Снег, обычно, сдувается со льда замерзших водоемов, потому переход по руслам рек не так утомителен, как путь через тайгу. Тот снег, что все таки остается на поверхности льда, обычно скоро подмерзает либо успевает достаточно стремительно занаститься и тоже не делает препятствий.
Но, путь по льду водоемов таит внутри себя много неожиданностей и угроз. Связано это в главном с неоднородностью льда и его неодинаковой прочностью на разных участках рек и озер.
Неопасным для передвижения 1-го человека считается лед, толщина которого составляет более 4-5 см.
Одним из признаков надежности льда является его цвет. Побелевший, пожелтевший, ставший матовым и ноздреватым за время оттепели и дождиков, лед непрочен и небезопасен. Черные пятна на льду со слабеньким снежным покровом являются признаком промоины либо полыньи. Лед, по которому можно безбоязненно передвигаться, имеет зеленый либо синий колер. Таковой лед соответствует незапятнанным глубочайшим местам со размеренным, ровненьким течением.
Лед может оставаться ненадежным в течение всей зимы под сугробами снега, у обрывистых берегов, поблизости завалов из деревьев и зарослей тростника. Необходимо соблюдать осторожность, а лучше и совсем избегать мест, где течение беспокойно и не позволяет установиться крепкому ледяному покрову. Обычно, такой лед у впадения боковых притоков, на порожистых участках, у истоков рек из больших озер. Припорошенные полыньи в прохладную погоду обычно парят, издалека предупреждая об угрозы тучами морозного тумана.
Время от времени, после ледостава, реки очень мелеют, и лед в таких случаях оказывается подвешенным в воздухе, образуя опасные, неприметные «карманы», падение в которые через некрепкую ледяную корку чревато суровой травмой. Подобные ловушки, состоящие из нескольких слоев узкого льда, обычно возникают у берега и на 2-3 метра превосходят уровень ледяной поверхности на середине реки.
Суровым препятствием для движения по замерзшим рекам становятся наледи. Зимой многие реки промерзают насквозь. Ледяные плотины препятствуют току воды, и она, накапливаясь, временами прорывает лед, вырывается на поверхность и заливает все иногда на несколько км вокруг. Образовавшееся озеро скоро опять леденеет, и так повторяется много раз. Наледи за зиму намерзают до 2-3 и даже до 10 метров, перекрывая не только лишь реку, да и всю ее равнину, время от времени шириной до 2-3 км, длиной от нескольких сотен метров до 10-ов км.
Разливы воды на наледи, от которых подымается клубящийся пар, делают большие трудности для движения по замерзшей реке. Да и застывшие наледи представляют огромную опасность.
Любая наледь — это мультислойный
лед, место меж которым обычно заполнено водой. Под верхним слоем льда возможно окажется другой слой наледи, со слабенькой ледяной коркой, еще только начавшей леденеть. В таких местах провалившийся под лед человек способен проломить сходу несколько слоев, заполненных водой. Выкарабкаться из такового капкана без сторонней помощи очень тяжело.
Лед изредка ломается в один момент. Обычно, о грозящей угрозы предупреждает треск, выступающая вода и расходящиеся из-под ног трещинкы. Кольцевые трещинкы на льду вокруг ног — верный признак того, что ледяной покров чуть совладевает с нагрузкой и может разломиться в хоть какой момент.
При переходе через участки ненадежного льда расстояние меж людьми возрастает более чем до 5 метров. Человека, идущего впереди, необходимо страховать длинноватой веревкой.
До того как начать движение по льду, крепкость которого вызывает сомнения, нужно приготовиться к способности оказаться в воде: расстегнуть крепления лыж, вытащить руки из темляков лыжных палок, расстегнуть пряжку ранца и скинуть с плеча одну из его лямок. Тот, на кого возлагается обязанность идти первым, совсем освобождается от груза.
В тех случаях, когда лед начал оседать, необходимо немедля, но очень осторожно ворачиваться вспять. По льду, который начал ломаться, лучше выбираться ползком, лежа на животике либо лыжах, отбросив ранец и лыжные палки. Принципиально не растеряться и держать в голове, что двигаться можно только вспять.
Меры безопасности на льду.
Каждый год многие люди третируют мерами предосторожности и выходят на узкий лед, тем, подвергая свою жизнь смертельной угрозы.
Меры безопасности основаны на многолетнем опыте. А их значение так велико, что за небрежение ими иногда приходится рассчитываться здоровьем, а то и самой жизнью. Потому человек должен знать их на зубок.
1. На узкий, неокрепший лед выходить нельзя. Случаем попав на узкий лед, отходите вспять скользящими аккуратными шагами, не отрывая ног ото льда.
2. Крепкий, неопасный лед- это лед прозрачный, шириной более 4-5 см. Молочный белоснежного цвета лед в два раза слабее прозрачного. Самый страшный — ноздреватый лед, образовавшийся из смерзшегося снега.
3. Лед всегда слабее поблизости топляков, свай, тростника и на течении.
4. В особенности небезопасен узкий лед, припорошенный снегом.
5. Над большенными глубинами лед появляется позже и потому он наименее прочен, а означает, и небезопасен тогда, когда кругом на средних глубинах он довольно надежен.
6. В озерах родниковые ключи время от времени встречаются на огромных глубинах; лед над ними небезопасен.
7. В устьях речек и ручьев лед нередко бывает ненадежным в течение всей зимы.
8. Под мостами, в узеньких протоках меж широкими плесами и меж островами лед нередко бывает небезопасным даже посреди зимы. Осенью по льду в этих местах ходить нельзя.
9. Не выходите на неокрепший лед в одиночку, а вдвоем либо втроем. Но идти всем рядом нельзя. Наилучшее расстояние — 2-3 м друг от друга.
10. Выходя на лед, исследуйте (прощупайте) его перед собой пешней. Лед, который пробивается пешней с 1-го удара – небезопасен.
11. Идя по неокрепшему льду, держите ящик на одной лямке в случае нужды, так легче от него освободиться.
12. Не собирайтесь на узком льду группами.
13. Не пользуйтесь коньками на первом льду. На их можно просто въехать на узкий, неокрепший лед либо в полынью.
14. Будьте в особенности аккуратны при переходе реки ниже плотины. Там состояние льда изменяется стремительно, и время от времени уже через 2–3 часа бывает нельзя возвратиться назад по собственному следу.
15. Если появилась последняя необходимость перейти опасное место на льду, завяжите вокруг пояса шнур, оставив за собой свободно волочащийся конец, около которого должен находиться товарищ. Перебегать опасное место нужно с огромным шестом, держа его поперек тела.
16. Если лед вдруг станет лопаться, сохраняйте спокойствие, не поддавайтесь панике, стремительно, но в то же время осторожно лягте на лед и отползите на неопасное место.
17. Если все таки случилась неудача, и вы оказались в воде, не пытайтесь выкарабкаться на лед только при помощи рук, не подтягивайтесь за кромку льда. Держась за нее руками, нужно с осторожностью вынести на лед поначалу одну, позже вторую ногу, потом, не спеша, и так же осторожно отползти (откатиться) от небезопасного места.
18. Помогая провалившемуся под лед товарищу, у которого не оказалось шнура, подавайте ему в руки пояс, шарф, палку, ручку пешни либо ледобура и т. п. За их можно ухватиться крепче, чем за протянутую руку. К тому же при сближении на расстояние руки легче обломить кромку льда.
19. После метелей остерегайтесь не замерзших лунок под снегом.
20. Не подходите близко к лункам, в каких ставят промысловые сети. Они всегда покрыты узким льдом либо снегом. Увидеть их можно по холмам рядом лежащего колотого льда.
21. Остерегайтесь промоин во льду над резвым течением.
22. Не становитесь на льдины, отколовшиеся от ледяного поля: они могут в один момент перевернуться под ногами.
23. Помните, что осенний лед после ночного заморозка с утра кажется крепким и надежным, а деньком, в особенности в конце ледостава, он крошится и проваливается.
24. Спускаясь с берега на лед, осевший при спаде воды, остерегайтесь глубочайших трещинок, укрытых под снегом. В их можно тяжело разрушить ногу.
25. Находясь на льду, учитывайте, что под снегом он наращивается медлительнее, чем на бесснежном пространстве.
26. Не зная особенностей водоема либо критерий образования льда, не пытайтесь выезжать на лед на автомашине.
Не считая познаний правил поведения на льду, необходимы также хладнокровие, выдержка, а главное – осторожность.
Никита Темнозорь