Осуществление убеждающего воздействия

Требования к организации убеждающего воздей­ствия. Для получения максимального эффекта убежда­ющее воздействие должно соответствовать определенным требованиям:

1. Быть правильно сориентированным и плановым. Убеждающее воздействие надо проводить в соответст­вии с целями конкретных психологических операций на основе тщательно продуманных планов.

2. Быть направленным на конкретный объект. Убеж­дающее воздействие должно готовиться и осуществляться на определенные группы населения и военнослужащих противника, с учетом их важнейших индивидуальных, социальных, религиозных, национальных и культурных характеристик.

3. Быть ориентированным преимущественно на интеллектуально-познавательную сферу психики объекта. Убеждающее воздействие должно строиться путем логичного изложения материала, убедительной аргументации, с опорой на достоверные факты.

4. Быть направленным на инициирование определенного поведения. Конечной целью убеждающего воздействия является провоцирование такого поведения (действия или бездействия) объекта, которое отвечает целям психологической операции.

Опыт психологической войны показывает, что основными принципами осуществления убеждающего воздействия должны быть:

1. Принцип повторения. Многократное повторение сообщения дает такой эффект, который невозможно по­лучить при однократном воздействии. Благодаря повто­рению сообщения удается увеличить количество людей, воспринявших и усвоивших содержащуюся в нем инфор­мацию. Однако повторение не должно быть стереотип­ным, пропагандистский тезис необходимо подкреплять различными аргументами. Опыт различных военных кон­фликтов показал, что неоднократное повторение пропа­гандистских тезисов в различных вариациях существен­но повышает эффективность воздействия на противника.

Так, в 1939 году во время сентябрьского вторжения советских войск на польскую территорию политорганы РККА издали 11 листовок. Наиболее часто в них повто­рялись темы, призванные дискредитировать правитель­ство Польши (11 тем), из них 5 тем были о бегстве поль­ского правительства в Румынию (что, кстати, являлось ложью — польское правительство находилось на своей территории неподалеку от румынской границы), 2 темы о похищении польским правительством золотого запаса страны (тоже ложь) и 1 тема о роскошной жизни членов правительства. Тезис о преступности действий польско­го правительства повторялся во всех 11 темах. Во время конфликта в зоне Персидского залива тема радиосооб­щений о бесперспективности сопротивления силам во­оруженной коалиции повторялась 40 раз, а тезис о не­обходимости сдачи в плен без всякого сопротивления присутствовал в 30 листовках.

Но повторение не дает эффекта при отсутствии до­статочного интереса адресата сообщения к содержащейся в нем информации. Оно также оказывается безрезуль­татным, если сообщаемые идеи вызывают резкий про­тест из-за их несовпадения с установками населения и войск противника.

2. Принцип достижения первичности воздействия. Если объект получил какое-то важное сообщение, то в его сознании возникает готовность к восприятию после­дующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление. Тот, кто первым передал важное сообщение, получает психологическое преимущество, т.к. его содержание достигает адресата раньше, чем со­общение средств информации противника по тому же вопросу. Во время войны в Персидском заливе немалую роль в формировании общественного мнения в США и других странах относительно причин конфликта и необ­ходимости разрешения его именно военными средства­ми сыграли прямые репортажи корреспондента аме­риканской телекомпании Си-Эн-Эн в Багдаде Питера Арнетта, поскольку это был самый оперативный (через спутниковую связь) источник информации из зоны бое­вых действий.

3. Принцип обеспечения доверия к источнику инфор­мации. В начале 40-х гт. XX века англо-американские теоретики психологической войны разработали и приме­нили на практике правила ведения пропаганды в аспек­те, касающемся завоевания доверия у аудитории. Они сводятся к следующим четырем положениям:

1. Если нет серьезных причин скрывать факты или подавать только под строго определенным углом зрения, то их следует адекватно сообщать аудитории.

2. Кроме соображений военной тайны, серьезными причинами сокрытия или искажения фактов может быть лишь предположение, что аудитория им не поверит.

3. Каждый раз, когда аудитория понимает, что про­пагандист лжет, опускает важные детали или прибавля­ет их произвольно, происходит серьезное ослабление влияния пропаганды на читателей (слушателей).

4. По этой причине пропаганда никогда не должна оперировать заведомо фальсифицированными данными, которые могут быть изобличены аудиторией.

В годы Второй мировой войны были выработаны до­полнительные правила завоевания доверия аудитории. Основным из них, по мнению английских и американ­ских специалистов в области психологической войны, является преувеличение своих неуспехов и преуменьше­ние своих успешных действий. Прием этот сводится к тому, что подтверждение военной неудачи своих войск и изображение создавшегося положения более сгущенны­ми красками, чем оно есть на самом деле — это тот слу­чай, который не должен упускать пропагандист для завоевания доверия к своим материалам. Кажущаяся не­последовательность подобного пропагандистского воз­действия на войска и население противника с лихвой окупается за счет создания репутации объективности. Так, например, во время первого массированного нале­та англо-американской авиации на Берлин из-за тяже­лых погодных условий и хорошей организации герман­ской системы противовоздушной обороны было потеряно много самолетов. Английское радио объявило о потерях раньше, чем вышло немецкое коммюнике об этом нале­те, а число сбитых английских самолетов, указанное в сообщении английского радио, превышало число и фак­тически сбитых и то, что назвало немецкое радио. По некоторым оценкам, это был один из наиболее удачных случаев завоевания доверия немцев к сообщениям анг­лийской пропаганды.

С другой стороны, большой эффект дает преумень­шение военных успехов страны пропагандиста, когда войскам и населению доподлинно известно, что эти ус­пехи велики. Так, например, сообщение о том, что анг­ло-американская авиация совершила небольшой налет на Эссен, когда жителям города и его окрестностей было известно, что число одних только погибших превысило 2000 человек, а многочисленные разрушения зданий сви­детельствовали о большом масштабе операции, создало серьезные предпосылки для завоевания доверия аудито­рии.

К числу приемов достижения доверия к источнику информации в настоящее время, кроме того, относят: — создание имиджа «особой осведомленности» о тех событиях, которые в силу каких-то причин замалчива­ются официальными источниками противника (это до­стигается передачей фактов, достоверность которых из­вестна или может быть легко проверена);

— создание имиджа «объективности, независимости и альтернативности», что достигается цитированием до­кументов, оценок экспертов, мнений очевидцев событий и т.д.

4. Принцип активизации психических процессов вос­приятия объектом содержания информации. В боевых условиях военнослужащие противника воспринимают информацию, поступающую с противоположной сторо­ны как «пропагандистские уловки неприятеля». Они на­строены весьма скептически по отношению к ней.

Поэтому специалисты психологической войны долж­ны целенаправленно применять специальные приемы и способы обеспечения доказательности и убедительнос­ти, совершенствовать навыки их использования. В част­ности, необходимо заранее составлять перспективную модель предстоящей ситуации информирования с целью убеждения, в которую обязательно закладывают возмож­ные варианты его восприятия войсками и населением противника.

Информирование с целью убеждения предполагает, помимо прочего, «подталкивание» противника к более «широкому» взгляду на его ближайшие и дальнейшие перспективы. Надо, чтобы он в конечном итоге выбрал такой путь, который был бы выгоден лично ему и в то же время соответствовал целям осуществляемой психо­логической операции. Сообщаемая информация будет в этом случае, с одной стороны, показывать противнику альтернативные действия, а с другой — ориентировать его на те из них, которые являются более предпочти­тельными для обеих сторон. Этот тезис наглядно иллю­стрируют примеры периода войны в Персидском заливе. Например, органы психологической войны предлагали иракцам хорошие условия жизни, питания, медицинско­го обслуживания в плену в обмен на прекращение со­противления, противопоставляли их альтернативе гибе­ли на поле боя.

Пытаясь убедить в чем-то противника, невозможно достичь положительного результата, если в обращении к нему сквозит явное неуважение. Так, во Вьетнаме американцы использовали листовку, нацеливавшую бой­цов Вьетконга (НФОЮВ) на сдачу в плен. Она содер­жала следующий текст:

«Если Вы не сдадитесь немедленно, мы уничтожим вас всех до одного.

Нам, в общем-то все равно, сдадитесь Вы или нет.

Так или иначе мы готовы удовлетворить Ваше же­лание смерти, убив вас».

Обычной реакцией вьетнамцев на подобные презри­тельные обращения было возрастание их воли к сопро­тивлению. Кроме того, опросы бывших военнопленных, проводившиеся в 60-ые и 70-ые годы, свидетельствуют, что акцентирование внимания в содержании убеждаю­щего сообщения на таких аргументах, как нехватка про­довольствия или медикаментов обычно не дает особых результатов, так как эти трудности естественны в бое­вых условиях.

Один высокопоставленный офицер из числа бывших пленных полагал, что сентиментальные обращения (т.е. рассчитанные на пробуждение тоски по дому, по семье, по любимым людям) бесполезны, что убеждающие сооб­щения должны носить фактический и конкретный харак­тер. В то же время многие бывалые солдаты считают, что именно сентиментальные, ностальгические стихи и рисунки наиболее эффективны в качестве убеждающих сообщений.

Осуществление убеждающего воздействия в бое­вой обстановке. Осуществление убеждающего воздей­ствия в боевой обстановке отличается значительной сте­пенью сложности. Главные усилия специалистов психо­логической войны обычно направлены на то, чтобы до­ставить информационно-пропагандистские материалы адресатам и привлечь их внимание. Достичь этого вдвой­не непросто, поскольку в боевых условиях напряженность самой ситуации, плюс повышенный контроль со сторо­ны командного состава значительно ограничивают сво­боду действий военнослужащих противника. Кроме того, его руководство прилагает максимум усилий, чтобы не допустить влияния пропаганды с противоположной сто­роны, осуществляя контрпропаганду, устраивая техни­ческие и другие помехи.

Именно поэтому содержание материалов должно быть настолько интересным, важным и полезным, чтобы лис­товки все равно поднимали, а радиопередачи так или ина­че слушали, несмотря на запреты и даже персональные угрозы. Практика показывает, что ключевой момент здесь — привлечение внимания противника. Для этого надо использовать массу приемов: разнообразить сред­ства и способы аргументации в листовках, давать запо­минающиеся названия темам радиопередач, печатать броские заголовки и красочные фотографии, оформлять пестрые обложки и т.д. Так, во время войны во Вьетна­ме американцы многие свои пропагандистские матери­алы печатали на больших и красочных настенных ка­лендарях, чем достигали максимального привлечения внимания значительной аудитории.

Следующий шаг в организации убеждающего воздей­ствия — заставить объект прочитать (прослушать) пре­подносимое ему сообщение. Анализируя эффективность психологических операций во время войны в Персидском заливе, эксперты обнаружили, что охотнее всего иракс­кие солдаты поднимали листовку-пропуск для сдачи в плен. То, что эта бумажка могла спасти им жизнь, было основным, чем они руководствовались, принимая реше­ние хранить ее при себе.

Немаловажный этап в организации убеждающего воздействия — заставить военнослужащих и население противника воспринять содержание убеждающего воз­действия. Важно правильно предугадать, как объект вос­примет преподносимую ему информацию. Здесь неред­ко допускается одна очень серьезная ошибка: объект наделяют теми же чертами и особенностями, которые присущи специалистам, составлявшим информацион­но-пропагандистский материал. Между тем, он обязан подстраиваться под особенности мышления и миро­воззрения объекта, оценивать содержание убеждающего информирования как бы с позиции тех, на кого оно на­правлено.

Так, американцы в конце Второй мировой войны выпустили листовку для японских солдат, призванную вызвать у них тоску по дому, по семье, и тем самым подтолкнуть их к сдаче в плен. Однако рисунки на ней были выполнены в чисто американском духе. Они не мог­ли оказать ожидаемого воздействия на японцев, воспитан­ных в духе самопожертвования во имя Родины и Импе­ратора (рис. 28).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: