Новую Землю, понятное дело, тогда уже закрыли так. что близко не подойдешь. Но торговым судам, нашим и чужим, из Европы в Сибирь ход был. Однажды отстаивались мы в Белушьей губе. Команда смотрела кино. Вдруг сыграли тревогу: какой-то пароход сунулся туда, куда не следует. Шел он от Маточкина Шара, ну, а мы полным ходом ему навстречу, орудие и пулеметы к бою!
По специальности я дальномерщик. Поэтому того иностранца разглядел первым сухогруз на пять тысяч тонн, не меньше, чистенький, крашеный, не то что наши бродяги. На мачте флаг белый крест на красном поле, Швейцария! У Швейцарии какие могут быть моряки? Просемафорили пароходу: «Стоп машины!» Тот стал, команда на палубу высыпала. Нам из Белушки приказ: «Судно сфотографируй ie». А чем?! Фотоаппараты, у кою они были, все под замком в сейфе у старпома, да и пленки нет. Новый приказ: «Зарисуйте». Тогда как умели, так и зарисовали. Тут уже прилетел наш самолет. Кружил, кружил над пароходом, пока горючее не сжег. Улетел, заправился, снова прилетел. Это все, пока выясняли, что да почему. Выяснили пароход работает во фрахте, шел на Диксон вокруг мыса Желания, но там льды, повернул к югу на Карские Ворота… Шпион — не шпион? Но из базы приказ: «Вывести за пределы территориальных вол». Повели нарушителя под конвоем это 12 миль, уж и берегов не видно, а там пароход повернул к югу.
В базу мы вернулись ночью, а в полдень стал тот самый швейцарец прямо напротив Белушки! В запретную акваторию не залез, но видно его хорошо. Значит, и ему гоже все видно. Наши запрос: «Почему стоите?» Они: «У нас обед». Тут особисты переполошились он здесь не случайно! Ну а швейцарец как закончил «обедать», так и ушел.