Морально-психологическое состояние военнослужащих противника

Морально-психологическая подготовка военнослужа­щих в любой армии мира нацелена на формирование у них такого душевного настроя, который позволяет пре­одолевать страх, растерянность, усталость, помогает в любой ситуации сохранять уверенность в своих силах, побуждает быть храбрыми и упорными.

Стремясь усилить боеготовность и боеспособность личного состава, руководство вооруженных сил любого государства стремится средствами морально-психологи­ческой подготовки (нераздельно связанной с боевой под­готовкой) решать следующие задачи:

— воспитать физически выносливых и психологиче­ски стойких воинов, способных успешно преодолевать любые трудности боевой и походной жизни;

— выработать у них устойчивые профессионально-боевые навыки, позволяющие успешно действовать в экстремальных условиях на поле боя;

— сформировать психологическую готовность к борь­бе с сильным противником, способным добиваться успе­ха в ходе боевых действий;

— обеспечить социально-психологическую сплочен­ность частей и подразделений, боевых экипажей и рас­четов.

Морально-психологическая подготовка военнослу­жащих по-разному осуществляется в армиях тех или иных государств. В США и России ею занимаются в ходе боевой и физической подготовки, как правило, в специальных учебных центрах и на полигонах. В Вели­кобритании особое внимание ей уделяют в процессе кон­курсного отбора и базового военно-профессионально­го обучения (надо напомнить, что британская армия полностью комплектуется из добровольцев-контрактни­ков). В Германии наиболее подходящим моментом для мо­рально-психологической подготовки считают период бо­евого сколачивания подразделений и частей. В «силах самообороны» Японии ее практикуют на всех этапах службы солдат и офицеров, но особенно в ходе учений и маневров.

В настоящее время можно уже изложить типичный сценарий этой подготовки. На первоначальном ее этапе обычно осуществляют своеобразную психотерапию. Это значит, что в процессе обучения специально создают такие условия, которые вызывают у военнослужащих негативные психические состояния. Оказавшись в обста­новке, близкой к боевой, молодой солдат нередко теряет уверенность в своих силах, впадает в апатию или депрес­сию, у него возникает чувство страха. Часто при этом он испытывает болезненные синдромы типа головокру­жения, тошноты, онемения конечностей и т.д. В резуль­тате он может отказаться от пищи, потерять сон, забыть о своих служебных обязанностях, совершить дисципли­нарный проступок, и даже дезертировать.

Однако в период обучения все это не представляет большой опасности. Солдат учат подавлять свой страх, преодолевать апатию, другие негативные эмоции и чув­ства, вырабатывают у них простейшие навыки самокон­троля и т.д. Это и есть «психотерапия». Посредством ее вырабатывают умение сдерживать внешнее проявление негативных психических состояний, но от них самих из­бавиться еще не удается. На это, как правило, и делают упор специалисты психологической войны, осуществляя свое воздействие на личный состав войск противника.

Второй этапе морально-психологической подготовки включает в себя мероприятия по так называемому психологическому стимулированию. Суть его состо­ит в приучении военнослужащих надежно выполнять свои профессиональные обязанности в условиях боевой деятельности. С этой целью в процессе боевой подго­товки инструкторы обрушивают на солдат серию физи­ческих, психологических и нравственных раздражителей, совокупное воздействие которых приводит к запредель­ному торможению. Воля солдат оказывается практичес­ки сломленной, они в точном смысле слова теряют спо­собность вообще что-то делать. Инструкторы в этих условиях должны «приходить на помощь личному соста­ву, привидить его психику в нормальное состояние. Их основная задача сводится к тому, чтобы научить подчи­ненных ясно осознавать приказы вышестоящего коман­дования и выполнять их несмотря ни на что.

Психотерапию и психостимулирование раньше не считали важными элементами морально-психологичес­кой подготовки военнослужащих, гораздо больше вни­мания уделяли идейно-политическому воспитанию. В последние годы ситуация изменилась коренным образом. Военные специалисты, анализируя боевые действия вооруженных сил Великобритании на Фолклендских островах, советских войск в Афганистане, США во Вьетнаме и в Персидском заливе, твердо убедились в не­обходимости целенаправленной закалки психики солдат и офицеров в обстановке, максимально приближенной к боевой. Сегодня они придерживаются следующей кон­цепции: а) то, что солдат успешно выдерживает в ходе учебы, он спокойно выдержит и в условиях настоящей войны, б) в первую очередь из всех психологических качеств надо формировать чувство уверенности, в) ме­тоды и приемы психотерапии и психостимулирования должны быть разнообразными.

Многие морально-психологические качества в соот­ветствии со взглядами специалистов на их формирова­ние определяются физиологической выносливостью, за­калкой организма военнослужащих. По этой причине необходимо самое серьезное внимание уделять спортив­ной натренированности солдат и офицеров. Военно-при­кладное значение спорта не только в развитии физи­ческой силы, ловкости, выносливости, но и в развитии уверенности в себе, в своих силах, воли к победе. Осо­бое значение в данной связи имеют спортивно-боевые единоборства типа рукопашного боя, самбо, бокса, ка­ратэ и т.д. Единоборства учат держаться до конца, бук­вально «вырывать победу из горла противника», доби­ваться успеха там и тогда, где и когда кажется уже нет никаких шансов.

В целях совершенствования физических и психичес­ких качеств военнослужащих психологи рекомендуют практиковать частые тревоги, марш-броски на большие дистанции (на 60-90 километров), действия отдельных солдат и целых подразделений в плохую погоду. Кроме того, во многих странах искусственно создают специаль­ные условия, в которых солдаты учатся преодолевать голод, сохранять присутствие духа в периоды длитель­ной изоляции от внешнего мира, действовать в трудных климатических условиях, имитируют пребывание в пле­ну, допросы «с пристрастием» и т.д..

Страны НАТО располагают специальными учебны­ми центрами и лагерями в Арктике (в Канаде, Норве­гии), в жаркой пустыне (в США, Египте), в горах (в США, Турции), в тропиках. В этих учебных центрах военнослужащие занимаются по специальным програм­мам, воспитывающим способность решительно и уверен­но действовать в боевой обстановке. Вот два типичных упражнения:

По команде инструктора солдат с винтовкой напере­вес входит в затемненную комнату и, следуя за пучком света, продвигается в ее глубину. С разных сторон на него с дикими воплями набрасываются механические чучела, обозначающие нападающего противника, кото­рые обучаемый должен поразить ударами штыка и при­клада. «Нападение» сопровождается выстрелами, стона­ми, командами на иностранных языках.

На занятиях по огневой подготовке перед солдата­ми, находящимися в траншее, в 50—70 метрах от них мелькают цели, которые они должны поражать огнем своего оружия. Вокруг взрываются пиропатроны и шашки, взрывчатки. Над головой на высоте не более одного ме­тра свистят настоящие пули либо проносятся убойные элементы настоящих снарядов.

Подобные упражнения (их разновидностей суще­ствует превеликое множество) позволяют испытывать психические состояния, весьма близкие к тем, что возникают в реальном бою. Диапазон переживаний от упражнения к упражнению расширяется все больше и больше. Этому в немалой степени способствует натура­листическое воспроизведение поля боя, для чего искус­но оборудуются учебные поля и полигоны. Военные пси­хологи считают, что современное учебное поле должно иметь мрачный вид, будоражить агрессивные инстинкты солдат и офицеров. Их глаза повсюду должны встре­чать картины разрушения, уши — привыкать к выст­релам, взрывам, стонам раненых. Солдаты должны рав­нодушно воспринимать пожарища, развалины, трупы. По этой причине считается полезным разбрасывать на учеб­ном поле муляжи изувеченных трупов, предметы домаш­него обихода и т.д. Чем правдоподобнее и страшнее, тем лучше.

* * *

Для того, чтобы морально-психологическая подготов­ка была целенаправленной и эффективной, в армиях зарубежных стран созданы специальные органы, осуще­ствляющие контроль за ней. Представители этих орга­нов занимаются также обучением офицеров и сержан­тов формам и методам осуществления такой подготовки.

В вооруженных силах США в каждой дивизии в со­ставе медицинского батальона имеются психиатр, пси­холог, социолог и от трех до шести их помощников из числа сержантского состава, которые следят за правиль­ной реализацией морально-психологической подготовки в подразделениях.

В вооруженных силах Великобритании психиатр и психолог введены в состав штаба каждой дивизии. Они тщательно контролируют процесс морально-психологи­ческой подготовки в частях и подразделениях и, кроме того, занимаются проблемами сплочения различных ка­тегорий военнослужащих.

В бундесвере ФРГ и «силах самообороны» Японии организацией мероприятий по морально-психологичес­кой подготовке заняты офицеры специальных органов, имеющие педагогическое или психологическое образо­вание.

В вооруженных силах России в штабах соединений имеются специалисты-психологи, которых готовят в спе­циальных военно-учебных заведениях.

* * *

Таким образом, морально-психологическая подготов­ка в современных армиях в принципе может обеспечить достаточно высокий уровень боеготовности и боеспособ­ности личного состава. Вместе с тем в повседневной практике боевой подготовки войск такую подготовку проходят далеко не все военнослужащие и не в полном объеме. Специалисты психологической войны должны поэтому выявлять реальное морально-психологическое состояние личного состава конкретных подразделений противника. Свой главный психологический «удар» им надо наносить по тем из них, которые в силу тех или иных обстоятельств являются наименее адаптированны­ми к боевым условиям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: