«Вся власть — Советам!»

Вот откуда истоки возвращения старого лозунга «Вся власть — Советам!», понимаемого одновременно как требо­вание устранить партийную власть, доминирующую над вла­стью советов представительных органов народа. Конечно, все это было явлением инициативным и в целом способство­вало энергичному вовлечению общества в политический про­цесс.

Первый, действительно демократический парламент СССР со времени начала своей работы в 1989 г. довольно быстро погряз в склоках и бесконечных дискуссиях. Формирование правительства СССР затягивалось — некоторые министры «обсуждались» в процессе своего утверждения по многу ме­сяцев и должны были присутствовать, вместе с премьером Рыжковым, на заседаниях Верховного Совета СССР А дела, которые требовали немедленного решения, становились объ­ектом деятельности бюрократии.

Возникшая в составе этого первого парламента демокра­тическая фракция — Межрегиональная депутатская группа (МДГ) — оказалась совершенно неконструктивной силой, способной лишь громко критиковать те решения, которые исходили от Горбачева и Рыжкова. Даже проект новой кон­ституции, которую разработал академик Андрей Сахаров (Конституция Евразийских Советских Республик), опубли­кованный уже после его смерти в 1990 г. одной из москов­ских газет, не стал объектом внимания этой «группы». Вско­ре Горбачев был избран первым президентом СССР, а главой союзного парламента стал Анатолий Лукьянов, университет­ский товарищ Михаила Горбачева; вице-президентом СССР, по предложению Горбачева, был избран Геннадий Янасв.

Положение в СССР сильно ухудшилось с началом кара­бахского вооруженного конфликта (1989 г.), который возник из-за аннексионистских поползновений армянского руко­водства и, очевидно, ошибочных решений азербайджанских властей. Конечно, трудно задним числом вскрывать ошибки руководящих кругов СССР, но если бы этот конфликт тогда был жестко пресечен в самом зародыше, вряд ли произошли бы аналогичные конфликты в Тбилиси, Средней Азии, Прид­нестровье и Прибалтике, не говоря уже о войнах на Север­ном Кавказе. И все это происходило на фоне продолжающей­ся войны СССР в Афганистане. Но, по-видимому, Горбачев не мог действовать по-другому — он стал заложником своей собственной политики по демократизации общества. И дело не в том, что у него не было нужной политической воли. Она у него была в избытке. Он был смелым и отважным челове­ком, сумевшим коренным образом изменить облик страны. Скорее всего, не было четкого, отшлифованного представле­ния о конечной цели реформирования, средствах и инстру­ментах этого реформирования и, конечно, — сильных сорат­ников.

Перестройка, как верно говорил Горбачев, началась по инициативе «верхов», была революцией «сверху». В чем был секрет успеха политической реформы на первом этапе? Ду­мается, в том, прежде всего, что она осуществлялась «сверху вниз», без промежуточных инстанций, да и бюрократия бы­ла тогда в некотором растерянном состоянии. И не оказыва­ла тогда серьезного сопротивления. Затем политика «бега на месте» дала возможность реакционерам «выйти из окопов». При этом несомненной заслугой Горбачева является введе­ние парламентаризма в СССР (позже Ельцин отнимет это право у граждан России, а некоторые президенты других пост­советских государств, по примеру Ельцина, поступят так же, хотя и без танкового расстрела парламента).

Если вспомнить историю, Ленин начисто отрицал необ­ходимость парламента как представительной власти, имею­щей исключительное право на законодательство, называя парламенты «изобретением буржуазии». Горбачев превра­тил Верховные Советы СССР и союзных республик в дейст­вующие парламенты, ввел в Конституцию СССР принцип разделения властей, обеспечил граждан демократическим из­бирательным законом и т.д. Все это — выдающиеся его дос­тижения.

Но что касается вопросов нового государственного уст­ройства, включая отношения между СССР и союзными рес­публиками, а также полного отстранения КПСС как единой государственной партии от власти — у него здесь не было точного представления того, как это осуществить и следует ли вообще это делать. Поэтому он взялся за Союзный до­говор, не представляя последствий этой затеи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: