, но ситуация сложилась так, как она сложилась, а не иначе — поэтому бессмысленно стро­ить прогнозы на допуске иных сценариев развития. Но в ло­гике этой группы аналитиков важно другое — они признают разрушительный потенциал Ельцина, внесшего (вместе с

Горбачевым) определяющий вклад в развал СССР и дегра­дацию процессов социально-экономического и культурного развития Российской Федерации. (См.: Вишневский Б. По­следняя победа СССР // Московские новости. 2006. 10— 16 марта.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: