Возвращение к идеалам Справедливости, гуманизации Мира и гармонизации международных отношений — как главное условие сохранения Мира и миропорядка

Не повторяя выдвинутых положений в работе, под­готовленный в связи с Великой американской трагедией 11 сентября, я хотел бы подчеркнуть и повторить следую­щий генеральный тезис: только на путях к движению Спра­ведливости, гуманизации Мира и гармонизации междуна­родных отношении возможно восстановление нарушенного мирового политического равновесия. (См.: Хасбулатов Р.И. Великая американская трагедия…) Лишь при такой глобаль­ной политической парадигме развития представляется воз­можность избавить Мир от непрерывных вооруженных кон­фликтов в самых разных регионах мира, угрожающих пере­расти в более серьезные войны и выступающих факторами общей политической нестабильности.

При сохранении современного уровня международной конфликтности следует ожидать постепенного «затухания» мировых темпов экономического роста, нового этапа мощно­го расширения бедности и нищеты в самых разных регионах, прежде всего развивающегося мира. Это — неизбежное след­ствие рыночной глобальной политики ведущих стран мира.

В целях предотвращения такого однолинейного движе­ния необходимо «снятие» напряженности между «великой триадой» — «богатым севером» и «бедным югом», и прежде всего сегментом беднейших афро-азиатских стран. Перестрой­ку международных отношений необходимо вести в направ­лении, обеспечивающем PC большую справедливость в Ми­ре, на принципах отрицания неравенства стран и народов, неприятия насилия, разлагающих человека идей, утвержде­ния равенства возможностей и реального выбора. Можно сказать, что все эти принципы изложены в разных Докумен­тах ООН — это так. Но они имеют декларативный характер, не обязывающий ни одну страну к их выполнению. Поэтому следует переходить к такому императивному порядку, когда подпись каждой страны под такого рода документом должна соответствующим образом гарантированно обеспечиваться. Соответственно, необходимо выработать механизмы гаран­тий обеспечения международных правил регулирования.

Возможно, богатым и сильным странам (G-8) некоторые реальные действия в направлении к гармонизации Мира следовало бы начать с себя — к примеру, с запрета на между­народную торговлю оружием. Причем в любых объемах и лю­бых видов и типов оружия. Разве не секрет, что именно «ци­вилизованные страны» поставляют на мировые рынки 98 % всего оружия? И те люди, которые в духе политолога Хантинг­тона «развивают» идеи «столкновения цивилизаций», — по­чему они не задают себе весьма сакраментальный вопрос: «Откуда берут оружие эти самые «отсталые» мусульманские «фундаменталисты» для сокрушения мощи «передовых» хри­стианских волонтеров современной цивилизации?» Как «от­куда»? С военно-промышленных заводов Америки, России, Франции, Германии, Соединенного Королевства, Израиля, Китая и т.д. Это величайший цинизм! Почему надо по всему миру распространять средства ведения войн, убийства лю­дей, террора? Многие ли знают, сколько в «цивилизованных странах» производится взрывчатых веществ, противопехот­ных мин, бомб, бесшумного оружия? Это — 96 % всего миро­вого их производства. А кто инструктирует, обучает исполь­зовать эти средства уничтожения людей? — 99 % инструк­торов в исламском мире, во всех развивающихся странах, которые закупают современное оружие, — это представите­ли армий, спецслужб военно-промышленного комплекса «цивилизованных стран». (См.: Хасбулатов Р.И. Великая американская трагедия…) Соответственно, возникает во­прос: кто ведет войну против Цивилизации? Это — державы G-8 и их сателлиты, в том числе в элитарных стратах бедных стран.

Мощный мировой финансовый кризис, развернувшийся с конца 2007-го — начала 2008 г., буквально потряс всю ми­ровую экономику. Считается, что он накапливался в течение ряда лет и реализовался как кризис ипотечного бизнеса в США, но в силу исключительной масштабности финансо­вой задолженности (свыше 2 трлн долл.) перекинулся на другие страны и континенты. Как следствие чрезмерного доступа ипотечного кредита, они оказались должниками аме­риканских банков, не в силах вернуть свои долги.

С целью предотвращения развертывания финансового кризиса американское правительство приняло целый ком­плекс мероприятий, оцениваемый в 200 млрд долл. (это свы­ше 1% ВВП страны). Здесь было предусмотрено и снижение налоговой ставки ФРС, и льготы по линии инвестиций, на освоение новых методов и привлечение рабочей силы, и мно­жество других. Пока что (в период весны—лета 2008 г.) уда­лось «сбить первую волну» мирового финансового кризиса. Но проблема, в том числе вопрос относительно того, перей­дет ли этот кризис на материально-производственный сек­тор мировой экономики, разумеется, не решен.

Мировая экономика конца XX столетия характеризуется крайней неустойчивостью. Это вполне естественно и связа­но с динамикой мирового экономического цикла. Вся после­военная экономическая история капитализма показывает, что временные рамки цикла находятся в пределах 8—10 лет. И если иметь в виду, что последний цикл начался с мирового кризиса 2001—2002 гг., ясно, что мировая экономика при­ближается к завершению очередного циклического (восхо­дящего) этапа своего развития и неизбежно должна вползти в серьезную депрессию. Отголоски этого будущего кризиса и проявляются в формах финансового кризиса, развернув­шегося в мире.

Неустойчивость мировой экономики в наше время, как никогда ранее, во многом обусловлена глобальной полити­ческой нестабильностью и политическими рисками. Они, эти разные формы нестабильности, стали главным фактором всей современной системы международных отношений по­сле исчезновения СССР — второй супердержавы. Это про­является в возникновении множества региональных военно-политических конфликтов, этнических войн, особом накале противоречий между странами развивающегося мира с веду­щими западными державами, «расползании» традиционного конфликта между арабами, евреями на Ближнем Востоке и вовлечении в него Сирии и Ирана и пр. Все это непосредст­венно воздействует на мировую экономику, в том числе на повышение цен на углеводороды — цена на один баррель неф­ти приближается к 140 долл., — это уже не экономика, а от­кровенная спекуляция на общей глобальной ситуации, когда сказывается полная беспомощность мирового содружества и его международных организаций, которая влияет на эту гло­бальную провокационную ситуацию. Естественно, что все это оказывает мощное воздействие на динамику мирового эконо­мического цикла, де({юрмирует его естественное протекание.

При этом резко снизилась эффективность воздействия таких международных институтов, как МВФ, Всемирный банк и ВТО, которые в предыдущие десятилетия так или иначе способствовали регулированию движения мировых финансовых потоков, товаров и услуг. Ныне под ударами глобализации, развивающейся спонтанно, это движение ста­новится все более неуправляемым, угрожая «взорвать» ми­ровую экономическую и финансовую системы, которые все более становятся неравновесными. Глобальная политиче­ская нестабильность в разных регионах мира лишь укрепля­ет это неравновесие. К тому же предыдущие страны мира, в том числе G-8, не в состоянии понять основные проблемы современности и сосредоточить внимание на их решении, включая проблемы энергообеспечения и продовольствия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: