Проект А.Л. Завенягина

Супербомба 1956 года весила 26 тонн. Сбросить ее дол­жен был самолет Ту-95, в чей бомболюк заряд даже не поме­щался. В полигон, чтобы «получить разные степени поражения», планировали привести корабли — лидер «Баку», эсминцы «Разъяренный» и «Грозный», минный тральщик Т-219, подлодки С-16 и С-19, а также пару тральщиков с де­ревянными корпусами: по ним хотели выяснить — сгорят они от излучения или не сгорят?

Столь мощной бомбы боялись даже сами испытатели: ведь, по их расчетам, избыточное давление от взрыва могло возникнуть не только в районе Амдермы и Нарьян-Мара. В Архангельске, Мурманске и даже в странах Скандинавии тоже «ощутили» бы его последствия. Есть упоминание, что в связи с этим Министерство обороны и Академия наук «ре­комендовали» изготовителям бомбы Минсредмашу все же уменьшить тротиловый эквивалент «изделия» почти в два раза, а позднее возможные поражающие воздействия на спе­циально созванном техническом совете обсуждали ученые С.А. Христианович, Н.Н. Семенов, О.И. Лейпунский.

31 августа 1956 года по просьбе Минсредмаша Президи­ум ЦК КПСС решил все же отложить испытание 25-мега-тонной бомбы, перенеся его ориентировочно на следующий год. Но в 1957-м умер А.П. Завенягин. К тому же по ряду других причин решили все же не гнаться за американцами с супербомбой, а, постепенно увеличивая тротиловый эквива­лент «изделий», образно говоря, «показать США кузькину мать» позднее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: