БОЙ В ЛЕСИСТОЙ МЕСТНОСТИ.

Местность, покрытая лесами (при опытном использовании ее войсками), может оказать огромное воздействие на ход боевых действий. Леса ограничивают маневр, понижают темпы пришествия, уменьшают обзор и эффективность огня, затрудняют применение танков, бронетранспортеров и артиллерии, которые обязаны продвигаться только по дорогам и другим легкодоступным участкам.

В лесу требуется большее роль инженерных войск для обеспечения боевых действий, создаются определенные трудности в организации взаимодействия и управления соединениями и частями. Вкупе с тем в нем войска укрываются от наблюдения противника, тут легче создавать оборонительные сооружения и инженерные заграждения, можно производить сокрытый маневр силами и средствами.

В лесу бронетанковым и механизированным частям и соединениям, составляющим базу современных сухопутных войск продвинутых стран, сложнее использовать свои достоинства в скорости, маневре, огневой мощи и ударной силе. А это полностью меняет обстановку. Совместно с тем, не следует и очень гиперболизировать воздействие лесистой местности на ведение боевых действий. Для нее остаются постоянными главные положения стратегии ведения боя вообщем. Все заключается исключительно в том, как наступающая либо обороняющаяся сторона сумеет направить достоинства леса в свою пользу.

Пришествие В ЛЕСУ.

По оценке западных военных профессионалов, пришествие в лесу идеальнее всего вести усиленными бригадами, но ведомую роль при всем этом будут играть мотопехотные (пехотные) батальоны, роты и взводы, которые действуют, обычно, в спешенном строю и нередко без поддержки танков, самоходной артиллерии и бронетранспортеров.

Прорывать оборону в лесу рекомендуется не на сплошном фронте, а по отдельным фронтам. Пришествие планируется вести вдоль дорог и просек, сочетая удары по фронту с обходом либо охватом опорных пт и узлов сопротивления противника. Но если просеки и дороги накрепко защищены, то главный удар прибыльнее нанести на наименее доступном направлении. Считается также, что пришествие на отдельных направлениях следует соединять с посадкой в тылу противника вертолетных десантов.

Закрытый нрав местности разобщает боевые порядки частей и подразделений и вынуждает их действовать на более широком фронте. Так, мотопехотный батальон в лесу может наступать на фронте 2 км и поболее. Но маленькие подразделения (в целях улучшения управления ими) будут действовать компактней при сокращении интервалов меж бойцами.

В итоге этого разрывы меж отделениями, взводами и ротами безизбежно вырастут. Боевой порядок частей и подразделений будет строиться более глубочайшим — в два-три эшелона с надежным прикрытием флангов и тыла. Боевые задачки подразделениям рекомендуется ставить не по объектам, а по отлично приметным ориентирам: дорогам, просекам, выступам и опушкам леса, рекам, канавам и т. д.

Для улучшения взаимодействия с пехотой и оперативности использования боевой техники танки, артиллерию и инженерные средства на период боя в лесу предлагается передавать конкретно в распоряжение командиров мотопехотных подразделений. Во избежание поражения собственных частей и подразделений с воздуха рекомендуется специально разрабатывать и строго соблюдать сигналы обоюдного опознавания.

При организации пришествия огромное значение придается применению танков, которые, по воззрению профессионалов, могут практически везде аккомпанировать и поддерживать пехоту в наступательном бою, кроме очень заболоченных участков и больших массивов девственного леса, где они, прокладывая путь, могут сделать себе непролазные завалы. Не считая того, как считают зарубежные спецы, ограниченность обзора и дальность реального огня массивного вооружения этих боевых машин затрудняют применение танковых частей и подразделений на самостоятельных направлениях.

Считается, что целесообразнее всего использовать их для совместных действий с пехотой: в густом лесу — несколько сзади нее, в большей степени по дорогам, просекам и опушкам, а при пришествии в редчайшем и юном лесу, также на полянах и вырубках — вместе с боевыми порядками пехоты для поддержки их огнем и оказания помощи в преодолении завалов.
Лесистая местность затрудняет также массированное применение в пришествии артиллерии и минометов. По воззрению забугорных профессионалов, в лесу может быть в особенности эффективен огнь прямой наводкой, потому артиллерия в пришествии, в особенности в глубине леса, будет употребляться, обычно, децентрализованно (огромную часть ее дадут ротам и взводам) и получать задачки для стрельбы по целям, выявленным в процессе пришествия.

Важную роль при действиях в лесу делают средства близкого боя: стрелковое орудие, гранатометы и огнеметы. Применение в лесу ПТУРС практически исключено, потому что снаряд при полете к цели в границах прямой видимости до нее обязан иметь свободное место меж деревьями и их кронами около 1,5 м.

