Подобно льну и конопле, крапива — одно из самых древних волокнистых растений, которые человек научился обрабатывать.
Поближе к весне у неких стеблей крапивы, в особенности надломленных ветром, где-то уже отслаивается верхний слой коры, в каком находятся волокна.
Их упругость и крепкость издавна оценили птицы. К примеру, клест всегда отыскивает крапивник, чтоб благоустроить свое зимнее гнездо.
Воробей нет же, ну и прихватит крапивное волоконце для заделки случайных щелей в утепленном еще с озари гнезде. Весной заготовку стройматериала в крапивнике вовсю ведет синица-ремез.
Ее гнездышко-люлька висит над самой водой на ветке ракиты. Оно так крепко, что не разрушается по нескольку лет. Уж не эти ли пернатые умельцы надоумили и человека использовать крепкие эластичные волокна крапивы?
Подобно льну и конопле, крапива — одно из самых древних волокнистых растений, которые человек научился обрабатывать.
Из длинноватых и крепких волокон крапивы двудомной изготовляли пряжу для ткани, идущей на пошив одежки, парусов и мешков. Из нее ткали ковры, вили веревки и канаты, плели рыболовные сети. На западном берегу Ладожского озера археологами была найдена рыболовная сеть, связанная из крапивных нитей еще в каменном веке.
Многие, возможно, помнят сказку Андерсена о том, как девченка выручила от злых чар братьев, преобразованных в одичавших лебедей. По совету хорошей феи она нарвала крапивы, размяла ее стволы, напряла нитей, а потом сделала из их рубахи-кольчуги, вернувшие братьям человечий вид. В притче отразилась давнишняя вера людей в чудодейственные характеристики ткани из волокон крапивы, способной типо беречь человека от злых чар и дурного глаза, также лечить от разных заболеваний. Недаром из крапивной пряжи вязались носки, которые носили при ревматических болях, пояса, используемые при радикулите и мигрени.
Равномерно капризную жгучую крапиву вытеснили более податливые лен и конопля. Но память о крапиве как о волокнистом растении все таки сохранилась кое-где в глубине сознания, время от времени проявляясь в детских играх. В одном этнографическом сборнике 19-го века сообщалось: В деревнях Рязанской губернии девченки пряли волокна из крапивы для получения нитей, которыми шили из тряпочек платьица для кукол, — готовых нитей мамы не давали. Может быть, с педагогической точки зрения мамы поступали очень мудро, не только лишь так как напоминали о необходимости сберегать, сколько так как невольно приучивали деток к рукоделию, ремеслу. Остается только гадать: каким образом девченкам стали известны прядильные характеристики крапивных волокон, о которых взрослые издавна запамятовали?
Справедливости ради следует сказать, что крапивные волокна были позабыты не всеми взрослыми. Даже в наше время их употребляют для прядения нитей, предпочитая покупным, коренные обитатели Камчатки и Приамурья. Крепкие и долговременные нити идут на плетение сумок, корзин и различных коробок. При изготовлении обычных изделий вместе с крапивными нитями используются ивовые прутки, стволы одичавшей ржи (тувейки) и береста. Достаточно нередко употребляют и другое волокнистое растение, растущее на пустырях и гарях, — иван-чай узколистый, именуемый в народе иван-чаем.
С заготовленных осенью стеблей иван-чая осторожно снимают кожицу, делят ее на волокна, сушат и убирают на хранение. Часть заготовленного материала окрашивают отваром собранного на болоте заржавелого мха, содержащего оксид железа, в темный цвет. Чтоб придать волокнам глянец, в красящий раствор добавляют рыбий жир. Чередуя в определенном порядке черные и светлые волокна, мастера декорируют поверхность изделий в геометрическими узорами.
В былые времена из волокон иван-чая вили веревки, изготовляли рогожки, конскую упряжь, мешковину и почти все другое. В народе растение часто называли одичавшей коноплей. Этим подчеркивалось сходство его волокон с волокнами конопли, возделываемой на местности нашей страны с IХ века, именуемыми пенькой. В наше время пенька неподменна при изготовлении морских канатов, парусины, брезента, пожарных рукавов. Но из-за наркотических веществ, содержащихся в растении, конопля попала в опалу. Полностью может быть, что в недалеком будущем ученые сумеют поменять ее культурным видом кипрея узколистого, волокна которого имеют схожие характеристики. Может быть, настанет черед и крапивы, ну а пока, следуя примеру наших пращуров, изготовим своими руками крапивную кудель.
КРАПИВНАЯ КУДЕЛЬ
Все хоть краем уха да слышали, как трудно заготовлять и обрабатывать лен, коноплю. Крапиву тоже, если делать это, как и положено, осенью. Тогда ее необходимо высушивать, позже длительно вымачивать, опять высушивать, чтоб получить, в конце концов, ту тресту (так принято именовать просушенные и очищенные стволы волокнистых растений), из которой и извлекаются прядильные волокна. А если собрать крапиву зимой и в первой половине весны, то вы будете иметь уже практически готовую тресту: сама природа — хлесткие дождики, росы, изморозь, туманы и зимние оттепели поработала за вас…
Принесенные с пустыря стволы крапивы необходимо отлично высушить, разложив на печи либо рядом с батареей центрального отопления. Потом убирают маленькие ветки и засохшие листья. Чтоб проверить качество приобретенной тресты, ее разминают пальцами и надламывают в нескольких местах. Готовая треста должна разламываться в руках с легким треском, а волокна — отделяться от деревянистых частей стебля.
ОБМИНАНИЕ. Обработку тресты начинают с обминания ее в особых мялицах. От того, как радиво размяты стволы, зависит качество пряжи. Не домнешь мялкой, так не возьмешь прялкой — предупреждала фермерская поговорка. Мялицу, либо мялку, для обработки маленького количества тресты в домашних критериях можно сделать самим — она состоит из 4 деталей (рис. 1а). К древесному основанию шириной 20 мм прикрепляют самореза ми две доски, имеющие седловидные вырезы. С внутренней стороны в местах выреза любая из дощечек скашивается под углом 45 градусов. Рычаг, либо лупило, снизу немного заостряют и прикрепляют к мялице при помощи болта. В свою очередь основание мялицы крепят саморезами на скамье либо какой-нибудь другой устойчивой опоре. За один прием на мялице можно размять только одну горсть тресты, другими словами столько, сколько может вместиться в руке. Начинают обминать тресту с 1-го из концов, уложив ее в седловидный вырез при поднятом рычаге. После каждого нажатия и следующего за этим приподнимания тресту немного поворачивают и продвигают незначительно вперед. Так поступают до того времени, пока горсть тресты не будет на сто процентов обмята.
Обминание тресты идет более споро, если заместо мялицы использовать самодельные двухвальные либо трехвальные мялки (рис. 1 б). Хотя работать на их можно и одному, вдвоем все таки удобнее и резвее. Один закладывает меж валами тресту, другой крутит ручку и воспринимает обтертые стволы, именуемые повесмом.
ТРЕПАНИЕ. Чтоб удалить из обмятой тресты кострику — древесные части стебля, разломанные на маленькие куски, — ее треплют специальной трепалкой (либо трепалом), имеющей форму огромного древесного ножика, либо косаря. Трепалки (рис. 2 а) вырезают из жесткой древесной породы дуба, клена и березы. Нанося трепалкой по повесму нередкие резкие удары, как можно чище выбивают застрявшую в волокнах кострику. Потом повесмо кладут на пень и кропотливо проколачивают (рис. 2 б). Обычно после таковой обработки оставшиеся частички кострики просто отслаиваются. Их остается только вытрясти, ударяя пучком повесма о круглую древесную палку (рис. 2 в) либо ребро скамьи.
ОШМЫГИВАНИЕ. В особенности тяжело отделяются от повесма вещества, находящиеся меж волокнами в верхнем слое стебля. Их можно совсем повредить и удалить методом ошмыгивания.
