Читатель «Дуэли» Сергей Марченков написал в газету:
«Последнее время официальные научные круги историков, археологов и прочих профессиональных интеллигентов развернули настоящую охоту на ведьм. В роли ведьм выступают академик А. Т. Фоменко (далее А. Т. Ф.) и его последователи. В своей статье я дам краткий обзор ситуации, а выводы пусть делает сам читатель.
Хронология — раздел исторической науки, изучающий историю «летосчисления», — бесстрастно сообщил мне Словарь Ожегова. В настоящее время хронология является наиболее консервативным разделом, добавляю я. Она фактически не меняется со времен Средневековья. Усилиями монахов-иезуитов Иосифа Скалигера и Дионисия Петавиуса на рубеже XVI—XVII вв. был составлен ее костяк, то есть события были выставлены в затылок друг другу по шкале времени. Весь XVIII и начало XIX в. на хронологию наводили глянец, и вот она — красна девица стоит перед нами. Вроде бы все стройно и логично — вот вам Древний мир, вот мрачное Средневековье, Возрождение, вот Новое время, а вот и наши дни.
На деле стоит повнимательнее присмотреться к основанию этого здания, как замечаешь, что оно построено на песке и лишь загримировано в гранит и мрамор. Объясняю, почему я так категоричен: грамотность и летописание в древности были исключительной прерогативой клерикальных кругов — прочим, даже знати.
грамота была ну совершенно ни к чему. Вот и сидел монах в келье с чадящей свечкой и горами манускриптов и кумекал по мере способностей, куда поставить то или иное историческое событие. Основные соображения, принимавшиеся при этом в расчет, — не противоречить церковным догмам и канонам. Летописи полны очевидными нелепостями вроде драконов, эльфов, кентавров, за пределами своего государства — феода — лежали варварские страны. Сеньоры, бароны, князья, выступавшие благодетелями монастырей, богатыми вкладчиками, были вправе рассчитывать на ответную благодарность духовных лиц в составлении их жизнеописаний и подвигов. Очевидно, что истина придворных летописцев интересовала в последнюю очередь. Мир для средневекового человека был причудливо устроен, в нем странным образом сосуществовали боги, герои, благородные рыцари и одноногие пигмеи. Посмотрите на средневековые карты — и вы все поймете. Но мы отвлеклись.
Как древние, так и нынешние летописцы думают лишь о том, как получше лизнуть власть предержащую. Не верите? Взгляните на школьный или вузовский учебник истории 2001 г. Как в нем описываются распад СССР или события осени 1993 г. в Москве. Так-то!
Вот такой был исходный материал, такие летописи и дожили до эпохи книгоиздания, и были зафиксированы и размножены печатным станком. Хронология со времен XVI—XVII вв. стала неприкасаемой; несмотря на грандиозный прогресс во всех остальных науках, она так и осталась священной коровой, любое покушение на которую вызывает гнев и возмущение жрецов.
Новое всегда с трудом пробивает себе дорогу, у нас у всех перед мысленным взором примеры Коперника, Галилея и т. д. И каждый раз жрецы той или другой науки поднимали хай, обвиняя новаторов во всех грехах. Такая же история и с историей.
Впервые засомневался в принятой концепции сэр Ньютон, посвятивший пересмотру истории массу сил и времени. Затем решающий вклад в этот внес Н. А. Морозов (1854-1946). Математики Постников, Фоменко, Носовский продолжают разрабатывать и строить концепцию новой хронологии. Отрадно, что и здесь мы, русские, вновь впереди планеты всей!
Что же говорят официальные историки? А ничего они сначала и не говорили, снисходительно отмахиваясь и посмеиваясь в перерывах на своих симпозиумах. Когда же учение А. Т. Ф., став раскрученным коммерческим проектом, стало обрастать последователями, поступило высочайшее разъяснение Академии наук о том, что с хронологией, мол, все ясно, А. Т. Ф. и присные — шарлатаны и дилетанты, ну а Морозов — так тот вообще сталинский холуй. И понеслось. Русское историческое общество, РАН, МГУ и прочие инстанции старательно клепают в год по 2-3 сборника серии Анти-фоменко (да-да!), наполненные опусами самого примитивного содержания. Причем, что интересно, критика идет как со стороны гуманистов-общечеловеков, обвиняющих А. Т. Ф. в антисемитизме и русофильстве, так и от патриотов, для которых Фоменко — жидомасон и враг православия! Придирки носят деструктивный, вздорный, мелочный характер, не могущий поколебать основы концепции.
Часто акцентируется внимание на том, что математики, геологи, физики и примкнувший к ним Каспаров попросту рехнулись и полезли не в свои сани. Так, автор этих строк получил осенью 2002 г. ответ от А. Гордона. Я написал ему, робко высказав пожелание пригласить в студию самого А. Т. Ф. и разобраться в вопросе. Г-н Гордон отбрил меня, написав, что А. Т. Ф. — шарлатан и нечего его опровергать. Так и написано.
Забавно, что одним из ярых критиков Морозова и А. Т. Ф. является профессор Бронштейн. Бронштейны против Морозовых — вам это ничего не напоминает? Вносят свой вклад в развенчание А. Т. Ф. и известные антифашисты Прошечкин и Новодворская.
Кстати, странно, что концепция А. Т. Ф. не оценена по достоинству русскими ура-националистами. В отличие от официальной версии, где русским отведена незначительная роль на периферии культурной Европы, здесь мы — пуп земли! Мы не были рабами, по-обезьяньи перенимавшими все у европейцев, нет, мы —моголо-татары (великие и ужасные) для Запада.
Кто управляет прошлым, тот управляет будущим. Кто управляет настоящим, тот управляет прошлым— помните Дж. Оруэлла с его 1984? Так ли важно и возможно ли вообще установить, кто кого покорил 700 лет назад? Перефразируя Ленина, скажем, что учение Фоменко всесильно, ибо оно верно. С помощью новой хронологии можно доказать что угодно! Интерпретировать абсолютно любые факты в нужном духе и, что очень важно, объявить любые неугодные документы фальшивками.
Если быть серьезным, то надо осознать, что перед нами отнюдь не паранаучный бред вроде НЛО и биополя, нет, мы свидетели рождения нового мировоззрения. Надо четко понимать, что (вновь по Ленину!) учение Фоменко — не догма, а руководство к действию, то есть в частностях в нем может быть масса ляпов, нестыковок, натяжек и прочих нелепостей, но в целом за ним — будущее. Просто Морозов и Фоменко заслужили признанной канонизации хотя бы за то, что впервые в истории (простите за каламбур!) подошли к истории как к науке точной, а не собранию сказок и анекдотов.
Таким образом, Фоменкиана неизбежно будет овладевать умами, развиваться и прививаться в обществе, неизбежно появятся секты и ереси, которые будут обвинять в косности самого А. Т. Ф. Логически рассуждая, следуя принципу исторических двойников, можно прийти к выводу, что призвание варягов на Русь — приезд Ленина из Финляндии, а сам Фоменко — апостол Фома неверующий, личность легендарная, а следовательно, никогда не существовавшая. Дойдет ли до этого? Поживем — увидим».