Мы, полномочные представители народов союзных государств, сознавая свою историческую ответственность; выражая интересы, потребности и устремления сограждан; отдавая приоритет общепризнанным ценностям, правам и свободам человека; учитывая исторически сложившиеся связи и общность судеб своих народов, их право на самоопределение и свободное развитие; признавая устремленность на мирное и дружеское сотрудничество со всеми народами, выражаем настоящим свою готовность стать полноправным членом-учредителем Союза (Сообщества) свободных суверенных государств.
Раздел I
Статья 1. Участниками настоящего Союзного договора — субъектами Союза (Сообщества) являются союзные республики (перечень всех 15 республик).
Статья 2. Участники-учредители Союза соглашаются с тем, что Союз (Сообщество, Содружество) — это конфедеративное объединение суверенных с международно-правовой точки зрения государств. Суверенитет Сообщества основан исключительно на тех полномочиях, которые определены настоящим Договором и добровольно переданы ему государствами — учредителями Сообщества.
Статья 3. При этом вся полнота власти на территории государств-учредителей осуществляется самими государствами, вступающими в договорные отношения. Единственным источником и носителем государственной власти в республиках являются их народы.
Статья 4. Государство — учредитель Сообщества, подписавшее настоящий Договор, сохраняет свой суверенитет, за исключением тех полномочий, которые им добровольно передаются в ведение координирующих органов Сообщества. Законы каждого государства — члена Сообщества имеют приоритет на всей его территории и не подлежат отмене либо произвольному толкованию органами Сообщества, сформированными для осуществления задач, определенных государствами-учредителями в настоящем Договоре.
Статья 5. Каждое государство — учредитель Сообщества имеет свое гражданство. Вопрос о едином гражданстве в Сообществе будет решаться на последующих этапах развития Конфедерации.
Статья 6. Каждое государство-учредитель имеет свой Основной Закон — Конституцию, которая и меняется, и дополняется исключительно волеизъявлением народов государств или представительными органами государственной власти.
Статья 7. Государства-учредители представляют свои интересы в международном сообществе самостоятельно и в полном объеме (без изъятий). Они могут передавать соответствующие полномочия органам управления Союза (Сообщества) на основе двусторонних соглашений вне данного Договора (подлежащего ратификации Конвентом).
Раздел II
Права и свободы граждан Союза (Сообщества)
Государства-учредители соглашаются в том, что каждый человек на территории союзных государств имеет личные, имущественные (экономические), социальные, культурные и политические нрава.
Статья 1. Личные права:
• на жизнь, свободу и деятельность, обеспечивающую эту свободу;
• на недопустимость посягательства на честь и достоинство, вмешательства в личную и семейную жизнь и тайну корреспонденции.
Отдельные государства (республики) могут присоединиться к Сообществу на правах ассоциированных членов, не делегируя своих полномочий в том объеме, как требуется полным членством в Сообществе. Это должно быть оговорено со всеми учредителями Сообщества во время Договорного процесса, а после учреждения Сообщества — конвентом с последующим утверждением парламентом Сообщества;
• на неприкосновенность жилища и имущества;
• на свободу передвижения и выбора места жительства;
• на возможность покидать страну беспрепятственно и возвращаться в нее;
• на занятие, соответствующее желаниям, способностям и возможностям человека.
Статья 2. Имущественные (экономические) права:
• на собственность (материальную и интеллектуальную), священную и неприкосновенную, охраняемую законом и не подлежащую отчуждению от личности иначе, как в порядке, определенном Законом и через Суд;
• на участие в управлении предприятиями и организациями, с которыми человек связан трудовыми или иными соглашениями, включая отношения собственности;
• на достойную материальную жизнь в соответствии с международными стандартами.
Статья 3. Социальные права:
• на труд, отдых и досуг,
• на социальное обеспечение;
• на медицинскую помощь;
• на образование.
Статья 4. Культурные права:
• на воспитание, основанное на гуманистических ценностях, отрицающих пропаганду вражды по классовому и иному принципам;
• на участие в культурной жизни, в нравственном и духовном возрождении своих народов, их традиций и обычаев, соответствующих нормам общечеловеческой морали.
Статья 5. Политические права:
• на принятие участия в управлении государством;
• на избирательные права, соответствующие общепризнанным требованиям мирового сообщества;
• на свободу мысли и слова, совести и религии, возможность беспрепятственного их выражения устно и письменно;
• на объединение в политические партии, организации и общественные движения;
• на иные права, признаваемые международным сообществом.
Статья 6. Гарантии прав и свобод гражданина и человека.
Конституции государств-учредителей содержат нормы Закона, предусматривающие гарантии прав и свобод гражданина и человека, включая судебную защиту (суд присяжных) или иной, определенный Законом орган.
Раздел III
Статья 1. Полномочия Сообщества.
Государства — учредители Сообщества соглашаются в том, что для обеспечения целостности Сообщества как конфедеративного объединения самостоятельных государств; общих интересов своих народов в экономической, политической, экономической и оборонной областях необходима передача части функций государств учреждениям Сообщества создаваемым ими органам управления — Генеральной администрации Сообщества. На основе этих исключительно делегированных полномочий создается вся система управления Сообществом.
Другими полномочиями, кроме делегированных государствами-учредителями, органы власти и управления Сообщества не обладают.
Статья 2. Объекты управления Сообщества
Государства-учредители соглашаются в том, что объектами непосредственного управления (при контроле и участии государств-учредителей) органов власти и управления Сообщества могут быть:
• оборона (за исключением функций контроля и внутренних войск);
• общественная безопасность;
• атомная энергетика.
Статья 3. Объекты совместного управления.
Государства-учредители соглашаются в том, что объектами совместного управления государств-учредителей и Сообщества могут быть:
• охрана природы;
• воздушный и железнодорожный транспорт, морской флот;
• оборонные отрасли промышленности и космонавтики;
• охрана государственных границ союзных государств. Статья 4. Право собственности на объекты управления. Государства-учредители соглашаются в том, что передача
части полномочий (делегирование) Сообществу по управлению материальными, финансовыми и иными объектами и ресурсами не создает собственность Сообщества. Имущество и иные средства, выделяемые для осуществления задач Сообщества, остаются долевой (смешанной, совместной) собственностью государств — учредителей Союза и не подлежат отч)окдению органами власти и управления Сообщества.
Раздел IV
Состав и структура органов власти Союза (Сообщества)
Статья 1. Формирование Генеральной администрации Сообщества.
Государства — учредители Сообщества соглашаются в том, что для обеспечения задач и интересов Сообщества необходима Генеральная администрация, возглавляемая Президентом Сообщества.
Статья 2. Выборы Президента.
Президент избирается парламентом государств — учредителей Сообщества сроком на три года без права на повторное избрание. Выборы проводятся в первый понедельник декабря года. Президент вступает в должность в первый понедельник февраля текущего года после принятия присяги (инаугурации) перед членами Конституционного суда Сообщества.
Статья 3. Генеральная администрация. Президент формирует Генеральную администрацию в составе:
• государственный секретарь (межгосударственные отношения);
• секретарь по делам внешних связей;
• секретарь по делам обороны и разоружения (гражданское лицо);
• секретарь по финансам;
• директор Агентства безопасности;
• секретарь но транспорту и коммуникациям;
• секретарь по энергетике;
• секретарь по аграрным делам;
• секретарь по вопросам охраны природы;
• секретарь-инспектор по правам человека;
• государственный министр — личный представитель Президента Сообщества.
Генеральная администрация формирует бюджет (из взносов государств — учредителей Сообщества) и представляет его в Парламент Сообщества.
Президент осуществляет руководство Генеральной администрацией в объеме установленных полномочий.
Статья 4. Конвент.
Для контроля за деятельностью Генеральной администрации, выработки политики Сообщества образуется Конвент — Совещание глав государств-учредителей, созываемое не реже одного раза в 3 месяца. Руководит работой и председательствует на его заседаниях Президент Сообщества.
Статья 5. Парламент Сообщества, его формирование.
Парламент Сообщества состоит из двух палат.
Верхняя палата — сенат, избирается по избирательным округам союзных государств сроком на 4 года, по 10 сенаторов от каждого союзного государства.
Нижняя палата — палата депутатов, избирается пропорционально численности избирателей государств-учредителей, исходя из общего количества депутатов палаты — 400 человек, сроком на 3 года.
Палаты обладают равными правами, споры между ними решаются через механизмы согласования, утверждаемые палатами и их органами.
Выборы проводятся в последнюю пятницу октября избирательного года.
Статья 6. Избранным в сенат может быть любой гражданин государства — учредителя Сообщества, имеющий его гражданство в течение не менее 10 лет и достигший ко времени выборов 30 лет, в палату депутатов — 27 лет.
Статья 7. Парламент осуществляет законодательную деятельность в рамках полномочий Сообщества, контролирует эффективность политики Генеральной администрации, устраивает парламентские слушания министров и иных должностных лиц Сообщества; утверзвдает бюджет; входит с предложениями в парламент государств — участников Сообщества.
Заседания сената ведет государственный секретарь; палаты депутатов — спикер, избранный палатой.
Статья 8. Парламент вправе в исключительных случаях начать процедуру по отстранению Президента или любого должностного лица Сообщества от власти (импичмент), если обнаружены очевидные признаки нарушения данного Договора как основного Конституционного акта Сообщества. В этом случае обвинителем выступает палата депутатов, судьей — сенат.
Максимальное наказание в соответствии с процедурой импичмента — это отстранение от должности и порицание.
Статья 9. Международный Суд Сообщества.
Международный Суд — судебный орган по рассмотрению взаимных жалоб и споров государств — учредителей Сообщества. Участие в нем подтверждается специальным актом государства-учредителя. Решения Суда Сообщества имеют обязательную силу.
Международный Суд Сообщества формируется из числа известных специалистов конституционного права по специальной процедуре, одобренной Конвентом.
РазделУ
Государства — учредители Сообщества определяют местонахождение органов координации и управления Сообщества. Этим городом не может быть ни одна из столиц союзного государства.
Раздел VI
Право вхождения в Сообщество и выхода из него
Статья 1. Государства-учредители заявляют о праве каждого из них свободно выйти из Сообщества. Решение принимается через референдум простым большинством голосов граждан государства-учредителя. После принятого решения устанавливается период в 1 год для урегулирования вопросов, связанных с выходом республики и обеспечением нормальных условий функционирования государства-учредителя и Сообщества.
Статья 2. Участники настоящего Сообщества обладают правом расторгнуть Договор с государством-учредителем, систематически нарушающим условия Договора и обязательства, вытекающие из него. Решения принимаются простым большинством парламента по представлению Конвента.
Статья 3. При выходе из Сообщества или расторжении Договора государство-учредитель в течение 1 года погашает все свои обязательства перед Сообществом, равно как и Сообщество перед государством-учредителем, если иное решение не предусмотрено в специальных соглашениях.
Раздел VII
Настоящий Договор может быть включен в Конституцию государств-учредителей как нормы Основного Закона, признаваемые и уважаемые гражданами государств-учредителей.
При этом государства — учредители Сообщества исходят из нецелесообразности иметь общую (единую) для всех членов — учредителей Сообщества Конституцию.
Раздел VIII
Настоящий договор или его отдельные положения могут быть отменены, изменены или дополнены только с согласия всех участников Договора. Соответствующая инициатива должна быть изложена государством-учредителем на Конвенте. Решение принимается Парламентом Сообщества.
Раздел IX
Союз открыт для присоединения любого государства, которое разделяет цели, провозглашенные его учредителями. Инициатива направляется Президенту Сообщества и после консультации с Конвентом представляется Парламенту.
Раздел X
Настоящий Договор вступает в силу с момента утверждения его действующими Верховными Советами государств — учредителей Сообщества.
Таким был мой «проект договора». Но он даже не рассматривался публично, хотя эксперты, конечно, его «изучали». Центр не смог перебороть свое стремление к сохранению прежних порядков, хотя непрерывно уступал позиции, одновременно ведя дело к «сокращению» числа союзных республик, входящих в проект нового договора. Этим самым из договорного процесса оказались «самовыведенными» прибалтийские республики, Грузия, Молдавия, Армения, Азербайджан. Но зато, чтобы противопоставить нам и некоторым другим союзным республикам «фактор силы», к проекту Союзного договора были «вовлечены» автономные республики России. Среди последних громче всех «кричали» о своей «суверенности» представители Чечено-Ингушетии и Северной Осетии (не случайно в них начались вскоре вооруженные конфликты). Проблема значительно осложнилась. Но руководство Верховного Совета России показало себя твердым приверженцем Союза. Для меня тогда не стоял вопрос: «Быть или не быть Союзу?» Конечно, быть, но принципиально важен вопрос: каким он должен быть, этот Союз, по содержанию каким быть Договор? При этом следует решить ряд принципиальных вопросов, включая взаимоотношения будущего Союзного договора с Конституцией СССР. Например, горбачевский проект не соответствует ей по принципиальным положениям, начиная с того, что «СССР» заменялся на «Союз суверенных государств» (ССГ), — маловыразительно и даже вульгарно. А может быть, использовать такие слова: «Союз свободных суверенных республик»
(СССР)? Это общепривычное наименование государства, и стоит ли отбрасывать понятие «Союз»? Однако, так или иначе, на мой взгляд, надо скорее закончить эту драматическую и нелепую ситуацию с Союзным договором. Но вначале надо устранить все неопределенности, сохраняющиеся в союзном варианте Договора. При этом главный вопрос — четкое разграничение компетенции Союза и союзных республик, что могло бы устроить все 15 союзных государств.
Эту цель я преследовал в своем проекте Договора, а именно:
• Договор должен стать основным Конституционным актом будущего Союза, а будущий Союз может конституироваться в форме конфедеративного объединения (сообщества, содружества) самостоятельных государств. Собственно, такой подход признается в заявлении 9 союзных государств и Президента, опубликованном в конце апреля 1991 г. (формула «9+1»),
• Решение стратегического вопроса — разграничение полномочий между новой центральной (союзной) администрацией и государствами — учредителями Союза — не должно подрывать самостоятельность государств-учредителей. Только с учетом такого момента можно достигнуть главной задачи — сделать привлекательным для всех предлагаемый проект Договора.
• Анализ «болевых точек» такого разграничения позволяет вычленить основные функции, которые могли бы быть переданы в частичное или совместное управление центральной администрации и союзных государств. Они нашли отражение в предложенном мной проекте Договора.
• Пересдача центральной администрации части прав и полномочий в указанных областях должна касаться тех аспектов деятельности, которые требуют международной координации. Именно понятие «координация» более уместно использовать в данном случае. Оно более точно определяет функции органов власти и управления нового Союза.
• Частичное или совместное управление центральной администрации не создает ее «собственной» собственности (за исключением точно оговоренных объектов — Минобороны, МИД и т.д.). Собственность остается долевой (совместной) собственностью учредителей.
• Учредители Союза точно фиксируют права человека и гражданина в Договоре с точки зрения их соответствия существующим международным нормам и обязуются их соблюдать.
• Ряд статей определяет выбор высших органов власти и управления Союза.
• При этом формируются надежные механизмы, препятствующие возможной экспансии центральной (Генеральной) администрации.
Поскольку мой проект остался не востребован, я не стал настаивать на рассмотрении этого документа. Мы с Ельциным договорились занять конструктивный подход в отношении горбачевского проекта. Но при этом — подписать в нем только те статьи, которые предусматривали сохранение единства и целостности стран — в частности, мы не могли согласиться на «уравнивание» статуса наших автономий с союзными республиками.
Для Государственной делегации, утвержденной Верховным Советом России, задача была поставлена, замечу — не просто «подписание Договора», а шире — обсуждение проекта, внесение в этот проект наших поправок и вместе с этими поправками — подписание Договора.
Я был уверен в полной осуществимости этой непростой задачи — если не 20 августа, то в последующие несколько дней. При этом мы отвергали ту часть горбачевского проекта Договора, которая касалась попыток регулирования отношений «Россия — ее субъекты», полагая, что это — внутренние вопросы самой России. Отмечу и то, что именно в этом существенная разница между моим проектом и проектом Горбачева. Но эти планы были сорваны заговорщиками, осуществившими путч. После его подавления процессы распада СССР необычайно ускорились. Но об этом — в следующей главе.