Вулканы. Будущее

Извержения вулканов являются в текущее время более отлично изученными и, как следует, менее небезопасными из геологических катастроф. Но это совсем не значит, что деятельность вулканов можно держать под контролем. Навряд ли человек сумеет когда-либо подчинить для себя большое извержение либо же оказать на него приметное воздействие. На данный момент извержение может быть предсказано при условии, что оно развивается относительно медлительно. Благодаря своевременной эвакуации реально избежать человечьих жертв, но с разрушением построек приходится мириться как с неминуемым последствием.

Извержение вулкана Килауэа на полуострове Гавайи нанесло вред на сумму более 2 млн. долл., но ни один человек не умер. В нескольких километрах от вулкана Килауэа размещен город Хило, построенный на лаве, излившейся из вулкана Мауна-Лоа в 1881 г. В июле 1975 г. извержение вулкана Мауна-Лоа принудило штатские власти городка Хило быть начеку в течение 6 дней; потом маленькие землетрясения и прекращение поднятия вулкана проявили, что угроза миновала. Но прошедшая вулканическая деятельность Мауна-Лоа свидетельствует о том, что в наиблежайшие пару лет может произойти более сильное извержение, в итоге которого на город Хило может обвалиться лавовый поток. Но пока продолжают регистрировать подвижки земной коры и землетрясения, нет необходимости в каких-то других мерах предосторожности. Угроза городку наращивается так медлительно, что в случае угрозы могут быть построены стенки, отводящие лаву.

Исследование извержений на Гавайях и, естественно, извержения вулкана Киркефедль в Исландии в 1973 г. указывает, что вулканы этого типа представляют не очень существенную опасность. Настоящую опасность таят внутри себя массивные вулканы, расположенные на местности наименее продвинутых стран, где не ведется всестороннего наблюдения за проявлениями вулканической деятельности. Во время извержения вулкана Ламингтон на Новейшей Гвинее в 1951 г. погибло 3000 человек; это вышло приемущественно из-за того, что обитатели деревни Хигатура не получили никакого предупреждения о надвигающейся угрозы. В схожей ситуации единственным действующим методом защиты является районирование территорий по степени угрозы в случае извержений и выделение высокоопасных зон, не подлежащих заселению. Но даже с такими исследовательскими работами в почти всех странах мира дело обстоит плохо.

Защитные программки по районированию густонаселенных территорий могут оказать существенную помощь при планировании размещения поселений и их застройки. Да и в данном случае нужно учесть возможность появления неожиданных событий. Можно с достаточной степенью надежности предсказать, что во время последующего извержения вулкана Эль-Тейде на полуострове Тенерифе, когда бы оно ни вышло, есть один шанс из 3-х, что деревни, расположенные к востоку от этого вулкана, будут покрыты слоем пепла шириной более метра. Хотя сам по для себя пепел не настолько уж и небезопасен, он может затруднить эвакуацию, которая будет нужна, так как на последующих шагах извержения могут образоваться лавовые потоки, таящие еще огромную опасность.

При прогнозировании извержений нужно учесть, что вулканы обычно извергаются внезапно. В качестве примера можно именовать вулкан Катмай на Аляске. 6 июня 1912 г. вышло сильное извержение этого вулкана, и за один только денек участок более 250 км2 был покрыт слоем пепла, толщина которого в среднем составляла 30 м. К счастью, это была незаселенная местность — лес и тундра. Но Катмай — это только один из вулканов в величавом «Огненном кольце», протягивающемся по периферии Тихого океана. В границах этого вулканического пояса только северная его часть, обхватывающая Аляску и Камчатку, настолько изредка заселена. Вулканы подобного типа есть и в почти всех других районах, при этом извержения их могут быть существенно более сильными. Что сумел бы сделать человек, если б такое извержение, как на Катмае, вышло в Орегоне, Мексике, Чили, Новейшей Зеландии либо Ост-Индии? А ведь там есть вулканы такового типа, они ожидают собственного часа,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: