Для террористов самолеты — это непреодолимый соблазн. Высокий рейтинг авиапутешествий и поднимаемая в СМИ шумиха после каждой крупной авиакатастрофы означают, что авиалайнеры будут оставаться их излюбленной мишенью. События 11 сентября 2001 года убедительно подтверждают это. Авиакомпании туг же бросились принимать меры против подобных атак» поэтому безопасность авиаполетов очень высока.
Конечно, абсолютная безопасность невозможна. Авиакомпании анализируют террористические акты и учатся их предотвращать, но и террористы не стоят на месте, отыскивая слабые места авиационного транспорта. Одно можно сказать точно — это не последняя попытка теракта в воздухе.
Анализ воздушного терроризма в период с J940х по 1990е годы показал, что было совершено 1420 терактов против самолетов, 250 против аэропортов и 500 — против офисов авиакомпаний, т.е. терроризм вовсе не новая проблема. Единственное различие в том, что до II сентября 2001 года методы оставались постоянными. Преобладал угон самолетов — 90% от общего числа инцидентов, причем пятая часть с фатальным исходом. Большинство погибли при авиакатастрофах, вызванных терактом, другие были убиты угонщиками или при перестрелке между террористами и службами безопасности. С 1960х по 1990е годы жертвами таких терактов стали 2700 человек.
Большинство угонов до 2001 года имели целью предъявление требований к властям страны. Но с момента разрушения Всемирного торгового центра каждый воздушный теракт рассматривается как потенциальный акт террористасмертника. В результате правительства многих стран готовы отдать приказ сбить угнанный самолет, чтобы предотвратить еще большие жертвы. Поэтому в случае теракта экипаж и пассажиры подвергаются еще большему риску.
Угон — это лишь один из вариантов. Из анализа за 50-летний период выявлено, что было 90 бомбовых атак и 20 вооруженных нападений. Можно сделать и такой вывод: с повышением безопасности самолетов террористы могут переключиться на аэропорты. Безопасность аэропортов — это ключ к предупреждению терроризма, что убедительно показали события 11 сентября.
Все это делает авиакомпании главными фигурами в войне против терроризма. И они приняли вызов лицом к лицу. Даже с очевидным усилением безопасности, таким как заборы, вооруженная охрана, детекторы взрывчатки, рентгеновские аппараты для просвечивания багажа, террористы могут проскользнуть незамеченными в любую щелку, так как проблемы остаются. Одна из них — аэропорты, подобные пчелиному улью, где трудно проверить каждого. Далее, во многих привлекательных для туристов регионах службы безопасности — роскошь, и аэропорты — ахиллесова пята международных авиаперевозок. В некоторых местах эообше нет аэропорта в привычном понимании. По прибытии в аэропорт Босасо в Северном Сомали мы приземлились на участке пустыни и прошли паспортный контроль в офисе размерами чуть больше хижины. Какое же это препятствие для террористов?
В других неспокойных регионах аэропорты могут усиленно патрулироваться, но не быть безопасными изза жестокости нападений, которым они подвергаются. Пример этого — аэропорт Бандаранаике в Коломбо, ШриЛанка, где в июле 2001 года около 50 британских туристов были захвачены Тиграми Тамил. Счастье, что многие не были убиты или ранены во время нападения. Семьям — некоторым с маленькими детьми — пришлось спасаться бегством под пулеметным огнем. Тринадцать самолетов было разрушено. Многие впоследствии жаловались, что никто не пришел к ним на помощь и им самим пришлось искать выход из ситуации.
Что можно сделать? Одной из наиболее эффективных мер безопасности может быть проверка благонадежности поступающих в летные школы на отделение вождения широкофюзеляжных самолетов. Многие авиалайнеры оснащены бронированными дверями в кабину экипажа, чтобы предотвратить доступ туда посторонним. Некоторые авиакомпании нанимают профессиональных агентов безопасности для охраны самолетов в полете. Некоторые авиаперевозчики призывают пассажиров играть активную роль в обезвреживании угонщиков. Известен пример такого активного поведения, когда на Рождество 2001 года пассажиры и команда общими усилиями обезвредили британского террориста из АльКаиды, пытавшегося взорвать заряд, помещенный в подошвы его обуви. Обезвреживание мощного заряда, способного активизироваться без детонатора, который был бы хорошо виден н