Пятно на биографии

В истории Новоземельского полигона был всего один на­земный взрыв. Он шел под кодом «ФО-3» и оказался вторым по общему счету. В историю испытаний ядерного оружия за Полярным кругом этот взрыв вошел тем, что дал ощутимое радиоактивное заражение окружающей местности и этим, по словам самих испытателей, «испортил биографию полигона».

Здесь надо пояснить, что наименее «чистыми» в радиаци­онном отношении специалисты считают взрывы в атмосфе­ре, когда огненный шар не касается поверхности земли или воды. Поэтому место испытаний как бы и «не загрязняется». Но все это, конечно, относительно, ведь поток радиации при взрыве никуда не исчезает — он все равно проникает в атмос­феру. Кстати, самыми мощными и пагубными для окружаю­щей среды планеты были американские взрывы, поскольку являлись наземными или приводными, когда заряд разме­щался на барже.

Испытания 7 сентября 1957-го принимала комиссия под руководством В.Ю. Гаврилова — представителя Минсредма-ша. Зарядное устройство разместили на металлической вы­шке вблизи уреза воды все той же губы Черной. На акватории, на шести радиусах расставили корабли: эсминцы «Грозный», «Гремящий» и «Разъяренный», минные тральщики «Федор Митрофанов», «Павлин Виноградов», Т-218 и Т-219, под­лодки Б-20, Б-22, С-19, С-20 и С-84. При этом подводные лодки Б-20 и Б-22 заняли позицию, погрузившись на дно.

Для проверки конструкций корпусов новых кораблей не­которые их секции и конструкции установили на надводных опытовых кораблях. На некоторых из них в режиме якорной стоянки работали механизмы, а также отдельная аппаратура. На подлодках испытывалось нештатное оборудование и во­оружение. Всего опытовых средств противоатомной защиты насчитывалось 17.

Мощность взрыва оценили в 32 килотонны.

Надводные корабли получили повреждения разной степе­ни. Ударная волна помяла котельные кожухи, шахты венти­ляции и дымовые трубы. Наибольшие деформации получили надстройки. По заключению комиссии, все надводные ко­рабли сохранили боеспособность.

Другое дело с подводными лодками. С-84, которая оказа­лась ближе всех к эпицентру, лишилась части легкого корпу­са, получила постоянный крен и не могла уже ни погрузиться, ни всплыть. Б-20 смогли поднять на поверхность двумя 400­тонными килекторами — она приняла 600 тонн воды внутрь корпуса из-за нарушения герметичности всей забортной ар­матуры. Остальные лодки сохранили боеспособность, хотя некоторые из них имели сильно помятые легкие корпуса.

Испытатели провели замеры и официально объявили, что «взрыв вызвал незначительное и кратковременное радиоак­тивное заражение района Карского моря в восточном на­правлении до полуострова Ямал». Насчет района Карского моря до полуострова Ямал, возможно, так и было. В осталь­ном информация оказалась ложью. Радиоактивное зараже­ние в районе губы Черной было сильнейшим. За последующие полвека оно ослабло, но так и сохранилось в опасных для жизни пределах до наших дней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: