Психологические операции на ближнем и среднем востоке. Война в Афганистане

К моменту вторжения советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) органы специальной пропаганды воору­женных сил СССР оперировали в основном устаревши­ми представлениями времен Великой Отечественной вой­ны. Соответственно, их главные усилия в этой стране первоначально были сосредоточены на идеологическом обеспечении боевых действий советских войск, направ­ленных на разгром вооружённой оппозиции.

Несмотря на то, что преобладающая часть населе­ния Афганистана неграмотна или полуграмотна, одной из основных форм психологического воздействия на него со стороны советской армии являлась печатная пропа­ганда. Ее вели традиционным путём издания листовок, брошюр, календарей. Однако в силу уважительного от­ношения афганцев к печатному слову, такая пропаган­да оказалась достаточно эффективной. В ходе боевых действий советские военнослужащие находили листовки в домах афганских крестьян, у задержанных мятежни­ков, в лагерях и базовых районах вооружённой оппо­зиции. Известны факты, когда руководство афганской оппозиции пыталось ограничить доступ рядовых моджа­хедов и членов их семей к листовкам. Например, в дека­бре 1983 г. в уезде Пагман недалеко от Кабула моджа­хеды скупали листовки у местного населения по цене 10­15 афгани за штуку.

Вместе с тем отсутствие полиграфической базы в тактическом звене советских войск, непосредственно принимавших участие в боевых действиях, привело к тому, что 84% листовок печатали типографии политу­правления Туркестанского военного округа и Кабула. В результате листовки оперативного характера по своему содержанию постоянно отставали от развития ситуации. Кроме того, в первую половину афганской войны они выглядели малопривлекательно, поскольку были одно­цветными. Только с 1985 г. информационно-пропаган­дистские материалы стали многокрасочными.

Наиболее эффективным способом распространения печатной продукции был авиационный сброс. Наряду с авиацией, печатную продукцию распространяли афган­ские агитационные отряды в ходе идеологических рей­дов и специальных мероприятий. Использовалась для этих целей также артиллерия. Начиная с 1982 г. для распро­странения листовок применяли и ручные агитационные ракеты.

Приоритетной формой психологического воздействия в Афганистане являлось звуковещание. Его осуществ­ляли как на членов вооружённой оппозиции, так и на гражданское население страны, находившееся под кон­тролем оппозиции. Звуковещательные средства особен­но широко использовали при проведении митингов, для повторения в записях некоторых передач «Московского радио», «Радио Кабула», «Радио Душанбе», «Радио Таш­кента», радиостанции «Афган гак» (Голос афганца). В условиях мусульманской страны, где слабый пол лишен возможности участвовать в общественно-политической жизни, устное вещание через мощные звуковещатель­ные станции в кишлаках, в жилых кварталах городов позволяло охватывать и женскую часть населения, ко­торая волей-неволей становилась слушателем переда­ваемых программ. Успеху устного вещания способ­ствовало оснащение советских войск современными звуковещательными станциями, отвечающими мировым стандартам.

Лишь через 5 лет после вступления советских войск в Афганистан было принято решение об организации и ведении радиопропаганды на территории ДРА. В изве­стной мере его обусловила необходимость противодей­ствия крупномасштабной войне в эфире, развязанной зарубежными радиостанциями. С момента апрельского переворота 1978 г. подрывное вещание против афган­ского правительства увеличилось в 50 раз. Общий объ­ём радиопередач на разных языках народностей ДРА составлял около 300 часов в сутки. Ведущую роль игра­ли передачи радиостанции «Голос свободного Афганис­тана». Но особой популярностью и авторитетом среди населения Афганистана пользовались передачи англий­ской радиостанции Би-Би-Си. Непосредственно на тер­ритории Афганистана тоже были созданы нелегальные мобильные радиостанции, для чего в распоряжение оп­позиции из США, ФРГ, Франции поступили малогаба­ритные радиопередатчики. Один из таких передатчиков находился всего в 30 км от столицы — Кабула.

Для эффективной радиопропаганды в Афганистане существовали объективные условия. На 19-и миллион­ное население страны приходилось более 3-х миллионов радиоприемников. Иначе говоря, радио было почти в каждой афганской семье. В 1985 г. в Афганистане ввели в строй построенную советскими специалистами широ­ковещательную радиостанцию «Буря». В это же время новый радиокомплекс начал постоянную ретрансляцию передач Московского, Ташкентского, Душанбинского и Кабульского радио. В 1986 г. на его базе создали совет­ско-афганскую радиостанцию «Афган гак» («Голос аф­ганца»). Ее передачи велись в удобное для мусульман время: утром с 6.00 до 7.00 и вечером с 19.00 до 21.00. Редакция сумела наладить обратную связь с населени­ем, благодаря которой осуществляла корректировку со­держания своих программ, совершенствовала методы их подачи.

Об эффективности работы данной радиостанции сви­детельствует тот факт, что прослушивание ее передач руководители оппозиции категорически запрещали не только членам вооружённых формирований, но и местным жителям. За нарушение запрета виновные подлежали штрафу в размере 50 тысяч афгани. Наибо­лее удачные радиопрограммы радиостанции «Афган Гак» записывались и тиражировались на аудиокассеты для по­следующего использования в политической работе сре­ди населения страны, для распространения среди членов вооруженной оппозиции и их семей в Пакистане.

Значительное место среди различных форм специ­альной пропаганды занимала наглядная агитация. Ее материалами были оборудованы комнаты советско-аф­ганской дружбы в советских воинских частях, контроль­но-пропускные пункты, военные комендатуры, городские центры дружбы. При проведении агитационно-массовых мероприятий в населенных пунктах комплекты нагляд­ной агитации развешивали на боевой технике, на стенах зданий, устанавливали на щитах в тени деревьев. Сред­ствами наглядной агитации оборудовали также места проведения митингов, пункты материальной и медицин­ской помощи местному населению.

Достаточно эффективным способом воздействия на моджахедов считался обратный отпуск пленных, дру­гих арестованных лиц. Как показал опыт, успех дости­гался в том случае, если в агитационных целях домой отпускали представителей религиозных меньшинств, либо людей, находившиеся в родственных связях с гла­варями оппозиции. Афганистан оживил и такие забытые после Великой отечественной войны формы и методы работы среди населения, как выступления ансамблей артистов, работу клубов, организацию выставок, деятель­ность женских организаций и т.д.

Проведение агитационно-пропагандистских меропри­ятий сопровождалось, как правило, оказанием матери­альной и медицинской помощи. Только в 1988 г. безвоз­мездная материальная помощь была оказана 5630 семьям, медицинская — 20325 человекам. Большой эффект дал так называемый «топливный эксперимент» — безвозме­здная раздача керосина населению кишлаков, примыка­ющих к трассе трубопровода из СССР в Афганистан. Топливо распределяли в ходе своей работы и агитотря-ды. То и другое способствовало сокращению числа ди­версий в районе трубопровода и хищений топлива.

В Афганистане активно велась кинопропаганда, в среднем 1860 киносеансов ежегодно. Наиболее сильное эмоциональное воздействие кинопропаганда оказывала на население сельских районов, которое в своем боль­шинстве слабо представляло, что такое кино. Важную роль в кинопропаганде сыграл репертуар кинофильмов, подобранных с учетом местной специфики.

Наконец, аппарат специальной пропаганды советских войск накопил в Афганистане некоторый опыт телепро­паганды. Ее осуществляли путем подготовки телепере­дач, телеинтервью, создания отдельных видеофильмов. Кроме того, возможности телевидения использовались при организации работы центров советско-афганской дружбы, деятельности фильтрационных пунктов, там, где имелась техническая возможность приема передач ка­бульского и советского телевидения через систему «Орбита». Вместе с тем по своему оснащению теле­аппаратурой советские войска значительно уступали формированиям вооруженной оппозиции, имевшей в сво­их отрядах японские телевизоры с видеомагнитофона­ми. Западные страны активно снабжали их видеокассе­тами с соответствующими записями.

Постепенно органы специальной пропаганды совет­ских войск в Афганистане пришли к выводу о необходи­мости отказа от навязывания идеологических и классо­вых постулатов. Они начали широко использовать методы и приемы собственно психологического воздействия, среди которых на первое место надо поставить распро­странение слухов. В Афганистане был также накоплен опыт подготовки и распространения политических анек­дотов. Так, лишь за февраль-апрель 1985 г. офицеры спецпропаганды советских войск и органов госбезопас­ности Афганистана подготовили более 50 анекдотов, на­правленных на дискредитацию руководителей афганской оппозиции.

По мере приобретения опыта политической работы среди мусульманского населения происходило посто­янное совершенствование содержательных аспектов деятельности органов специальной пропаганды. Все больше учитывалась специфика исламской страны, ре­лигиозные особенности ее населения. Наиболее замет­ные изменения в содержании советской пропаганды произошли в 1985—1987 гг., когда ее стержнем стало разъяснение целей и задач политики национального при­мирения, путей и методов ее достижения.

Однако серьезный ущерб содержанию информаци­онно-пропагандистских материалов наносило слабое знание реальной обстановки в стране и объектов пси­хологического воздействия. Даже среди высшего коман­дования группы советских войск бытовало мнение, что «среди населения и мятежников растет осознание бес­перспективности борьбы против революционного режи­ма». Не принимался во внимание крайне низкий уровень идейно-политического развития населения ДРА, его на­ционально-психологические особенности. Зачастую в информационно-пропагандистских материалах встреча­лись лозунги «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» или «Рабочие страны! Поддерживайте политику националь­ного примирения, гарантирующую мирный труд!», хотя рабочих как таковых в Афганистане не было. Агитаци­онные материалы в основной своей массе были много­словными, высокопарными, декларативными, далекими от повседневных нужд людей. Поэтому их содержание не могло овладевать сердцами измотанных бесконечной войной жителей страны.

Руководителей политических органов Советской Ар­мии сами мероприятия спецпропаганды часто интересо­вали больше, чем их результаты (пресловутая «галочка» в отчете!). Однако и количественные итоги подобных мероприятий не впечатляют. Во всяком случае, они не идут ни в какое сравнение с результатами деятельности подразделений психологической войны вооруженных сил США во Вьетнаме. Так, за весь период нахождения со­ветских войск в Афганистане было подготовлено и изда­но 233 наименования листовок общим тиражом 28 мил­лионов экземпляров, проведено более 3,5 тысяч сеансов звуковещания общим объемом около 4 тысяч часов. Счи­тая численность населения Афганистана около 19 мил­лионов человек, в среднем за 10 лет войны на каждые 2 человека пришлось по 3 листовки, в день в стране про­водилась всего одна звукопередача. Это более чем скром­ные показатели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: