Необыкновенные танки Росcии и СССР. Сверхтяжёлый танк Т-42

Необыкновенные танки Росcии и СССР. Сверхтяжёлый танк Т-42

В конце 20-х и сначала 30-х годов ХХ-го века во всех ведущих танкостроительных державах тех пор разрабатывалось огромное количество разных по направлению танковых проектов. Раз в год создавались и запускались в серию новые машины самых различных типов, от лёгких танкеток для разведки и связи до циклопических, весом более 60 тонн неуклюжих, но отлично вооруженных машин, способных без помощи других делать сложные боевые задачки. Непременно, СССР не мог в силу политических обстоятельств не участвовать в этой гонке. Согласно программке перевооружения, принятой в 1929 году, в Русском Союзе начались работы над проектами сверхтяжелых танков, либо как их ещё называли танков прорыва. Одним из таких проектов, нацеленных на создание массивного, снаряженного самым современным вооружением танка, был проект Т-42.

Беря во внимание плохой опыт сотворения российского эталона томного танка прорыва Т-30, силами только русских инженеров и конструкторов, для реализации этого проекта был приглашен германский инженер Эдвард Гроте. Ему было скоро доверено, в недлинные сроки сделать машину, удовлетворяющую требованиям программки перевооружения РККА. Прибыв в Русский Альянс в марте 1930 года, Э. Гроте вкупе с маленькой группой германских инженеров сразу приступил к работе над созданием среднего танка ТГ, но этот танк не удовлетворил приёмную комиссию, работы по его созданию были прекращены. Но скоро Э. Гроте, принимая во внимание ошибки проекта ТГ, создаёт новый проект сверхтяжелого танка ТГ-4, который, как и предшествующий не произвёл подабающего воспоминания и не был высоко оценен управлением УММ РККА. Все же, принципиальный и жаждущий славы инженер спустя некое время представляет на рассмотрение комиссии проект машины весом более 100 тонн, ТГ-5 либо другое его обозначение Т-42. По существу это был глубоко переделанный и улучшенный проект ТГ-4. По плану конструктора это был должен быть пятибашенный танк с вооружением размещенным в 2-ух ярусах. 1-ый ярус, включавший в себя вооружение, расположенное в 4 башнях, установленных вокруг основной центральной башни, в каждой из 2-ух башен расположенных в фронтальной части корпуса, горизонтальный сектор обстрела которых приравнивался 125 градусам, была установлена 45 мм пушка 20К и спаренный с ней 7.62 мм танковый пулемёт ДТ-29.

Необыкновенные танки Росcии и СССР. Сверхтяжёлый танк Т-42

В башнях расположенных сзади центральной, предполагалось установить по одному 7,62 мм либо 12,7 мм зенитному пулемёту, с огромным углом возвышения для отражения атак с воздуха. Центральная крутящаяся башня, с размешенной на крыше малой командирской башенкой, установленная на высшую подбашенную коробку, оснащалась более томным вооружением, 107 мм пушкой и 7.62 мм пулемётом ДТ-29. Двухъярусное размещение обеспечивало достаточно высочайшие характеристики плотности огня и увеличивало суммарный вес залпа, (в неких источниках упоминается и трехбашенная схема вооружения). Бронекорпус машины предполагалось сделать клёпано-сварным, из бронелистов шириной 50 -70 мм, позволявшем машине выдерживать прямое попадание бронебойного снаряда 37 мм противотанковой пушки, с дистанции 1000 м и ответным огнём 107 мм орудия с этого же расстояния, осколочно-фугасным зарядом уничтожать его. Ходовая часть танка представляла собой очень сложную конструкцию, 17 сблокированных опорных катков были соединены в телеги по 2 и 3 катка. Силовая установка машины включала в себя два дизельных тепловозных мотора российского производства ПТ-100, мощностью 1000 л.с. выпускавшихся заводом «Электрик» и используемых на одном из первых, построенных в нашей стране тепловозов инженера Я. М. Гаккеля. В системе управления машиной были задействованы сервоприводы, что являлось новаторством для тех пор, но очень усложняло конструкцию ходовой части, которая в свою очередь не отличалась надёжностью и высочайшей ремонт
опригодностью.

Все это в итоге делало танк Т-42, очень дорогой и сложной в производстве машиной, вобщем, это типично для всех проектов германского инженера. К моменту рассмотрения проекта комиссией УММ РККА на Харьковском паровозостроительном заводе уже велись работы по созданию другого томного российского танка Т-35, который, по воззрению комиссии, был более надёжным и наименее сложным, как следует, дешевле в производстве. При фактически схожих технических свойствах, проект Т-42 был отклонён в пользу Т-35. Который в скором будущем был завершен и принят на вооружение РККА. Так завершилась история этого, так и не реализованного проекта, сверхтяжелого танка прорыва инженера Эдварда Гроте. Трудно сказать какова была бы предстоящая судьба этой машины, будь она принята на вооружение, может быть, она была бы таковой же, как и у всех танков-гигантов, большинству из которых так и не пришлось принять роль в боевых действиях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: