Бетонобойные авиационные бомбы (БетАБ) созданы для действенного поражения железобетонных покрытий и взлетно-посадочных полос аэродромов. Конструктивно представлены 2-мя основными видами бомб: свободного падения и с реактивными ускорителями. Бетонобойные авиабомбы свободного падения созданы для бомбометания с огромных высот и конструктивно очень близки к стандартным толстостенным фугасным авиабомбам. Бетонобойные бомбы с парашютом и реактивным ускорителем употребляются для бомбометания с всех высот (в том числе и малых). За счет парашюта угол падения бомбы возрастает до 60 градусов, после этого парашют отстреливается и запускается реактивный ускоритель.
В большинстве случаев масса бетонобойных бомб составляет 500-1000 кг., при всем этом могут встречаться авиабомбы и большего калибра. Такового вида орудие создано для поражения объектов с крепкой бетонной либо железобетонной защитой либо очень бронированных объектов. Например, фортификационных сооружений (таких как ДОТ), бункеров, береговых батарей, ВПП либо больших боевых кораблей.В текущее время более массовой американской бетонобойной бомбой, которая известна в мире, является GBU-28 (BLU-113), которая была сотворена перед операцией «Буря в пустыне» и была создана для поражения бункеров Саддама Хусейна. Задание на разработку схожих бомб в октябре 1990 года было выдано конструкторскому подразделению ASD Development Planning group, находящемуся на базе ВВС США Эглин во Флориде. К работе над данным проектом были также подключены спецы компаний Space Company и Lockheed Missile.
Для того чтоб удачно пробивать грунт, перекрытия из бетона и броню, бомба должна быть довольно тяжеленной, также владеть малым сечением (для того чтоб не «размазывать» свою кинетическую энергию по большой площади), кроме этого она должна состоять из твердого сплава. Это нужно для того, чтоб при соприкосновении с препятствием боевая часть не срабатывала на жесткой поверхности, а пронизывала ее. В свое время в США поломали голову над тем, чтоб отыскать и сделать подходящий корпус для бетонобойной бомбы. Выход из ситуации дал подсказку прошлый армейский офицер, работавший в компании Lockheed. Он вспомнил, что на артиллерийских складах хранится огромное число стволов от 203-мм гаубиц M201 SP.Данные стволы были выполнены из подходящего сплава и нашлись в достаточных количествах на артиллерийских арсеналах, а именно на арсенале Watervliet, расположенном в штате New-york. Конкретно в мастерских данного арсенала артиллерийские стволы были доведены до нужных размеров. Для производства бомб их обрезали под данные размеры, после этого удалили все выступающие элементы, находящиеся с наружной стороны. Изнутри стволы были специально рассверлены, их поперечник был доведен до 10 дюймов (245 мм). Это было изготовлено для того, чтоб к новенькому «телу» бомбы можно было применить наконечник от старенькой БетАБ BLU-109.
С местности арсенала Watervliet собранные корпуса для бомб были доставлены на базу Эглин, где их предстояло начинить взрывчатым веществом. При всем этом, специального оборудования для бомбы таких размеров на авиабазе просто не было, и работать военным приходилось фактически кустарными способами. Так а именно, изолирующий слой, который наносился на внутреннюю поверхность бомб, был должен пройти функцию термической обработки в специальной печи, но заместо этого инженеры на военной базе обязаны были применить самодельный наружный электронагреватель. Вкопав корпус бомбы в землю, вручную ведрами в нее заливался жаркий расплавленный тритонал. Для системы наведения бомбы было применено лазерное прицельное устройство от GBU-24. Итогом всех работ стала боевая часть, получившая заглавие BLU-113, а вся бомба полностью получила обозначение GBU-28.
Так как время поджимало создателей, они не стали проводить серию из 30 положенных испытательных пусков, ограничившись только 2-мя. 24 февраля 1991 года 1-ая бомба GBU-28 была сброшена с самолета F-111 на пустынном полигоне в США. Бетонобойная бомба ушла в грунт на глубину в 30 метров – с этой глубины ее даже решили не выкапывать. Еще 2 денька спустя бомбу разогнали на реактивной рельсовой телеге и выстрелили по вертикально стоящей стопке из железобетонных плит. В конечном итоге бомба пробила все плиты и пролетела еще 400 метров.
Еще 2 корпуса, которые были подготовлены на авиабазе Эглин, были заряжены взрывчатым веществом, оборудованы и высланы для боевых испытаний в Ирак. Пользуясь полным приемуществом в воздухе, 23 февраля 1991 года 2 тактических истребителя F-111 без каких-то проблем добрались до собственной цели – 1-го из подземных бункеров, принадлежащего иракской армии. Пока один из F-111 подсвечивал цель, другой входил на бомбометание. В конечном итоге одна из бомб прошла мимо, а другая попала точно в цель, не оставив на поверхности никаких видимых следов повреждения. Только через 7 секунд из вентиляционной шахты бункера пошел густой темный дым, что могло означать только одно – бункер был поражен и уничтожен. От постановки задачки до боевых испытаний новейшей авиабомбы GBU-28 прошло всего 4 месяца.
Зарубежные разработки в этой области
Еще сначала 90-х годов министерствами обороны ряда государств НАТО: США, Германии, Англии, Франции были сформированы требования к боеприпасам с завышенной проникающей способностью. Такового рода бомбы планировалось использовать против отлично защищенных подземных объектов противника (толщина перекрытий до 6 метров). В текущее время в достаточном количестве выполняются только авиабомбы 1-го типа, которые в состоянии повредить такие объекты. Это южноамериканская авиабомба BLU-113, которая заходит в состав управляемых авиационных бомб (УАБ) GBU-28 и GBU-37 (общая масса 2300 кг). Такие бетонобойные бомбы могут располагаться в отсеке вооружения стратегического бомбовоза В-2А либо на подфюзеляжной точке подвески тактического истребителя F-15E. Исходя из этого, военные думают о разработке более легких боеприпасов данного типа, что позволило бы использовать их с других самолетов-носителей, которые имеют ограничения на размеры и массу бомб, размещаемых на пилонах.
Южноамериканские и европейские спецы выдвинули 2 концепции по созданию новых бетонобойных боеприпасов массой менее 1 000 кг. Согласно сделанной в Европе концепции предлагается создание тандемных бетонобойных боевых частей нового типа (ТББЧ). В текущее время на вооружении ВВС Англии уже состоят бетонобойные суббоеприпасы с тандемным расположением кумулятивного и фугасного зарядов – SG-357, которые входят в состав снаряжения несбрасываемой авиационной кассеты JP-233 и предназначается для поражения ВПП аэродромов.
Но в связи с маленькими размерами и малой мощностью заряды SG-357 не в состоянии уничтожать объекты, расположенные глубоко под землей. Предлагаемая новенькая ТББЧ состоит из оптического неконтактного взрывательного устройства (ОНВУ), также 1-го либо нескольких кумулятивных зарядов, которые находятся конкретно перед основной боевой частью бомбы (ОБЧ). При всем этом корпус основной боевой части авиабомбы производится из прочных материалов на базе вольфрамовой стали с применением других томных металлов, владеющих схожими качествами. Снутри находится заряд взрывчатого вещества, а в донной части бомбы программируемое взрывательное устройство.
По словам разработчиков, утрата ОБЧ кинетической энергии в итоге взаимодействия с продуктами детонации не будет превосходить 10% от исходного значения. Подрыв кумулятивного заряда происходит на рациональном расстоянии от цели по инфы поступающей от ОНВУ. В показавшееся в итоге взаимодействия кумулятивной струи бомбы с преградой свободное место направляется ОБЧ, которая после поражения оставшейся части преграды взрывается уже снутри объекта. Проведенные лабораторные исследования показали, что глубина проникания бетонобойных бомб в преграду зависит в главном от скорости соударения, также физических характеристик взаимодействующих тел (таких как твердость, плотность, предел прочности и т.д.), также соотношения массы БЧ и площади поперечного сечения, а для бомб с ТББЧ к тому же от поперечника кумулятивного заряда.
Поражение бомбой бетонного убежища для самолетов
В процессе испытаний бомб с ТББЧ массой до 500 кг (скорость соударения с объектом 260-335 м/с) было выявлено, что они могут просачиваться в грунт средней плотности на глубины в 6-9 метров, после этого пробивать бетонную плиту общей шириной в 3-6 метров. Кроме этого, такие боеприпасы могут удачно поражать цели при наименьших, чем у обыденных бетонобойных бомб, значениях кинетической энергии, также при наименее острых углах атаки и поболее острых углах подхода к цели.
В свою очередь южноамериканские спецы пошли по пути улучшения имеющихся унитарных бетонобойных боевых частей (УББЧ). Особенностью внедрения таких бомб будет то, что им нужно придать перед столкновением с целью огромную кинетическую энергию, в итоге чего значительно растут требования к их корпусу. При разработке новых боеприпасов америкосы провели серию исследований по разработке особо крепких сплавов для производства корпуса, также нахождению хороших геометрических размеров (например, носовой части бомбы).
Для роста соотношения массы БЧ и площади поперечного сечения, что обеспечивает огромную проникающую способность, было предложено при сохранении прежних габаритных размеров имеющихся боеприпасов, нарастить толщину их оболочки за счет сокращения количества взрывчатого вещества в боевой части бомб. К плюсам новых УББЧ можно с уверенностью отнести простоту их конструкции и поболее малую стоимость, в особенности в сопоставлении с тандемными боеприпасами. В итоге серии испытаний было установлено, что УББЧ нового типа (массой до 1 000 кг. и скоростью равной 300 м/с) могут просачиваться в грунт средней плотности на глубину от 18 до 36 метров и пробивать при всем этом железобетонные перекрытия шириной 1,8-3,6 метра. Работы по улучшению данных характеристик все еще длятся.
Русские бетонобойные бомбы
В текущее время на вооружении русской армии находится 2 типа бетонобойных бомбы массой в 500 кг. Бетонобойная свободнопадающая авиационная бомба БЕТАБ-500У создана для ликвидирования подземных складов боеприпасов, ГСМ, ядерного орудия, узлов связи, командных пт управления, железобетонных укрытий (в том числе для самолетов), автострад, рулежных дорожек и т.д. Данная бомба способна пробить 1,2 метра железобетона либо до 3 метров грунта. Может употребляться с высот от 150 метров до 20 000 метров при скоростях от 500 до 2 300 км/ч. Для обеспечения угла падения 90 градусов бомба снабжена парашютом.
Русская бетонобойная бомба БетАБ 500ШП в разрезе
БетАБ 500У
Поперечник: 450 мм.Длина: 2480 мм.Масса бомбы: 510 кг.Масса ВВ: 45 кг. в тротиловом эквиваленте
2-ой бетонобойной авиабомбой является БЕТАБ-500ШП – штурмовая с реактивным ускорителем. Данная бомба создана для ликвидирования ВПП аэродромов и рулежных дорожек, железобетонных укрытий самолетов, автострад. Данный боеприпас способен пробить броню шириной до 550 мм. В грунте средней плотности бомба способна образовать воронку поперечником в 4,5 метра. При попадании бомбы в ВПП бетонное покрытие повреждается на площади до 50 кв. метров. Данная бомба применяется с самолетов на скорости 700 – 1150 км/ч и на высотах от 170 до 1 000 метров (при горизонтальном полете). При бомбометании с пикирования под углом менее 30 градусов и при высоте более 500 метров.
БетАБ 500ШП
Поперечник: 325 мм.Длина: 2509 мм.Масса бомбы: 424 кг.Масса ВВ: 77 кг.