Дискредитация политического руководства и военного командования противника

Следует учитывать то, что попытки дискредитации тех или иных руководителей (командиров) лишь тогда будут эффективными, когда их популярность и автори­тет снизились. В противном случае реакция объекта про­паганды скорее всего окажется полностью противополож­ной ожидавшейся.

Так, большой вред советской пропаганде во время «зимней войны» (30 ноября 1939 — 13 марта 1940 гг.) принесли листовки, содержавшие прямые оскорбления ав­торитетных руководителей Финляндии. Премьера-мини­стра Каяндера, например, в них называли «орущим пе­тухом», «извивающейся змеей», «маленьким, жадным хищником, у которого нет зубов». Маршала Карла Гус­тава Маннергейма (1867—1951) клеймили как «крова­вого палача финского народа» и «старую сволочь». Ав­торитет же Маннергейма был настолько велик (притом вполне заслуженно), что финские солдаты воспринима­ли эти оскорбления словно личные. После чтения подоб­ных листовок они сражались с еще большим ожесточе­нием.

Впрочем, действия финской стороны тоже были то­порными. Например, финны считали, что может срабо­тать тезис «подкупа военнослужащих». Между тем для тогдашних красноармейцев такие призывы, как «продайте ваш самолет (танк, пушку) за десять тысяч долларов и уезжайте в какую угодно страну», звучали просто дико.

В корне ошибочную аргументацию использовали ки­тайцы в конце 30-х гг., когда давали отпор японской аг­рессии. Их призывы «Долой императора!», «К ногтю милитаристов!», «Поднимайте знамя революции в Япо­нии!» лишь вызывали гнев и возмущение японских сол­дат.

Во время Великой Отечественной войны советская специальная пропаганда повторила те же ошибки, что и в войне с Финляндией. Недопустимыми, как выяснилось, в ее содержании были грубые оскорбительные выпады в адрес высших руководителей Германии. Главным объ­ектом таких оскорблений являлся Гитлер, пользовавший­ся в 1941—42 гг. непререкаемым авторитетом у немец­ких солдат. В агитационных материалах его называли «чудовищем», «гориллой Адольфом», «прохвостом», «ис­теричкой», «евнухом», «жалким импотентом», «наглым пустозвоном» и т.д.

Впрочем, немецкие пропагандисты в этом отношении недалеко ушли от них. Им очень нравилось изображать Сталина в образе рабовладельца, бандита-поджигателя и даже дьявола (рис. 11). Конечно, Сталин был одним из величайших негодяев в истории человечества. Может быть, самым большим. Однако множество оболваненных советских людей в то время буквально на него молились. Поэтому сравнения такого рода вряд ли могли принести пользу. Примером удачной дискредитации высшего ру­ководства можно назвать французскую листовку в виде почтовой открытки, в которой прямые нападки (не гово­ря уже об оскорблениях) в адрес Гитлера отсутствовали (рис. 12).

Высокой степени совершенства, как явствует из за­рубежных источников, достигло распространение орга­нами советской специальной пропаганды компромети­рующих слухов с целью подрыва авторитета полевых командиров противника в Афганистане. По свидетель­ству английского журнала «Foreign view», была разра-

ботана сложная технология воздействия, состоявшая в составлении и распространении единого по своей направ­ленности блока слухов. В него входила информация как явно порочащая объект дискредитации, так и якобы «про­славляющая», «защищающая» и «соболезнующая». Что она из себя представляла в действии, можно видеть на примере психологической операции по дискредитации по­левого командира Мирзо Рахима, которая включала в себя распространение:

1) «Порочащих» слухов. Конкретными фактами до­казывалось, что Мирзо Рахим никудышный командир, и потому в его отряде большие людские потери. Это обви­нение соответствовало действительности.

2) «Прославляющих» слухов. Утверждалось, что он «умело» вывел отряд из окружения, потеряв всего-на­всего 70 (!) человек. Оставшиеся в живых 20 членов от­ряда должны благодарить Аллаха за то, что у них такой умелый командир.

3) «Защищающих» слухов. Сообщалось, что высшее руководство моджахедов собирается привлечь Мирзо Рахима к ответу за плохое руководство отрядом, в ре­зультате чего понесены большие потери. При этом ут­верждалось, что он все же уважаемый мусульманами человек, просто сильно испугался советских войск.

4) «Соболезнующих» слухов. Сообщалось, что отряд Мирзо Рахима, понесший большие потери (70 человек), вынужден хоронить своих воинов с нарушением законов ислама. Мирзо Рахим вынужден так поступать потому, что он боится кровной мести от родственников погиб­ших, обвиняющих его в смерти близких.

В итоге давалось своего рода резюме: главарь испы­тал такие перегрузки, что психически заболел и никого не узнает. Информация передавалась по разным кана­лам, в каждом случае указывались имена погибших лю­дей из отряда Мирзо Рахима. Результатом этой психо­логической операции стало убийство Мирзо Рахима через несколько месяцев родственниками его бывших подчи­ненных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: