Известно, что уже с древнейших времен господствующие классы научились использовать физический труд заключенных. В рабовладельческом государстве подозреваемые в совершении преступления содержались в подвалах, погребах, пещерах, ямах и т. п. Зачастую их помещали в подземелье, лишенное света, с ограниченным доступом воздуха, заковывали в цепи и подвергали мучительным пыткам.
В средние века осужденных к лишению свободы стали содержать в специально сооруженных башнях. В это же время в разных европейских странах осужденных начали использовать в качестве гребцов на судах, именовавшихся галерами (галера – греч. «каторга»). Причем гребцов-заключенных цепями приковывали к своему месту, и в таком положении они находились весь период лишения свободы, а чаще – всю жизнь. Поистине невыносимые, нечеловеческие условия труда и быта на каторгах послужили источником названия наиболее тяжкого вида лишения свободы каторгой.
Буржуазное общество, пришедшее на смену феодализму, выдвинуло лишение свободы на первое место среди прочих применяемых наказаний. Использование осужденных на каторжных работах по мере развития капитализма принимало все более широкий размах, так как это приносило немалую пользу господствующим классам. Практика показала, что лишение свободы дает капиталисту возможность не только на длительное время избавиться от неугодных элементов и пресечь их действия, но и получить от этого определенную материальную выгоду. Однако далеко не все осужденные к лишению свободы используются на каторжных работах: так называемые политические преступники, представляющие наибольшую опасность для существующего строя, неизменно содержатся в тюрьмах в условиях строжайшей изоляции.
В связи с тем что в буржуазном обществе лишение свободы превратилось в преобладающий вид наказаний, потребовалось не только увеличить число исправительных учреждений, но и создать их новые организационный формы, новый юридический статус. В конце XVIII века начинают организационно складываться буржуазные тюремные системы, отражающие политико-экономические интересы новых господствующих классовых сил.
С конца XVIII – начала XIX века в Соединенных Штатах сложилась так называемая пенсильванская тюремная система, основанная на строгом одиночном заключении, абсолютном безмолвии и интенсивном религиозном воздействии на заключенных. Весь срок заключения отбывается по пенсильванской системе в полной изоляции от внешнего мира.
Распространение пенсильванской системы в США, а затем и в европейских странах показало, что эта система физически и духовно калечит заключенных, превращая их практически в инвалидов.
Но развитие тюремной системы на этом не закончилось. Позднее в пенсильванскую систему были внесены некоторые изменения: при сохранении прежних условий содержания заключенных стали привлекать к труду. Таким образом, к тяжелейшему тюремному режиму был присоединен тяжелейший каторжный труд. Новая тюремная система стала именоваться «оборнской» (по названию небольшого американского городка Оборн в штате Нью-Йорк, где она была применена впервые).
Так была создана более совершенная система содержания заключенных, наиболее совпадающая с интересами правящих классов.
В 70-х годах XIX века в США возникли так называемые реформатории, предназначавшиеся для содержания под стражей осужденных молодых возрастных категорий. В них общие камеры, совместный труд, а срок отбывания наказания конкретно не определен, что составляет прерогативу местной тюремной администрации. Аналогичные тюрьмы в Англии получили название «борстальские учреждения».
Одиночное тюремное заключение стало признаваться не оправдавшим себя, а поэтому введенная в Великобритании новая тюремная система стала именоваться «прогрессивной». Сущность прогрессивной системы заключалась в разделении установленного судом срока лишения свободы на несколько ступеней, характеризуемых различными ограничениями для отбывающего наказание. От ступени к ступени (систему эту иногда именуют «ступенчатой») режим тюремного содержания становится мягче, но допустимо и обратное, то есть возвращение на более строгие ступени режима.
Рассмотрим основные организационные формы тюремных систем современных государств. Следует оговориться, что это рассмотрение, проводимое в небольшом объеме, не может претендовать на полноту и всесторонность, потому что единых организационных форм, присущих всем капиталистическим государствам или хотя бы большинству из них, практически не существует.
Наиболее разветвленной является тюремная система Соединенных Штатов Америки, где, тем не менее, нет единого федерального тюремного законодательства. Отдельные штаты также не располагают обстоятельными тюремными законами. Как правило, тюрьмы управляются на основании ведомственных правил, и местному начальству предоставляется широкая возможность «творчества», чем и объясняется небывалый разнобой в структурной организации тюремного дела отдельных штатов. В настоящее время в США существует свыше 50 различных видов тюремно-исправительных учреждений, почти каждое из которых строит повседневную работу по-своему.
Во главе тюремных учреждений США стоит генеральный прокурор (он же министр юстиции), под руководством которого функционирует федеральное Бюро тюрем, возглавляемое директором. В штатах губернатором назначается директор по исправительным делам, который возглавляет соответственно одноименный департамент. Кроме того, при законодательном органе штата функционирует Комитет по исправительным делам, координирующий деятельность всех органов тюремной администрации в данном штате.
Тюремная система в США отличается большим разнообразием типов учреждений, основными среди которых являются федеральные пенитенциарные тюрьмы. (В начале XIX века в Англии и США особого рода тюрьмы стали именоваться пенитенциариями. Термин «пенитенциарный» происходит от латинского poenitentiariud – покаянный, исправительный.) Кроме пенитенциариев, в систему входят реформатории, тюремные лагеря, исправительные учреждения для несовершеннолетних (до 16 лет) и для молодежи (до 25 лет), медицинский центр для заключенных, несколько переходных учреждений для приобщения подлежащих освобождению лиц к условиям жизни на свободе. Всего в стране насчитывается более 250 пенитенциариев и реформаториев. Пенитенциарии отличаются от реформаториев более строгим режимом изоляции; в них, как правило, направляются наиболее– опасные преступники. Помимо федеральных тюремных учреждений, в США имеется около 300 тюрем штатов и графств. Всего, по данным министерства юстиции, в 1970 году в стране насчитывалось 4037 тюрем.
С учетом сказанного тюремная система США может быть условно представлена в следующем виде:
1. Федеральные тюрьмы – это государственные тюрьмы, находящиеся в ведении федеральных органов. В них направляют лиц, приговоренных федеральными судами к большим срокам лишения свободы, а приговоренные этими же судами к краткосрочному лишению свободы отбывают наказание в» местных тюрьмах.
2. Тюрьмы (или пенитенциарии), находящиеся в ведении отдельных штатов и предназначенные для содержания приговоренных к лишению свободы на сроки более одного года.
3. Реформатории, большинство которых находится в тюремной системе штатов и лишь некоторые – в ведении федерации. Реформатории предназначаются для заключенных молодого возраста (до 30 – 35 лет). Последние десятилетия заметно сгладили различия между методами воздействия на заключенных в тюрьмах и реформаториях.
4. Местные тюрьмы, предназначенные для содержания подследственных и осужденных на краткие сроки.
5. Тюрьмы-фермы, находящиеся в ведении штатов и имеющие своей задачей вывести заключенных на короткие сроки из местных тюрем. Аналогичный характер имеют лагеря для дорожных работ, распространенные главным образом в южных штатах. Имеются еще и так называемые тюремные лагеря, отличающиеся от лагерей для дорожных работ только характером труда: заключенные в этих лагерях заняты дроблением камней, выкорчевыванием деревьев и прочими тяжелыми работами.
6. Различного рода тюремные учреждения для несовершеннолетних: индустриальные школы и т. п.
Кроме этого, в стране функционируют многочисленные арестные дома, сельские арестные помещения, полицейские камеры. Наконец, отдельно функционирует в США военная тюремная система, управление которой осуществляется военными ведомствами.
Тюремные учреждения в Великобритании входят в систему министерства внутренних дел. При министре функционирует в качестве высшего тюремного органа Комиссия по делам тюрем, которая и осуществляет непосредственное руководство всей системой тюремных учреждений страны, а контроль за работой тюрем на местах повседневно или систематически осуществляют специальные комиссии и советы.
В Великобритании можно определить три типа тюрем: местные, региональные и центральные. В каждом из этих типов могут иметься «открытые тюрьмы», которые характеризуются отсутствием физических препятствий побегам. Существующим законодательством установлено, что все заключенные попадают прежде всего в местные тюрьмы, каждая из которых обслуживает определенную административно-территориальную единицу. Администрация местных тюрем классифицирует приговоренных судами, и в зависимости от этой классификации заключенные могут быть переведены в другую тюрьму или остаться в местной тюрьме для отбывания срока наказания. Кроме того, имеются отнесенные к местным специальные тюрьмы, предназначенные для содержания заключенных категории «звезда», то есть ранее не судимых (на их одежде имеется особый знак в виде звезды).
