Дипломатические усилия, конечно, нужны. Но реальным аргументом может и должна быть демонстрация того, что Россия тоже готова отстаивать свои законные интересы, в том числе и с опорой на силовую составляющую. Уже заявлено, что планы боевой подготовки ВМФ России теперь будут учитывать фактор присутствия в Арктике кораблей НАТО. Начальник Генерального штаба ВС РФ — первый заместитель министра обороны генерал армии Николай Макаров предупредил: «Российская сторона адекватно ответит на попытки милитаризации Арктики. В первую очередь это относится к задачам Северного и Тихоокеанского флотов России. Военное руководство будет уделять особое внимание защите национальных интересов страны в Арктике по всей протяженности северных морских границ России. Главная роль отводится атомным подводным лодкам, которые являются ядром морских стратегических ядерных сил. Мы следим, какой будет степень милитаризации Арктического региона. В зависимости от этого Россия и будет действовать».
Учебно-боевые пуски баллистических ракет РСМ-54 из района Северного полюса по полигонам Кура и Чижа, которые осуществили стратегические атомные подводные лодки Северного флота «Екатеринбург» и «Брянск», а также возобновление тренировочных полетов стратегических бомбардировщиков в район Северного полюса и походы боевых кораблей в Атлантику — тому подтверждение. Впрочем, сами военные понимают опасность желания поиграть мускулами. Вероятно, поэтому генерал-полковник Анатолий Ноговицын считает, что с повышением военного интереса Арктическую зону следует наряду с Европой и Северной Атлантикой включить в разработку конкретных параметров об ограничении обычных вооружений и мер контроля.
Необходимость этого встает со всей очевидностью. Особенно с учетом мрачного предсказания американского эксперта Роджера Говарда — автора ряда исследовательских книг, в том числе «Золотая лихорадка в Арктике» и «Охотники за нефтью», которое сводится к тому, что Россию и США ожидает новая «холодная война» за неосвоенные ресурсы Арктики, добыча которых становится все более реальной в условиях глобального потепления и разработки новых технологий. И хотя большинство политиков и у нас, и на Западе с сомнением рассматривают такую перспективу, задуматься есть о чем. Потому что полностью исключить силовой вариант решения вопроса об обладании мировой сокровищницей ресурсов не рискнет сегодня никто. И потому претенденты на Арктику готовятся к действиям по любому сценарию.
Так, вооруженные силы Канады в 2009 году провели в северных прибрежных районах крупнейшие за последние годы национальные военные учения под кодовым названием «Нанук-2009». Заявленная цель маневров — отработать методы борьбы с подводными лодками, которые могут незаконно заходить в береговую зону. Однако, как подчеркнул канадский министр обороны Питер Маккей, учения нацелены прежде всего на то, чтобы «авторитетно и недвусмысленно заявить, что Арктика — это важная составная часть Канады и что ее присутствие там, включая военное, будет постоянно наращиваться».