Зимние чрезвычайные происшествия — всераспространенная аварийная ситуация в туризме. Довольно сказать, что для 12-15 процентов путников, погибших в итоге злосчастных случаев, конкретной предпосылкой стало переохлаждение (см. Ю.А. Штюрмер, 1972).
Более всего холодовая опасность грозит человеку в высокоширотных зонах страны: на просторах Ледовитого океана, в тундре, лесотундре, также в тайге, на высокогорье, в степях и прилегающих к ним полупустынях. Но все эти зоны, очевидно, неоднородны по температурным чертам. Даже в одной и той же местности, в одно и то же время показания указателя температуры могут различаться на десяток и поболее градусов. К примеру, в равнинах рек, ущельях и других низкорасположенных местах, куда стекает прохладный воздух, температура еще ниже, чем на возвышенностях.
Много означает и влажность воздуха. «Сухой» мороз переносится относительно просто, а «влажный», соответствующий для приморских районов, о котором молвят, что он «прилипает» к коже, доставляет куда больше морок и «на ощупь» всегда посильнее, чем по сути.
Важную, а в неких случаях решающую, роль для выживания человека в критериях низких температур играет скорость ветра. При фактической температуре воздуха минус 3°С и скорости ветра 10-11 м/с их общее охлаждающее воздействие на человека соответствует минус 20°С . При той же скорости ветра минус 10°С практически равны минус 30°С, минус 15°С дают минус 35°С, а минус 25°С — уже минус 50°С Ветер скоростью 18 м/с превращает 45-градусный мороз в 90-градусный (см. В.Г. Волович, 1989). В местностях, лишенных естественных укрытий — густолесья и складок рельефа, мороз и сильный ветер ограничивают время выживания человека несколькими часами.
Как и узнаваемый путешественник-исследователь В.Г. Волович, под выживанием создатель осознает активные целесообразные деяния: преодоление стрессов, изобретательность, находчивость в аварийной (либо экстремальной) ситуации, умение использовать средства находящиеся под рукой и снаряжение (для защиты организма от неблагополучных причин, для обеспечения потребностей в еде и воде). Выживание — это сохранение жизни, здоровья, работоспособности в критериях автономного существования. В зимней аварийной ситуации это, сначала, защита от холода, о чем и речь пойдет в книжке.
Время выживания зависит не только лишь от погодных причин, да и от системы действенной защиты (состояния одежки и обуви, надежности построенного укрытия, припасов горючего и еды… прямо до морального и физического состояния человека).
Обычная ошибка туристов, потерпевших бедствие, — попытка ставить палатки либо строить укрытия из таких подручных материалов, как деревья, клочки ткани и пр. Ведь следуя обычным способам строительства фактически нереально достигнуть герметизации такового укрытия — оно продувается насквозь, часто обрушивается под напором ветра, ставя группу в критичное положение. А меж тем рядом находится потрясающий строительный материал, просто поддающийся обработке, владеющий неплохими теплоизоляционными качествами из-за пористой структуры, — снег. Главное достоинство снежных убежищ — простота строительства. Большая часть из их под силу выстроить хоть какому человеку, даже никогда не державшему в руках снеговой лопаты либо ножика.
Велико значение припасов продовольствия и горючего. При помощи обычной свечки при 30-40-градусном морозе «на улице» температуру в убежище можно довести до 0-5°С (см. В.Г. Волович, 1989). А при наличии одного-двух примусов можно подогреть воздух и до 30°С Что все-таки касается питания, то в критериях низких температур оно принципиально как никогда. Аварийные рационы включают высококалорийную еду и витамины (см. В.Г. Волович, 1989). Понижение температуры даже на градус приметно провоцирует обменные процессы — поступившая в организм еда активно сгорает, высвобождая максимум калорий. Сразу организм сберегает внутреннее тепло: сужаются поверхностно расположенные сосуды и капилляры, миниатюризируется частота дыхания и сердечных сокращений. Если припасы энергии восполнить нечем — финал предрешен. Голодный человек погибнет много ранее, чем сытый.
Одежка обычно способна защитить человека от обморожений и общего остывания только на очень недолговременный срок — часы, изредка — деньки. Никакая одежка от смерти не убережет, если не использовать это куцее время с толком: либо для сооружения теплого укрытия, либо для оборудования кострового бивака, либо для выхода к наиблежайшему населенному пт.
Важную роль в зимних аварийных критериях играет обувь. Довольно сказать, что в 90 процентах случаев мучаются ноги (см. Ю. А. Штюрмер, 1972). Сначала обращайте внимание на состояние собственных ног. Всеми доступными методами стремитесь сохранить сухими обувь, носки, портянки.
Роковую роль может сыграть и неустойчивость психики потерпевшего. Ведь паническая боязнь замерзнуть только ускоряет замерзание. Ужас может стать предпосылкой суматошных метаний, неоправданного риска. Главное в критичных критериях — хладнокровие, только оно поможет отыскать единственно верный выход из создавшегося положения.
Сначала, необходимо сделать все, чтоб не допустить аварийной ситуации и ее развития. Понятно, что подавляющее большая часть зимних чрезвычайных происшествий случается не из-за «происков природы», а в итоге просчетов самих пострадавших, обусловленных слабеньким уровнем подготовки к туристическому походу, пренебрежительным отношением к простым мерам безопасности (см. П.И. Лукоянов, 1988). Существует несколько простых правил, которые следует строго соблюдать, собираясь в зимнее путешествие. Вот некие из их.
Если вы не полностью убеждены в собственных силах, качестве снаряжения, не понимаете прогноза погоды на наиблежайшие деньки — лучше отложите поход. Не отчаливайте в рискованное путешествие, не научившись разводить костер в самых неблагоприятных критериях, не соорудив несколько «учебных» снежных убежищ, не переночевав в их. Ну, само собой, совсем неприемлимо отчаливать на штурм полярных широт, не проверив себя в 2-3 более легких путешествиях.
Выясните климатические особенности местности, где пролегает маршрут: спишитесь с областной метеостанцией либо местным клубом туристов, просмотрите географическую литературу. Естественно, надежней всего обратиться к специальной литературе, где приведены основанные на долголетних наблюдениях средние температурные свойства отдельных районов, отмечены температурные пики, указаны скорости и направления господствующих ветров, количество осадков и пр.
Климатическая разведка — не таковой уж пустяк, как кажется на 1-ый взор. Например, повсевременно дующий ветер может не только лишь свести на нет наслаждение от похода, да и послужить предпосылкой бессчетных обморожений. Тот же ветер, но дующий в спину, только добавит скорости группе. Очень принципиально выяснить, каковы погодные условия и на отдельных тяжелых участках маршрута (на перевалах, в ущельях и т.п.), ведь в каждой местности есть свои полюса холода и ветров, где погодные условия могут существенно отличаться. Выяснить об этом можно, расспросив туристов, уже прошедших по маршруту, либо прочитав походные отчеты в турклубе.
Следует взять за правило, надеясь на наилучшее, быть всегда готовыми к худшему. Предполагаете повстречать на маршруте 10-градусные морозы — в палатки, одежку, снаряжение, которые предстоит брать с собой, заложите, по последней мере, двухкратный «запас на холод».
Да и «теплая» погода гарантировать безопасности не может. То, что «на улице» минус три, а не минус 30 для потерпевшего трагедию принципного значения не имеет. Когда некоторое количество дней и ночей предстоит провести вне теплого помещения, без примусов и спальников, хоть какой холод смертельно небезопасен. Забугорная статистика свидетельствует: 48 процентов людей, попавших зимой в аварийную ситуацию, погибли от переохлаждения при температуре от 0 до 10°С (см. В.Г. Волович, 1989). Исходя из убеждений безопасности околонулевые температуры даже более неблагоприятны, чем 8-16-градусный мороз, потому что снег становится мокроватым, липким, пристает к обуви, одежке и тает. Влажная одежка не защищает от холода, а существенно ускоряет остывание и замерзание (см. В.Н. Шейнис, 1963).
Но это все меры профилактики, а сейчас — походные законы.
Во-1-х, палатки, горючее, питание и другие актуально принципиальные элементы снаряжения умеренно распределите по ранцам. Очень небезопасно две-три палатки либо весь припас продовольствия переносить в одном ранце. Случайная его утрата поставит группу в критичное положение. Теплое белье, спальные мешки относятся к личному имуществу, каждый должен нести их в своем ранце.
Во-2-х, повсевременно помните и обязательно соблюдайте правила прохождения тяжелых участков, организации биваков и т.п. Нельзя без последней необходимости поменять свои начальные решения и категорически неприемлимо надежды «на авось» То, что девяносто девять человек из 100 в схожей ситуации «проскочили», еще не обосновывает, что лично вам все кончится благополучно. Всегда существует возможность оказаться конкретно сотым
В-3-х, не делитесь на две либо несколько самостоятельных подгрупп. Ни при каких обстоятельствах Примеры, когда разделение группы оправдывало себя, единичны. В подавляющем большинстве случаев это только ухудшало тяжесть положения (см. П.И. Лукоянов, 1988).
В-4-х, пытайтесь предугадывать конфигурации погоды, следя за приметами. Отлично, если в группе есть человек, понимающий признаки приближения ненастья, соответствующие для данной местности.
И, в конце концов, об НЗ. Простая техника безопасности просит, чтоб в сложном зимнем походе группа имела при для себя заблаговременно укомплектованный аварийный набор либо неприкосновенный припас — НЗ. Предметы, входящие в НЗ, должны быть очень высокопрочны, легки, надежны, неоднократно испытаны в работе. Как время от времени молвят, «пригнаны по руке», чтоб в критичной ситуации, когда любая минутка на счету, не пришлось осваивать незнакомую вещь. По мере надобности их можно даже продублировать
Что все-таки приемлимо для зимнего НЗ? Для заготовки дров и строительства снежных убежищ понадобятся большая пила-ножовка, отлично наточенная и разведенная, и ножик с длинноватым, более 25 см, крепким лезвием.
Нужен кусочек полиэтиленовой пленки таких размеров, чтоб под ним либо на нем могли поместиться все участники похода. Пленка употребляется и в качестве подстилки в снежных убежищах, и для сооружения навесов, шалашей, чумов. Отдельные кусочки пленки понадобятся для утепления ног, производства импровизированной ветрозащитной одежки и пр.
Для разведения костра можно использовать кусочек плексигласа либо другого горючего материала, а в безлесной зоне — сухое горючее либо свечки (они понадобятся также для подогрева и освещения снежных убежищ).
О значимости спичек гласить не приходится — от их сохранности часто зависит жизнь. Для аварийных наборов идеальнее всего подходят особые охотничьи спички (с укрупненной серной головкой). Методов защиты и герметизации спичек существует огромное количество — их хранят в пустых гильзах, во флаконах, залитых воском, двойных полиэтиленовых мешках либо в капроновых канистрах, вроде тех, что созданы для фотореактивов, емкостью 0,2-0,5 л, с широкими горловинами и герметично завинчивающимися пробками. Но надежнее всего вариант с двойной страховкой: несколько раз окуните каждую спичку в расплавленный парафин, а потом, завернув по 5-10 спичек совместно с боковой стеной от коробка в бумагу, запаяйте их меж 2-мя листами толстого целофана в герметичные капсулы (см. В.Г. Волович, 1989). Тогда и при повреждении одной-двух другие упаковки уцелеют.
Маленькая аптечка в НЗ должна включать средства для борьбы с холодовыми поражениями, простудными болезнями и травмами.
В случае утраты главных припасов продовольствия набор высококалорийных, малообъемных товаров призван поддерживать жизнедеятельность участников группы. Пиротехнические сигнальные средства из НЗ могут употребляться не только лишь по прямому предназначению, да и для разведения костров, освещения, защиты от хищников и пр. Не считая того, в аварийный набор могут заходить отдельные предметы либо полный набор запасной одежки на 1-го человека, особый инструмент, крепкая веревка, топор, лучковая либо десантная пила (так именуемая «струна») и те предметы, которые кажутся для вас необходимыми. Вообщем, содержимое такового набора может обширно варьироваться и находится в зависимости от специфичности прохождения и критерий грядущего похода.
Упаковать НЗ лучше в отдельную, с широкими лямками, комфортную для переноски сумку-мешок. Цвет сумки должен быть как можно более броским (к примеру, оранжевым), ткань — крепкой, лучше водонепроницаемой. Переносить аварийный набор на маршруте следует в «штабном» либо особом «аварийном» ранце в центре походной колонны. В случае угрозы конкретно этот ранец нужно выручать сначала.
Не считая общего, группового НЗ каждый участник похода обязан иметь маленький личный аварийный набор, куда входят спички, обрезок свечки либо кусочек плексигласа, маленькой кусок полиэтиленовой пленки, малое количество товаров питания (плитка шоколада, пара конфет либо кусков сахара и т.п.), в приполярных районах — к тому же облегченная пила-ножовка (либо длиннющий снеговой ножик), компас.
Если крупногабаритные предметы допустимо переносить в ранце, но в таком месте, откуда их по мере надобности можно стремительно извлечь, то спички, свечу, компас следует всегда иметь при для себя — к примеру, вшить вовнутренний кармашек штормовки, а еще лучше — свитера.
А сейчас представим, что неудача случилась, и перед человеком встал ожесточенный выбор — выстоять либо погибнуть. Против него — холод, ветер, снег, ужас, вялость, голод. За него — только умение выживать.