Система тюремных учреждений в Великобритании постоянно развивается в количественном отношении, стремясь не отстать от быстрого увеличения численности преступников в стране. В конце 1969 года, например, английское правительство приняло решение выделить из государственного бюджета 60 миллионов фунтов стерлингов на строительство новых тюрем. Только в 1970 году было введено в действие 15 новых тюрем. Надо сказать, что, как это можно видеть из сообщений печати, переполнение мест заключения в Англии представляет собой одну из серьезнейших проблем, стоящих перед правительством. Численность отбывающих наказание постоянно увеличивается, а число осужденных к одиночному заключению достигло в конце 1970 года 14 тысяч человек. Правительство вновь предполагает резко увеличить ассигнования на строительство новых тюрем.
Организационные формы и функциональная характеристика тюремных систем Великобритании и США представляются наиболее показательными для капиталистических государств, хотя и та, и другая далеко не везде получили свое распространение.
В Японии, например, существует четыре рода тюрем: тюрьма для приговоренных к каторжным работам, тюрьма для приговоренных к тюремному заключению, дом для содержания задержанных полицейскими властями, арестный дом для обвиняемых и приговоренных к смертной казни. Кроме того, существуют работные дома, обычно примыкающие к тюрьме. Дома эти предназначены для лиц, не уплативших причитающиеся с них штрафы. Как можно видеть из опубликованной правительством Японии «Белой книги о преступности» (1969 г.), в стране имеется 187 исправительных учреждений, 9 тюрем для малолетних преступников. Число служащих всех этих учреждений составляет более 16 тысяч человек.
В каждой национальной системе сеть тюремных учреждений имеет свои конкретно-специфические особенности.
Говоря об общей тенденции увеличения числа тюремных учреждений при капитализме, следует особо отметить развитие специализированных мест заключения, в особенности военных тюремно-испра-вительных учреждений. Так, например, 5 июля 1968 года конгресс США принял Закон об организации мест заключения, предусмотренный Единым кодексом военной юстиции. Закон предусматривает создание военных исправительных учреждений, их организацию и объединенную систему управления. Выполнение этих задач возложено на министров, в чьем подчинении находятся те или иные категории военнослужащих.
Каждое такое исправительное учреждение должно возглавляться офицером, имеющим в своем распоряжении соответствующий персонал. При этом офицер несет ответственность за надлежащую охрану правонарушителей, а также осуществляет контроль за тем, чтобы каждый заключенный был занят таким трудом, который наиболее способствовал бы его исправлению и сохранению здоровья. Соответствующий военный министр может устанавливать порядок досрочного освобождения осужденных, правила смягчения или приостановления приговоров и порядок возвращения таких лиц в воинские подразделения для дальнейшего прохождения службы.
Тюремная система буржуазных государств в современных условиях развивается не только количественно, но и по линии технического совершенствования с широким использованием самых передовых научно-технических достижений. Так, например, существующая в США специальная корпорация по строительству тюрем «Америкэн призн корпо-рэйшн» уже много лет разрабатывает проекты сооружения сверхтюрьмы, которая должна быть оснащена всеми современными техническими средствами поддержания режима и охраны заключенных. Нахождение осужденного в камере такой тюрьмы будет, по идее проектировщиков, постоянно контролироваться телевизионными установками, двери камер будут отпираться и запираться с помощью фотоэлементов, которым должен предъявляться специальный, ежедневно меняемый шифровой пропуск.
Одна из новых английских тюрем – тюрьма Гартри (по названию расположенного вблизи населенного пункта), построенная за счет специальных ассигнований английского правительства, вступила в строй действующих в 1966 году. Будучи тюрьмой закрытого типа, она состоит из четырех блоков, каждый из которых способен вместить по 100 заключенных. Блоки соединены между собой специальным корпусом, вместе с которым их расположение напоминает букву «Н». высокая железобетонная стена окружает тюремное здание, а вдоль стены, значительно углубленной в землю, проложены сплетенные спиралеобразные жгуты из колючей проволоки. Все четыре блока изолированы и имеют выходы в прилегающую к ним часть соединительного корпуса, в котором расположены кухня, столовые (отдельно для каждого блока), клубные и спортивные помещения, церковь. На ночь заключенных запирают в маленькие одиночные камеры. При тюрьме имеется штрафной изолятор, в который помещают заключенных, нарушивших тюремный режим, на срок до двух недель. Первые три дня заключенные получает здесь только хлеб и воду, а на четвертый день – полный обед. Во время пребывания в изоляторе заключенные на работу в тюремные мастерские не выводятся, им разрешена лишь часовая прогулка. Тюрьма оснащена современной электронной, радио– и телевизионной техникой.
Разумеется, сам факт использования технических средств с целью охраны и перевоспитания заключенных не рассматривается здесь в отрицательном плане. Дело в том, что техническая рационализация сама по себе не приводит к рационализации социально-политической или нравственной. Прогресс в технике и прогресс благодаря технике – это далеко не одно и то же: техника на службе государства объективно превращается в ее оружие. Становится очевидным парадокс: новейшие достижения науки и техники используются для социального насилия, для подавления человеческой психики. Применяемые же в местах заключения автоматика, телемеханика, электронные устройства и т. п. лишь подчеркивают реакционный характер пенитенциарной системы.
В тюрьмах заключенные формально занимаются трудом, но работа во многих случаях находится далеко не для всех. Заключенные нередко бывают заняты на тяжелых работах (в каменных карьерах, на строительстве дорог), для которых характерны трудные условия, постоянное несоблюдение правил безопасности, отсутствие какого-либо профессионального обучения. В некоторых странах организация труда передана государством в руки отдельных крупных частнокапиталистических предприятий, где безжалостно эксплуатируют заключенных, заботясь только о наибольшей прибыли. Когда заключенных не могут занять общественно-полезным трудом, их заставляют заниматься трудом бессмысленным. «Праздность заключенных, – пишет Г. А. Туманов, – приводит к еще большему укоренению преступных наклонностей и привычек, к потере тех трудовых навыков и квалификации, которые заключенный имел до осуждения».
В настоящее время в ряде стран развивается новый тип мест заключения – концентрационные лагеря. В них направляют заключенных во внесудебном порядке и без каких-либо законов, а часто даже инструкций, регламентирующих их внутренний режим.
Система таких концентрационных лагерей создана и в США, где министр юстиции имеет право по закону Маккарэна (1950 г.) «в случае чрезвычайного положения» (п. 2) заключить в концлагерь на неопределенное время любого американского гражданина, который, по мнению агентов ФБР, может быть потенциальным «подрывным элементом». Концлагеря постоянно готовы к приему арестованных. Ч. Ал-лен подробно описал шесть таких крупных федеральных тюремных лагерей. «Трудно представить себе, – пишет автор об одном из них, – нечто более страшное, чем то, что я увидел в безмолвной пустыне. Передо мной был концлагерь, молчаливый и пустой, он ждал, он был наготове, подобно бомбе, которая ждет лишь случайного прикосновения, чтобы взорваться».
Обстановка в концентрационных лагерях очень тяжелая. «Заключенных подвергают жестоким пыткам, избивают цепями, металлическими тросами; их содержат в переполненных камерах, кормят недоброкачественной пищей». Это описание, приведенное 25 января 1968 года в «Нью-Йорк тайме», напоминает концлагеря в фашистской Германии. Однако это лишь рядовая тюрьма в Камминс Фрам (американский штат Арканзас). Один из представителей персонала этой тюрьмы назвал ее «камерой ужасов», в которой каждый заключенный не знает, доживет ли он до конца дня. Как пишет «Нью-Йорк тайме», новый начальник тюрьмы считает, что большое число заключенных было убито или избито до смерти во время пыток. Об их судьбе никто не знает, они тайно захоронены на тюремной территории. В тюрьме процветают полное бесправие, продажность и взяточничество администрации. Больше всего от преступлений, совершаемых в этой тюрьме, страдают негры (а они составляют 55 процентов заключенных). Положение в Арканзасе – это крупнейший национальный скандал.
Аналогичная ситуация наблюдается и в концентрационном лагере Лонг Кеш, созданном в Северной Ирландии для содержания ирландских борцов за гражданские права. Здесь в холодных и сырых бараках за рядами колючей проволоки находятся сотни заключенных. Вести об издевательствах над заключенными, об избиениях и пытках получили широкую огласку и даже стали предметом обсуждения в парламенте Великобритании.
Современная тюрьма, которая в государстве на всех этапах его развития была наиболее реакционным учреждением, неизбежно приняла более жестокие формы. Террористические задачи, которые ставит перед собой в нынешнюю эпоху уголовное право, стали задачами и тюремной полиции. Если в уголовном праве замечается возврат в ряде случаев к средневековым расправам (рост применения смертной казни, стерилизации и др.), то еще в большей мере это проявляется в тюремной политике.
Ранее распространялись идеи «исправления», и было издано много книг по тюрьмоведению, посвященных реформам тюрьмы. Ныне рассуждений об исправительных задачах тюрьмы становится почти не слышно. В настоящее время поток пенитенциарной литературы снова меняет свое направление, а сама литература приобретает «гуманизированный» характер. Обобщая это новое явление, Н. А. Стручков пишет: «Неспособность справиться с преступностью старыми методами обусловила поиск новых методов, которые отличаются внешним гуманизмом и либерализмом. Но несколько изменилась лишь форма воздействия на заключенных. Эта выглядящая обновленной форма маскирует смысл наказания и обозначает лишь более утонченное, более ухищренное, репрессивное по своей сути воздействие на тех, кто не желает мириться с буржуазными порядками».
Известный журнал «Шпигель» как-то опубликовал многочисленные примеры использования заключенных в тюрьмах США в качестве «человеческих морских свинок» для проведения медицинских экспериментов. Так, в двух тюрьмах в штате Калифорния врачи проверяли медикамент, вводимый в организм для создания ощущения смертельного ужаса.
Подопытному кажется, что он утонул или задохнулся. Нередко эксперименты оказываются опасными для жизни или очень мучительными для подопытного человека. В Холлесбургской тюрьме в Филадельфии, например, для испытания новых медицинских препаратов у заключенных специально вызывали ожог кожи и потом проводили лечение. В тюрьмах Атланты заключенных заражали тропической малярией для проведения исследований по программе Пентагона.
О бесчеловечности тюремной системы Соединенных Штатов говорят трагические события, происшедшие в сентябре 1971 года в тюрьме города Аттика (штат Нью-Йорк). Восстание заключенных началось как стихийный протест против невыносимых тюремных условий, против издевательств охранников. Захватив заложников из числа охранников, восставшие потребовали освобождения всех политических заключенных, томящихся в других тюрьмах страны. Восстание, вылившееся в политическое выступление, было жестоко подавлено: около двух тысяч национальных гвардейцев и полицейских при поддержке артиллерийского дивизиона и армейских вертолетов штурмовали тюрьму в Аттике. Расправа над бунтовщиками, задыхавшимися в облаках ядовитого газа, продолжалась несколько часов. Число убитых, раненых и избитых до полусмерти с точностью даже не называлось.
Тюремная политика, которая всегда была прямым продолжением и завершением уголовной политики, становится одним из орудий террора в борьбе реакции с народом и демократией. Курс на физическое уничтожение своих политических противников, проводимый государствами при помощи террора и судебной расправы, приобретает особенно жестокие формы в тюремных стенах, которые в большей степени, чем уличная борьба и судебная расправа, укрыты от общественного контроля.
«Символичной судьбой негра в Америке» называли судьбу Джорджа Джексона – известного негритянского революционера и писателя, который из 29 лет жизни 11 провел за тюремной решеткой, 7 лет – в одиночном заключении. Тюрьма стала его университетом. Именно там он написал книгу «Соледад-ский брат», ставшую знаменем освободительного движения американских негров. В августе 1971 года Джордж Джексон был убит стражей калифорнийской тюрьмы Сан-Квентин, якобы «при попытке к бегству».
Л. М. Дегтярев, изучавший тенденции развития современных карательных учреждений, пишет: «Обострение классовой борьбы… заставляет правящие круги этих стран усиливать карательные органы государства, причем это усиление проводится в таких формах, которые в какой-то степени скрывают социальную направленность карательных органов». Именно замаскированностью в социальном плане характеризуются все тюремные реформы последнего времени.
Наряду со старыми появились и новые формы осуществления пенитенциарной политики государств. Во Франции, например, после завершенной в 1958 году реформы уголовно-процессуального права стали функционировать судьи по исполнению наказаний, круг полномочий которых чрезвычайно широк. На них возлагается надзор за отбыванием осужденными наказания в тюрьмах, они определяют для каждого заключенного режим отбывания назначенного наказания. В некоторых тюрьмах перевод заключенного на каждую следующую ступень производится только с его санкции. Под непосредственным руководством судьи по исполнению наказаний происходит условное освобождение, он же осуществляет надзор за всеми осужденными, находящимися на свободе: условно освобожденными, условно осужденными, лицами, переданными на пробацию, лицами с ограниченным правом проживания в определенных местностях. Полномочия судьи по исполнению наказания открывают широкие возможности для произвола в виде «самостоятельного судейского толкования» законности, оставляя безграничные возможности для грубых ее нарушений, для усиления репрессий против трудящихся.
Особенностью некоторых тюремных систем является наделение органов, ведающих исполнением наказания, широкими полномочиями, неограниченным «усмотрением». При существующей в ряде стран системе неопределенных приговоров это выражается в предоставлении тюремной администрации права определять продолжительность наказания того или иного заключенного в зависимости от его поведения. Ограничение содержится лишь в том, что предельным временем заключения в этом случае является максимальный срок, указанный в законе за данное преступление. Таким образом, администрация тюрем в определенной степени обладает и судебными функциями.
В Японии, например, функционируют восемь государственных реабилитационных комиссий, которые по ходатайствам начальников исправительных учреждений выносят решение об освобождении заключенных «под честное слово». Такое освобождение может быть применено в отношении лиц, отбывших не менее одной трети срока (или 10 лет в случае пожизненного заключения), при условии их полного раскаяния. Выпущенные таким образом на свободу находятся под наблюдением специальных учреждений, а также добровольных общественных инспекторов.
Современные государства усиленно ищут новые пути повышения эффективности борьбы с преступностью. В связи с тем что не оправдала себя тюремная система, направленная на устрашение правонарушителей, стали широко предприниматься попытки изменить ее и создать видимость гуманного подхода к заключенным.
В 60-х годах в США был введен институт условно-досрочного освобождения, которым устанавливалось, что заключенным в федеральных тюрьмах, если они беспрекословно соблюдают все жесткие тюремные правила, срок наказания может ежемесячно сокращаться на несколько дней: для лиц, приговоренных к трем годам лишения свободы, – на шесть дней; к пяти годам – на семь дней и т. д. по специально установленной шкале. В результате таких сокращений заключенный может быть освобожден условно-досрочно, но если учесть, что сокращение сроков производится самостоятельно тюремной администрацией, то станет ясной несбыточность этой перспективы.
Достаточно указать хотя бы всего одну черту: условно-досрочное освобождение применяется лишь при заблаговременном обеспечении освобождаемого работой. Это правило, на первый взгляд, может показаться прогрессивным, но фактически оно дает возможность тюремщикам не освобождать тех, кто нежелателен им по каким-либо соображениям. Делается это под предлогом невозможности подыскать для таких лиц работу. Таким образом, введенный в США институт условно-досрочного освобождения сам по себе объективно явился составным элементом реакционного уголовного и тюремного права.
Жестокий тюремный режим, условия, оскорбляющие человеческое достоинство, цинизм надзирателей и многое другое – все это составляет неизгладимый след в психологии заключенного. Как свидетельствует ветеран американского рабочего движения Элизабет Гэрли Флинн, «американские тюрьмы не исправляют людей, а прививают им самые грязные пороки».
Фактически тюремная политика и не рассчитана на эффективное моральное совершенствование заключенных. Об этом свидетельствует хотя бы то, что попавшие в места заключения новички быстро оказываются под влиянием опытных рецидивистов. Приведенное ниже высказывание подтверждает сделанный вывод: «Американские тюрьмы и исправительные заведения сами являются школами преступности. В основном это результат отсутствия изоляции несовершеннолетних и случайных нарушителей от закоренелых преступников. Не без основания утверждали, что преступники-новички, находясь в общении с профессионалами, перенимают у них все тонкости ремесла, в результате они покидают тюрьмы и исправительные заведения с большей решимостью продолжать преступную карьеру, чем до отбытия наказания в местах заключения». Что же касается рецидивной преступности, то, по словам американского буржуазного исследователя, «три четверти покинувших тюрьмы возвращаются к преступлениям», В течение нескольких месяцев 1970 года в США работала объединенная комиссия конгресса во главе с К. Паппером. Выводы комиссии, обсуждавшиеся в конгрессе, заключались в том, что весьма важным фактором, влияющим на общий рост преступности, является рецидивизм. По материалам округа Колумбия, например, 60 – 70 процентов преступников, отбывших наказание, снова оказываются за решеткой. Комиссия отклонила предложение об увеличении сроков тюремного заключения, что, по ее мнению, не сможет сократить рецидивизм, поскольку он порождается порочной системой воспитания в тюрьмах.
В ряде государств в настоящее время получают известное развитие элементы прогрессивной системы, применяемой к отдельным, определенным законом категориям преступников. В Англии, например, обвинительный приговор к тюремному заключению означает, что весь определенный судом срок заключенный отбудет в тюрьме, а в случае примерного поведения и старания может получить зачет в размере одной трети срока наказания. В судебном приговоре не указывается, в какого рода тюрьму будет направлен правонарушитель, каков режим, которому он подвергнется, – эти вопросы решаются тюремной администрацией на основании ведомственных директив и норм права.
Приведем другой пример. В США Законом от 10 ноября 1966 года определены условия освобождения заключенных в федеральном округе Колумбия для выполнения работ. Законом устанавливается, что лица, приговоренные к тюремному заключению на срок более одного года за совершение проступков, нарушение муниципальных и других подобных правил, неуплату штрафов, неуважение к суду, а также в других случаях при наличии смягчающих обстоятельств, могут быть привлечены к работе вне территории исправительных учреждений (тюрьмы). Использование такого рода заключенных на работе может быть осуществлено по инициативе суда, вынесшего приговор, с учетом рекомендации департамента исправительных учреждений округа Колумбия или же по просьбе самого осужденного. Суд предусматривает в своем постановлении срок и другие условия освобождения из места заключения для работы. Заключенный может быть использован на работе как по своему постоянному месту работы, так и по выбору департамента исправительных учреждений, который учитывает пожелания заключенного. Средства, полученные от использования заключенного на работе, вносятся на специальный счет министерства финансов США. Из этого счета производится выплата на содержание самого заключенного до 20 процентов, а остаток выдается заключенному по отбытии срока наказания.
Сейчас во многих штатах США разрешается использовать в дневное время труд заключенных на работах в соседних населенных пунктах (на фермах и предприятиях). Такая привилегия предоставляется только лицам с безупречным поведением, прошедшим шестимесячный испытательный срок.
В 1969 – 1970 годах по предложению президента Р. Никсона в США была разработана десятилетняя программа осуществления тюремной реформы. Специальная президентская комиссия проводила необходимые для этого эксперименты. Рекомендации комиссии направлены в основном на ослабление тюремного режима, повышение квалификации административно-воспитательного состава тюремных учреждений, создание при исправительных учреждениях специальных служб для постоянных контактов с местными промышленными, транспортными и другими организациями с целью привлечения их к перевоспитанию и трудоустройству заключенных.
Современное французское законодательство предусматривает два вида льгот для заключенных: перевод на режим работы вне тюрьмы и перевод на полусвободный режим. Разрешение на работу вне тюрьмы под контролем администрации могут получить лица, которым осталось отбыть не более одного года лишения свободы, а также лица, к которым применимо условное освобождение. Порядок работы заключенных вне тюрьмы детально регламентирован и исключает возможность их общения с посторонними. Работы производятся под конвоем, заключенные обязаны носить арестантскую одежду, а после окончания рабочего дня возвращаются в тюремные помещения. Заработанные заключенными деньги на руки не выдаются: часть переводится на счет заключенного, а основная доля – в казну.
На полусвободный режим разрешается переводить: а) лиц, которым осталось отбывать не более одного года лишения свободы; б) заключенных, достигших определенной ступени прогрессивной системы; в) лиц, для которых полусвободный режим должен явиться испытанием перед условным освобождением. Находящиеся на полусвободном режиме лица получают право поступать на работу на общих основаниях и освобождаются от надзора на период рабочего времени. Они обязаны ежедневно возвращаться в тюрьму и там проводить все выходные и праздничные дни, а невозвращение в тюрьму к установленному сроку считается побегом. Заработная плата лиц, находящихся на полусвободном режиме, пересылается работодателем в адрес администрации тюрьмы, которая перечисляет 70 процентов на личный счет заключенного, имеющего право брать с этого счета лишь небольшие суммы, необходимые на обед и транспортные расходы.
В 1969 году произошли некоторые изменения и в тюремной практике ФРГ. Теперь осужденные, приговоренные к лишению свободы от двух месяцев до двух лет и уже отбывшие половину срока, могут получить отпуск на праздники, чтобы встретить их в кругу семьи. Отпуск предоставляется, в зависимости от повода, от трех до семи дней. Кроме того, заключенные получают особый отпуск за три месяца до окончания срока заключения, с тем чтобы позаботиться о жилье и работе.
Все большее распространение получает институт пробации, на который буржуазные ученые возлагают особые надежды в плане снижения рецидивной преступности. В основе пробации лежит условное осуждение, когда суд предписывает осужденному осуществлять минимум «желаемого обществом» поведения, определяемого условиями пробации. Несоблюдение этих условий служит суду основанием для отмены режима пробации…
Пытаясь представить преступность как некое болезненное состояние личности, не зависящее от каких-либо социальных причин, тюрьмоведы стали использовать разного рода «новые психологические теории», обосновывающие «новые методы воздействия» в виде «групповой работы, группового лечения, групповой психотерапии». Преступник изображается здесь неким хроническим больным, а тюрьма чем-то вроде больницы или клиники. Как показала практика, все эти «новые психологические методы обращения с преступниками» позволяют не без удобств для заинтересованных кругов вывести исполнение наказания за рамки сферы права, рамки законности и превратить его в некий «процесс лечения». Оценивая все новейшие попытки усилить моральное воздействие на заключенных, нужно помнить, что моральные установки объективно не способны привести к положительным результатам, так как сами по себе они антигуманны и с точки зрения трудящихся никакой моральной ценности не представляют.
Современное тюрьмоведение широко обсуждает проблему так называемой реадаптации заключенного, то есть воспитания в нем способности жить в обществе. Высказывается мнение о необходимости поддерживать и развивать в заключенном общительность, бескорыстную заботу о благе других и готовность жертвовать для них своими личными интересами. Подобного рода пожелания явно беспочвенны. Ведь сама по себе система эксплуатации и бесчеловечного грабежа слабого сильным органически противоречит всяческому бескорыстию.
Попытки придать наказаниям в виде лишения свободы исправительный характер и внести в исполнение этих наказаний некоторые элементы гуманности надо рассматривать как известную дань ученых настроениям народных масс, которые резко осуждают методы подавления и репрессий. Не случайно на I конгрессе по предупреждению преступлений и обращению с преступниками, созванном ООН в августе 1955 года в Женеве, были приняты специальные Правила обращения с заключенными. В августе 1970 года в Киото (Япония) состоялся IV конгресс, участники которого уже не пропагандировали биологическую природу причин преступности, как это было в 1965 году на III конгрессе в Стокгольме.
На последних конгрессах подчеркивалась необходимость гуманного обращения с заключенными, осуждалась их чрезмерная эксплуатация, а также применение жестоких и вредящих здоровью методов тюремного воздействия. И в последние годы в ряде стран была осуществлена некоторая либерализация тюремного дела, проведены определенные реформы в области смягчения тюремной политики. В поисках решения проблемы сокращения преступности IV конгресс, в работе которого участвовали представители 85 стран, высказался против превышения мер наказания и введения более строгих законов. Беспредельное усиление карательных функций, указывается в решении конгресса, не может привести к сокращению преступности.
(Бельсон Я. М. Суд, прокуратура и тюрьмы в современном буржуазном государстве. – М., 1972)