Чтоб осознать суть этого приема, необходимо взять в руки маленький пучок обмятой и обтрепанной крапивы и, прочно сжав пальцами, пошеркать друг о друга (рис. 3 а). Обычно от их сразу начинают отделяться и падать вниз мелкие пылевидные частички. Освобожденные от их волокна становятся незапятнанными и шелковистыми. Если приходится обрабатывать существенное количество повесма, то его пучки удобнее задерживать не руками, а особыми щипцами (рис. 3 б). Щипцы состоят из 2-ух березовых дощечек, соединенных полосой листовой стали. При ошмыгивании один конец пучка повесма можно зажать в мялице рычагом-билом. Но еще удобнее использовать для этих целей особый зажим с валиком-эксцентриком (рис. 3 в). Тем паче, что таковой зажим пригодится на последующем шаге обработки волокон — чесании. Закрепленные волокна захватывают щипцами рядом с зажимом. Обшмыгивая участок за участком, равномерно продвигаются от 1-го конца к другому. На последующем шаге пучок волокон переворачивают и закрепляют в зажиме другим концом. Сейчас остается только обработать щипцами конец освобожденный из зажима, и перебегать к чесанию волокон.
ЧЕСАНИЕ. Приготовленные к чесанию волокна именуют мычками. Крапивные, также конопляные мычки состоят из длинноватых, средних и маленьких волокон. Чем длиннее волокна, тем тоньше и длиннее пряжа. Для отделения длинноватых волокон от средних и маленьких в старину использовали огромные кленовые гребни, укрепленные на подставках. Но в особенности длинноватые и незапятнанные волокна получали после повторного чесания так именуемыми мыкалками — малеханькими гребенками и щетками, сделанными из свиной щетины. Сам процесс расчесывания и разглаживания мычека, либо мочек, именовался мыканием. Он добивался огромного терпения, усидчивости; было надо аккуратненько расчесать и разгладить практически каждую прядь волокон. Отсюда и пошли известные выражения мыкаться, горе мыкать и тому подобные. Волокна крапивы, закрепленные в зажиме, можно расчесывать обыкновенными металлическими и пластмассовыми гребенками, имеющимися в продаже. До того как начать чесать, осторожно укладывают одну прядь к другой. Чесать начинают со свободного конца, равномерно продвигаясь в сторону зажима (рис. 4 а). При всем этом на расческе остаются недлинные волокнистые очески — изгребь. Волокна средней длины, вычесываемые волосяными щетками, назывались пачесями, а оставшиеся длинноватые волокна — куделью (рис. 4 б). Ткань, приобретенная из кудельных нитей, шла на сарафаны, рубашки, скатерти, полотенца, белье для постели и другие тонкотканые изделия. Из изгребья и пачесей (по другому — отребья и вычесок) готовили пряжу, идущую на грубое полотно, — ватолу, из него шили одеяла, мешки, различные подстилки и накидки для возов. Из числа тех же волокон пряли, а потом ткали полотна с редчайшим переплетением нитей — веретье и ряднину, использовавшиеся для хозяйственных нужд.
Из грубых волокон, которые не обрабатывались ошмыгиванием и чесанием, вили ем, вили веревки и канаты, использовали как паклю для прокладки меж венцами бревенчатого сруба, также для конопачения пазов меж бревнами.
Холсты, сотканные из кудельных нитей, отбеливали на росе и снегу, также вываривали в щелоке — отваре древесной золы. Веревки, бечевки, мешковину и другие подобные изделия из изгребья и пачесей время от времени вымачивали день в отваре дубовой коры, чтоб повысить крепкость и стойкость против гнилых бактерий. Время от времени вымоченные в дубовом отваре волокна окрашивали в темный цвет. Для этого веревки и мешковину опускали в заржавелую воду либо в раствор стального купороса. Эти античные методы отбеливания и окрашивания с фуррором можно использовать и на данный момент вместе с современными.
Кудель и пряжа из крапивы 39:20
Никита Темнозорь