Значительные задачки в пришествии в лесу будут решать инженерные войска, которые также намечается использовать децентрализованно. Саперные подразделения могут действовать в боевых порядках наступающих, оказывая помощь пехоте и танкам в преодолении завалов, засек, противотанковых барьеров, минных полей и других препятствий. Для этого они оснащаются специальной инженерной техникой разграждения, тросами с крючьями, мотопилами, подрывными зарядами, средствами пожаротушения и т. д. Работы по разграждению завалов ведутся вместе с боевыми подразделениями под прикрытием огня танков и бронетранспортеров.

ОБОРОНА В ЛЕСУ.

Обороняющаяся сторона, в том числе и в лесу, располагает многими преимуществами: наибольшее внедрение укрытий и маскировки, выбор местности для ведения боя, оборудование огневых позиций с учетом большей эффективности огня и т. д. Фуррор оборонительного боя в лесу будет почти во всем зависеть от неплохого познания и опытного использования особенностей таковой местности. А для этого нужно сделать все, чтоб войска, занимающие оборону в лесу, действовали в нем свободно, чтоб они могли, используя дороги и сокрытый нрав местности, смело производить маневр и наносить удары на флангах и даже в тыл наступающей группировки противника. На 1-ый взор кажется, что обороняющиеся в лесу войска находятся в более удачном положении, чем наступающие, но, по воззрению забугорных военных профессионалов, это не совершенно так.

Опыт 2-ой мировой войны и следующих локальных войн свидетельствует о том, что в тех случаях, когда обороняющиеся войска не решали действующих мер по совершенствованию обороны и изысканию новых, в особенности маневренных, методов ведения боевых действий в обороне, они, обычно, вытерпели поражение. Опыт 2-ой мировой войны и следующих локальных войн указывает, что обороняющиеся в лесу войска только тогда имеют достоинства перед наступающими, когда они, искусно используя защитные характеристики леса, смело маневрируют силами и средствами как в глубине собственной обороны (к примеру, при ликвидировании высадившихся воздушных десантов либо прорвавшихся группировок противника), так и при нанесении контрударов.

Считается, что приостановить противника целесообразнее всего поблизости опушки, а нанести ему поражение идеальнее всего в глубине леса.

Главным при организации обороны в лесу должен быть выбор более оптимальных методов боевых действий. А это в свою очередь находится в зависимости от стоящих перед соединениями задач, нрава местности, боевых способностей собственных войск и войск противника. Если поставлена задачка во что бы то ни стало задерживать занимаемые в лесу рубежи, то обороняющиеся части и соединения будут строить свою оборону сплошной и глубоко эшелонированной.

Базу ее составят батальонные и ротные районы, адаптированные для радиальный обороны. Все просеки и дороги перекрываются завалами и засеками, на танкоопасных направлениях создаются минные поля и инженерные заграждения, кропотливо разрабатывается система огня, 2-ые эшелоны и резервы размещаются поблизости узлов дорог в готовности к контратакам в разных направлениях.

Рекомендуется: передовой оборонительный предел в лесу создавать на неком удалении от опушки, сохранять деревья перед фронтом на расстоянии 100—150 м (они служат собственного рода шапкой, вызывающей досрочные разрывы снарядов), а для улучшения обзора вырубать нижние ветки деревьев и молоденькую поросль. Стрелки, пулеметчики и гранатометчики выбирают огневые позиции с таким расчетом, чтоб иметь очень огромные секторы обстрела. Танки, противотанковые орудия и ПТУРС будут размещаться на танкоопасных направлениях вдоль просек и дорог как на фронтальном крае, так и в глубине обороны. Боевое охранение может занимать позицию на выступах леса либо впереди его на удалении 150—200 м.

В особенности огромное внимание следует уделить организации системы огня в лесу. Дело в том, что поле обзора и сектор обстрела в нем, обычно, узенькие, потому от стрелка (наводчика) требуется огромное умение вовремя найти передвигающуюся в узеньком пространстве цель и поразить ее.

фДальность прицельного огня из стрелкового орудия в юном лесу не превосходит 50 — 100 м, а в древнем изредка добивается 200 м. Так, в 70-летнем пихтовом лесу в секторе 45° на расстоянии 100 м будет находиться около 300 деревьев шириной выше 20 см. Потому у стрелка (наводчика) на таковой местности остается малый просвет для поражения цели.

Если позволяет обстановка, обороняющиеся подразделения могут заблаговременно пристрелять некие участки леса, в особенности густого, где прицельный огнь стрелкового орудия и орудий прямой наводки будет в особенности действенным. В этих случаях рекомендуется выставлять наблюдателей, которые при обнаружении противника дадут сигнал об открытии огня по приготовленным участкам. Рекомендуется также организовывать огнь из засад как перед фронтальным краем, так и в глубине леса.

