Прощай, любимый город

5 июля 1955 года в 9 часов утра мы покинули Молотовск. Погода стояла для Севера удивительная. Спокойное море, яркое солнце собрали многих моряков на шкафуте у капа 1-го машинного отделения. Как сейчас помню, подошел за­меститель командира по политчасти капитан II ранга В. Ли­сов и сказал:

— Ну, товарищи, крутите дырки под ордена и медали

Такой спокойной ходовой вахты у меня еще никогда не было. Заданный ход в 18 узлов без маневров продолжался до самой Белушьей губы. Заступив на вахту в 3 часа ночи, я не­сколько раз поднимался по трапу к входному люку машин­ного отделения и наблюдал, как на горизонте по курсу корабля из голубой дымки стали четко проявляться очерта­ния берегов Новой Земли.

Утром 7 июля мы пришвартовались к причалу. Им слу­жил металлический понтон. Вскоре подошли вспомогатель­ные суда «Ока» и «Клязьма». Они доставили нам мазут и котельную воду. Загрузив и раскрепив на своей верхней па­лубе автомашины с радиостанциями, мы вышли из Белушь­ей губы и взяли курс в губу Черную. Там и стали на якорь.

По приказу командира бригады из моряков сформирова­ли команду для разборки брошенных на берегу цепей с боч­ками и мертвыми якорями. Все они лежали как попало. Якоря были весом 75 килограммов каждый. Эту работу мы выполнили в короткий срок. За это я был поощрен адмира­лом Басистым денежной премией в 75 рублей. Приказ о по­ощрении имеется в моем личном деле.

Свой корабль мы поставили на бочки. После этого в груп­пе моряков меня отправили на берег, как нам сказали, обус­траивать экспедицию. Мы забрали личные вещи, постельные принадлежности и на автомашине отбыли в штаб. Здесь меня направили в группу физиков академика Н.Н. Семенова для выполнения разовых поручений в качестве техническо­го исполнителя.

При нашем участии был разбит и палаточный городок. В нем команда «Куйбышева» занимала 2 палатки. На утрен­них разводах, помнится, академик бывал ежедневно. Но за­дания на работы давал его заместитель кандидат Технических наук капитан 11 ранга Яковлев.

На корабле в основном мы занимались расстановкой при­боров, камертонов и прокладок, которые я называл «пятач­ками». Приборы затем крепили на троса и опускали в воду. Глубину погружения регулировали лебедочками со стопоря­щим устройством.

Вот еще — к мерным стойкам крепили манекены солдат в серых шинелях, манекены матросов, одетых в синюю робу и черную шинель, а также в белую холщовую, в шинели и без таковой. За день, а точнее, пожалуй, за два до испытаний на палубах некоторых кораблей выставили продукты пита­ния в раскрытом виде, то есть без упаковки.

Видел своими глазами, как в Черную губу подошла бар­жа крытого типа с животными. На ней телята, овцы, козы, собаки, грызуны в клетках. Команда химиков распределила их по кораблям. На крупных животных вокруг туловища подвешивались полотнища тканей различных видов и рас­цветок, в зависимости от окраса животных.

Наступил момент и нам приказали покинуть корабль. Уходя, я попросил своего заместителя остановить вспомога­тельную установку, а позже закрыть как можно плотнее кап машинного отделения и обильно смазать пайолу турбинным маслом. Он так и сделал.

О природе Черной губы могу сказать — здесь богатейшая фауна. Инженеры, прибывшие сюда несколько раньше, на птичьих базарах собирали несметное количество яиц. Во время подготовки к испытанию мы едва ли не десятки раз в день бороздили акваторию Черной губы от корабля к кораб­лю на плоскодонном катере с мотором типа «топ-нога». Се­рые жирные утки лениво уступали нам дорогу, стая нехотя расходилась, отплывала в сторону и затем снова смыкалась в однородную серую массу за кормой катера. Ни одна из них при этом не нырнула в глубину и не взлетела. Край непуга­ных птиц…

20 сентября 1955 года, хотя на точности даты не настаи­ваю, всему личному составу палаточного городка выдали су­хой паек, консервированный борщ в стеклянной банке и эвакуировали на корабли подошедшей бригады Северного флота. На охране знамени корабля и имущества экипажа ос­тались мы вдвоем — я и старший помощник командира ко­рабля капитан-лейтенант Ярослав Билый.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,108 сек. | 12.42 МБ