В конце 70-х годов на вооружение русского военно-морского флота поступила реактивная торпеда (также часто применяется термин ракета-торпеда) ВА-111 «Шквал». Она имела огромное преимущество в скорости перед существующими эталонами. Во время движения боеприпас, образуя вокруг себя крупную кавитационную полость, мог разгоняться до скорости порядка 500 км в час. В то же время, новенькая торпеда не была совершенной и имела несколько недочетов. Она была очень гулкой, а дальность стрельбы не превосходила нескольких км. Не считая того, система управления торпеды «Шквал» позволяла ей двигаться исключительно в согласовании с данной программкой. Собственная аппаратура наведения не предусматривалась.
Комплекс «Шквал» состоял на вооружении около пятнадцати лет: в первой половине 90-х флот отказался от него. Приблизительно в это время был сотворен экспортный вариант торпеды под заглавием «Шквал-Э». После снятия с вооружения часто появлялись слухи и анонсы обрывочного нрава, говорившие о вероятном разработке новейшей версии скоростной суперкавитирующей торпеды, которая в предстоящем придет на замену списанному эталону. Но до ближайшего времени факт разработки освеженного «Шквала» либо даже стопроцентно новейшей торпеды аналогичного класса оставался под вопросом.
На деньках пришло доказательство тому, что работы над новейшей торпедой уже идут, но пока находятся на стадии исследований и теоретических расчетов. В пн 17 июня РИА Анонсы опубликовало интервью с генеральным конструктором завода Дагдизель и первым председателем русского научного совета по торпедостроению Ш. Алиевым. Предприятие, где он работает, ранее выпускало торпеды «Шквал», а на данный момент, как стало понятно из интервью, ведет исследования по теме схожих боеприпасов. Судя по приведенной Алиевым инфы, еще пока рано гласить о сроках воплощения проекта, так как он находится на самых ранешних стадиях и ряд суровых вопросов до сего времени не решен.
Так, в текущее время сотрудники конструкторского бюро Дагдизеля вместе с несколькими научно-исследовательскими организациями работают над гидродинамическим видом многообещающей скоростной торпеды. Важнейший вопрос на сегодняшнем шаге работ – граница кавитационной полости. При движении торпеды снутри полости отсутствует точная линия, разделяющая воздух и воду, из-за чего проработка гидродинамической части проекта приобретает необыкновенную сложность. На решение этой трудности требуется время и только после окончания формирования гидродинамического вида может быть продолжение работ.
Только после того, как будет определен гидродинамический вид многообещающей торпеды, начнутся остальные конструкторские работы. Вид дозволит сформировать главные черты проекта, как то нужная нагрузка, сборка и т.п. Другими словами, в текущее время рано гласить о свойствах будущей торпеды. Единственный параметр, о котором можно строить догадки, – ее скорость. Так как многообещающий боеприпас будет использовать эффект суперкавитации, то и скорость его движения будет соответственной, несколько сотен км в час.
Также можно представить, что многообещающая скоростная торпеда в общих чертах будет припоминать сам «Шквал»: удлиненный корпус с наибольшим поперечником 533 мм, реактивный движок в хвостовой части и кавитатор в носовой. Под вопросом, но, остаются определенные технические решения, касающиеся того либо другого элемента конструкции. Не считая того, при разработке многообещающей реактивной торпеды необходимо будет решить ряд заморочек, характерных предшествующему «Шквалу».
Навряд ли получится избавиться от шума, производимого торпедой при движении. Реактивный движок является очень звучным для укрытого внедрения с подводных лодок. Ассиметричным решением препядствия шума возможно окажется существенное повышение дальности хода торпеды. Уникальный комплекс ВА-111 «Шквал» позволял штурмовать цели на дальностях менее 8-10 км, что очевидно недостаточно для неприметного запуска. Прогресс последних десятилетий в области твердотопливных реактивных движков, возможно, поможет сделать реактивную торпеду с радиусом деяния, существенно превосходящим аналогичный параметр «Шквала».
Существенное повышение действенной дальности стрельбы многообещающей торпедой предполагает создание некоторой новейшей системы управления. Боеприпас «Шквал» оснащался инерционной системой управления, которая задерживала его на расчетном курсе. При сравнимо большой дальности до цели подобные системы неприменимы для практического внедрения. Инженеры Дагдизеля понимают это. В собственном интервью Ш. Алиев вспомнил южноамериканские идеи относительно управления скоростными торпедами. Так, предлагалось оснастить боеприпас несколькими группами датчиков и передавать информацию с их на пульт оператора, для того чтоб тот мог заносить коррективы в траекторию перемещения торпеды.
Имеются сведения о схожих работах и в нашей стране, но они носят очень небогатый и обрывочный нрав. Более того, по сегодняшнему состоянию российских реактивных торпед можно сделать надлежащие выводы. Похоже, русским, а потом и русским конструкторам так и не удалось сделать либо, как минимум, довести до серийного производства скоростную суперкавитирующую торпеду с какой-нибудь системой наведения. Таким макаром, сотрудникам Дагдизеля придется решать и делему управления боеприпасом на огромных дистанциях.
Если проект закончится успешно, конструкторам получится соединить все вероятные достоинства и устранить огромную часть недочетов, то новенькая торпеда, непременно, заинтригует ВМФ. Но, судя по имеющимся данным, настоящая разработка технического проекта начнется не сейчас и не завтра. Потому в обозримом будущем военным мореплавателям придется использовать не очень резвые, но имеющиеся в наличии торпеды классической схемы.