Как показал опыт 2-ой мировой войны и следующих локальных войн, воздействие артиллерийско-минометного огня на незащищенные войска в лесу очень велико. Обороняющиеся в лесу части (если они провели надлежащие инженерные работы) при артиллерийском обстреле находятся в более удачном положении, чем наступающие. Они накрепко укрыты и отлично замаскированы, а после артиллерийского обстрела их даже тяжело найти посреди сваленных деревьев и сучьев. Наступающим войскам придется в данном случае преодолевать труднопроходимые после артиллерийского обстрела участки местности (нередко без действенной поддержки танков и артиллерии).

Точность артиллерийской стрельбы в лесу из-за ограниченности наблюдения и трудности корректировки огня невысока. Считается, что одни артиллерийские наблюдатели тут не управятся со своими задачками. Потому признается целесообразным давать им в помощь пехоту, находящуюся на фронтальном крае, и в особенности в боевом охранении. Но для этого придется учить командиров взводов и рот способам целеуказания и корректировки артиллерийского огня, также пичкать их необходимыми устройствами наблюдения и средствами связи.
Потому что обстановка в лесу изменяется очень стремительно, а основная тяжесть боя падает на маленькие подразделения, то подразумевается временно придавать им орудия и минометы, которые сумеют немедля (при возникновении целей) открывать огнь. При наличии в лесах развитой дорожной сети при организации обороны придется создавать на дорогах и просеках огромное количество завалов. Но при современной инженерной технике незащищенные завалы не явятся препятствием для наступающих войск, потому считается нужным заранее выделять некие силы для защиты этих завалов.

Бои на завалах рекомендуется вести поочередно: поначалу на одном, потом на другом. Время, выигранное на этих промежных рубежах, употребляется для сосредоточения сил и средств перед решающим ударом на флангах либо с тыла.

При устройстве лесных завалов и засек рекомендуется создавать различного рода ловушки и организовывать засады, а сами завалы минировать, обволакивать колющейся проволокой и располагать таким макаром, чтоб наступающие войска попадали в так именуемые «загоны», прикрываемые с флангов огневыми средствами. Подразумевается, что обороняющиеся войска пропустят наступающих в эти «загоны», а потом артиллерийско-минометным и стрелковым огнем с флангов и следующим проведением контратак отрежут им все пути отхода. Нечто схожее, лишь на большой местности, пробовали практиковать америкосы во Вьетнаме. Они делали в тропических зарослях так именуемые «зоны смерти», оттесняя партизан в заблаговременно намеченные районы. Потом по ним наносились удары авиации, также артиллерийские удары, после этого южноамериканские войска вступали в эти зоны и «зачищали» их от противника.

Считается, что при ведении боевых действий на участках с лесными завалами обороняющиеся лучше знают местность и могут успешнее использовать ее в собственных целях. Важную роль тут будет играть внезапность контратаки по наступающим войскам. Но она может быть достигнута только тогда, когда оборонительные сооружения, завалы и заграждения будут кропотливо замаскированы и не вскрыты заблаговременно разведкой противника.

Суровую опасность для частей и подразделений, обороняющихся в лесу, представляют пожары, в особенности в засушливое время. Противник может при помощи разных зажигательных средств практически выжигать лесные массивы. Потому для борьбы с пожарами рекомендуется весь личный состав обеспечивать лопатами, огнетушителями и другими противопожарными средствами. Организация и управление этими мероприятиями обычно возлагается на инженерные войска, а участвуют в их все части и подразделения.

На основании опыта 2-ой мировой войны, следующих локальных войн и учений спецы приходят к выводу, что при ведении оборонительных действий в лесу нужно обширнее использовать маневр силами и средствами, с помощью которого можно успешнее и с наименьшими силами решать поставленные задачки. Но для этого нужно время и отменная подготовка войск к действиям в критериях лесистой местности. Фуррор оборонительного боя в лесу определяется не числом, а степенью подготовки и неплохими познаниями местности.

ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БОЯ В ЛЕСУ.

Во время боя в лесу вопросы организации управления и взаимодействия выходят на 1-ый план. Это обосновано, сначала, разобщенностью действий частей и подразделений, ограниченностью видимости и отсутствием точных местных ориентиров. В этих критериях рекомендуется очень приближать командные пункты и пункты управления к действующим подразделениям и всемерно сокращать дистанции меж отдельными элементами боевого порядка.

Хотя главные тактические принципы ведения боевых действий в лесу остаются неизмененными, в то же время нужно учесть некие особенности этого вида боя. Потому уже в мирное время следует более кропотливо готовить войска к бою в лесу, учить их ориентироваться в сложных критериях как при помощи карт, так и без их, прививать способности стрельбы в ограниченных секторах обстрела по стремительно появляющимся целям, производить маскировку, создавать простые деревоземляные защитные и огневые сооружения, биться с лесными пожарами, неприметно и стремительно передвигаться в лесу и т.д.

#выживание_боевая_подготовка

БОЙ В ЛЕСИСТОЙ МЕСТНОСТИ.

Никита Темнозорь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: