Ночном боестолкновении решающее значение имеет не столько фуррор стратегического планирования той либо другой операции, сколько самостоятельная боевая активность тренированных бойцов, спаянных малых подразделений на определенных тактических направлениях.
Ночная боеспособность малого подразделения может быть повышена только определенной натренированностью личного состава, выявлением сильных психофизиологических свойств определенных бойцов. Таких бойцов, у каких от природы развито животное чутье, в следующем употребляют на более ответственных участках.
Колоссальное преимущество ночкой имеет тот, кто может лучше созидать, слышать, ориентироваться и ощущать в мгле. Эти возможности может развить каждый человек легкими тренировками. Такими возможностями в потенциале обладает любой из нас, но кому-то от природы они даны меньше, а кому-то больше. Такие бойцы выявляются на тренировках по приспособляемости к мгле.
Такие тренировки проводятся поблизости неосвещенных строений (неоконченных строек, развалин, хозяйственных сооружений и проч.) на расстоянии 100 м от их. Будет отлично, если часть этих объектов и местных предметов будет находиться на открытом месте, а часть – на каком-нибудь маскировочном фоне, другими словами на фоне леса, горы, пересеченной местности.
Эти тренировки лучше поначалу создавать в равномерно светлые ночи либо при свете костра, потом в черные ночи либо при свете костра, равномерно затухающего. Бойцы рассредоточиваются и наблюдают без помощи других.
Задачка – найти ориентиры, азимут на их и цели (ростовые силуэты), расположенные поблизости ориентиров. Наблюдение ведется обыденным образом, справа влево и от себя – зигзагом в сторону противника. Командир обходит бойцов и тихо опрашивает каждого в отдельности. Бойцы докладывают, что увидено, около какого ориентира и на каком расстоянии.
Через 10 минут, когда ночное зрение обостряется естественным образом, доклад повторяется с указанием вновь увиденных ориентиров, местных предметов и целей в глубину обороны «противника» и расстояния до их. Еще через 10 минут бойцы докладывают, что находится на заднем плане наблюдаемого объекта и на маскировочном фоне.
Потом отрабатывается показ и поиск появляющихся целей, подвижных и недвижных. Инструктор отмечает бойцов, у каких все это выходит резвее, кто сумел различить ориентиры и цели на более отдаленных дистанциях и поточнее найти расстояние до их. Потом по выявленным целям делается стрелковый холостой тренаж. А если позволяют способности, то и практические стрельбы.
На следующих ночных тренировках инструктор заблаговременно расставляет на мишенном поле силуэты поясных и ростовых мишеней на различных расстояниях. Бойцам при свете затухающего костра, а потом в кромешной тьме, по одиночке предлагается различить то, что находится перед рубежом, при этом сделать это нужно в положениях лежа, с колена и стоя.
Потом задачка усложняется. Бойцам приказывают выявить цели, расположенные на маскировочном фоне на дистанциях до 200 метров. Если бойцы проявили при всем этом удовлетворительные результаты, им разрешается провести холостой стрелковый тренаж, а потом и практическую стрельбу по выявленным целям.
Следует держать в голове, что простуда, вялость, боль в голове, завышенная температура, алкоголь и курение понижают остроту ночного зрения и степень его восстанавливаемости после неожиданного освещения.
Завышенный уровень ночного зрения безусловно очень важен при нахождении на секрет-посту и при ночном ориентировании. Но при ведении конкретного ночного боеконтакта еще важнее иметь неплохую реакцию (аккомодационную восстанавливаемость) зрения на резкую сменяемость света и тьмы.
Упражнение. Испытуемому бойцу при ночных тренировках резко и без предупреждения «засвечивают» в глаза фонариком на 1 секунду (счет в уме «двадцать два»), а потом принуждают увидеть цель. Целью служит отстоящий на 100 м от рубежа ростовой силуэт, среди которого временами зажигается лампочка от фонарика, имитируя вспышку выстрела. Через какое-то время бойцу становится видна цель, и он докладывает об этом. Время реакции замеряется инструктором по секундомеру. Бойцы с более резвыми показателями восстановления зрения назначаются в штурмовые порядки, для работы в близком ночном боеконтакте с противником. Практика указывает, что у бойцов с резвой восстанавливаемостью зрения также ускоренная реакция на возникновение внезапных целей, и у их происходит резвее прицельный либо интуитивный захват таких целей.
Бойцов с продолжительно восстанавливающимся зрением переводят в боевые порядки второго эшелона. С такими бойцами проводятся дополнительные тренировки по обострению ночного зрения. Им по способности назначают специальную диету (рыбий жир, морковь, яичный желток).
В боевой обстановке при стрельбе осветительными ракетами (хоть своими, хоть чужими) нужно:
— ни при каких обстоятельствах не глядеть на ракету;
— при звуке выстрела из ракетницы либо при шипении реактивной осветительной ракеты, не дожидаясь ее подъема в зенит, свалиться на землю либо встать на колено (на четвереньки), «вжаться» в складку местности либо прижаться к местному предмету, чтоб не создавать тень;
— глаза накрыть сверху рукою, как козырьком.
Хоть какое неожиданное освещение нужно использовать для своей ориентировки. Смотря по низу и по периметру светового пятна уяснить увиденную картину с привязкой к ориентирам. Даже при вспышке собственного выстрела «схватить» возникшую картину зрительной памятью, наметить укрытие и сразу использовать его. При тактических тренировках сразу после неожиданного освещения бойцам отдается приказ на выдвижение вперед по зрительной памяти с взятием какого-нибудь определенного рубежа.
В неких случаях наблюдателям, артиллерийским наводчикам и снайперам целенаправлено одевать очки с красноватыми стеклами – это защищает глаза от неожиданного ослепления ракетой.
Необходимо знать, что ночкой зрение подвержено неверному восприятию. Хоть какой источник света всегда будет казаться поближе на ¼ реального расстояния, чем деньком. Визуально огромные объекты будут казаться выше и больше, чем они есть в реальности. При полнолунии и освещении прожектором расстояния до целей будут казаться поближе на ¼ реальной дистанции. Светлые предметы также будут казаться поближе на ¼.
Для тренировки зрительного определения расстояния ночкой на определенных и объявленных дистанциях от рубежа наглядно делается зажигание спички, прикуривание, стрельба холостыми патронами. Курсанты должны уяснить эти эталонные дистанции, а потом научиться определять их по заложенному в подсознании образцу восприятия. Нарабатывается это достаточно стремительно.
Тренировки по определению ночного расстояния выполняются на разных дистанциях не дальше 300 метров – это наибольшая дистанция действенной стрельбы ночкой.
Не следует надежды на приборы ночного видения, как на магическое средство безопасности. При работе с устройством (прицелом) ночного видения глаз стремительно утомляется. Потому нельзя глядеть в ночной прицел (устройство) более 15 минут попорядку. Нужно поменять наблюдающего либо делать перерыв. В светлые и равномерно светлые ночи можно очень удачно следить в обыденные бинокли с огромным повышением. При всем этом видно достаточно верно, предметы воспринимаются естественно, и глаза не так устают, как при наблюдении в ночной прицел. Но наблюдение в бинокль нужно вести из тени, чтоб не демаскировать позицию бликами стекол.
Нужно знать, что у нетренированного для ночных действий бойца нередко появляется так именуемый «аффект неприцельной стрельбы». Он имеет различные предпосылки. Кто-то не видя цели, со ужасу и для самоуспокоения стреляет просто так, в мглу, по подозрительным местам. У кого-либо обостряется так именуемый «боевой синдром» — неподготовленные индивиды начинают стрелять «за компанию» со всеми. На кого-либо находит типичный психоз состояния «опьянения огнем». Это был бич партизанских отрядов во всех странах во время 2-ой мировой войны. При всем этом «вылетало» в атмосферу неограниченное количество патронов при маленьком эффекте.
Чтоб у ваших бойцов такового не было, перед ночными стрельбами дайте им холостой тренаж. Пусть любой из их различит в полутьме силуэт «своей» цели, наведет на нее закрепленный в пристрелочном станке автомат (пулемет, снайперскую винтовку), потом необходимо осветить это место на мишенном поле и провериться. Все это делается сначала в сгущающихся сумерках, потом, по мере привыкания глаз, в мгле, потом с подсветкой светом ракеты, упавшей перед рубежом цели и за ней.
Потом бойцы тренятся различать цели среди кустов на дистанциях 20-100 м, потом – на маскировочном фоне. Чтоб это лучше выходило, нужно при мельчайшей способности «привязывать» нахождение цели к хоть какому ориентиру, который можно будет «засечь» на местности.
При ночной работе врубается внимание (только внимание – никакой подозрительности) и задействуются все органы восприятия на поиск, как зрительного силуэта цели, так и на обнаружение цели, затаившейся и замаскированной.
В армейской практике для ночных стрельб используются особые светящиеся насадки, делающие приятным взаиморасположение мушки и целика. К огорчению, эти полезные приспособления малоразмерны и просто теряются. В правоохранительных системах их не употребляют вообщем.
При отсутствии особых светящихся насадок мушка выравнивается в прорези с боковой стороны от цели на более-менее ясном фоне и в таком виде переносится на цель. (объединенное наставление по стрелковому делу 1982 г.).
Освещенную на мгновение цель ловят поначалу на мушку, а потом подводят целик и сглаживают мушку в прорези. Но делать это все нужно очень стремительно. Лучший момент — начало освещения, когда незамаскированные цели не успели скрыться.
При стрельбе таким методом в сумерки, в лунную Ночь, к примеру, при вспышке ракеты дальность реального огня по ростовому силуэту может достигать до 300 м. Стрелять следует, установив на автомате прицел «П» и целясь ниже пояса ростового силуэта либо под низ грудной мишени.
При ночной стрельбе удобнее поначалу брать крупную мушку — так она будет виднее — и уже потом уравнять ее в прорези Цель «ловят» поначалу на мушку, приподняв голову над прикладом, а потом подводят целик и уравнивают мушку в прорези.
Во всех войнах еще до возникновения светящихся насадок с фуррором применялся и применяется на данный момент метод прицеливания по белоснежному шнурку, который довольно-таки отлично различим в мгле. В наше время в качестве такового Шнурка применяется рядовая бельевая резинка, натянутая меж мушкой и полностью и закрепленная хоть какой мягенькой проволокой . []
При стрельбе с таким шнурком прицел берется неизменный («П»). На дистанциях 100 м и поболее целиться следует по каблукам ростового силуэта. В ночном бою нельзя торопиться со стрельбой. Стрелять практичнее по целям, выявляющим себя при освещении, целясь под вспышку.
При стрельбе по таким целям «вспышка» поначалу берётся в полукольцо намушника (предохранителя мушки), и потом мушка подводится под вспышку. Стрелять с прицелом «П». При всем этом можно стрелять и не сходу. Заметьте большой ориентир (предмет), около которого проявлялась вспышка, отметьте это место и стреляйте по нему через секунду-две после того, как вспышка погаснет.
После выстрела-двух меняйте позицию – отодвиньтесь в сторону, чтоб противник не пристрелялся по вашим вспышкам.
Запомните Ночкой при обнаружении цели не стрелять стоя Сходу опускайтесь на колено и стреляйте с колена. Уменьшите собственный силуэт и не подставите излишнего.
При ночной атаке прибыльнее забрасывать осветительные ракеты подальше за спины противника – так вы не будете слепить себя, и силуэты целей будут смотреться более четко и нагляднее.
Также похлопочите о том, чтоб для вас можно было укрыться в тени местных предметов. Для вас нужно освещать противника, а не себя.
Но время от времени, по обстановке, для ослепления противника можно выпустить несколько ракет, чтоб они свалились за 15-20 метров перед его рубежом. Это на тот случай, если для вас необходимо перегруппироваться либо «оторваться».
При обнаружении силуэта цели не нужно всматриваться в его центр, а нужно глядеть по его краям. В любом случае целиться под нижний край цели. Ни при каких обстоятельствах не глядеть на ракету В неприятном случае ночное зрение будет длительно восстанавливаться.
При стрельбе из пистолета целиться под низ цели силуэта казенной части орудия. Не пытайтесь «поймать» мушку в прорези в мгле – это глупо.
* про трассы
расчет определения расстояния при помощи использования трассы полета звездки осветительных патронов и трассы пуль, вы сможете узреть на прилагаемом рисунке:
РИС 6-А — Определение расстояния по дальности полета звездки осветительного патрона:
Обычно для наилучшего освещения местности запуск осветительного патрона делается под углом бросания 45—60°, при всем этом дальность полета звездки для каждого вида осветительного патрона оказывается неизменной. Замечая дальность полета звездки в момент ее затухания, ассоциируют ее с расстоянием до цели . Если звездка, имея дальность полета 400 м, перелетает за цель, то, разумеется, цель находится в границах дальности прямого выстрела по грудной фигуре. При недолетах звездки до цели на глаз определяется величина недолета и для определения расстояния до цели к дальности полета звездки прибавляется величина недолета. При определении дальности до цели данным методом следует учесть расстояние от места пуска осветительного патрона до огневых позиций.
РИС 6-Б- Определение расстояния по трассам пуль:
В тех случаях, когда стрельба ведется по освещенным целям, удаленным от огневой позиции более чем на 400 м, расстояния могут быть определены по дальности полета пуль первой очереди. Для этого удобнее использовать огнь пулеметов: после наводки в цель с определенной установкой прицела делается очередь выстрелов. Сравнивая длину трассы пуль как отрезок расстояния с удалением до цели, можно судить о расстоянии до нее ..
Но, Трассирующими пулями всегда трениться не нужно. Ночкой процессом стрельбы в какой-то момент начинает управлять подсознание стрелка. Стрельба приобретает подсознательный нрав. Трассирующей пулей можно только инспектировать корректность выработки интуитивно-рефлекторного базиса.
Необходимо знать, что в ночном боестолкновении дистанции меж противоборствующими сторонами сокращаются. У нетренированного противника это всегда вызовет завышенную стрессовость и хаотичную стрельбу.
Практика указывает, что на пересеченной местности ночкой при боеконтакте «в упор» общее применение ручных гранат позволяет очень стремительно навести течение боевых событий в подходящем направлении. При ночном ударе по партизанской базе задачка №1 – вызвать у противника хаос и путаницу.
Проводя ночные тренировки, командир подразделения сразу сам тренится созидать, слышать, ориентироваться, ощущать обстановку и одномоментно принимать единственно правильные решения. Только это гарантирует ему возможность цепко управлять своими людьми и тривиально не растерять их в мгле.
За недооценку ночной подготовки во всех армиях и спецслужбах мира платили провалами боевых операций, многими убитыми и пропавшими без вести.
С другой стороны, германцами еще до 2-ой мировой войны было увидено, что подразделение, натренированное для ведения ночного боя, при боевой работе деньком срабатывает резвее, лучше и с меньшими потерями. Немцы растолковали это тем, что при боевой работе ночкой у боец появляются полезные групповые, боевые рефлексы на уровне подсознания.
С того времени в германских уставах и появился узнаваемый пункт:
«Отказ от кропотливого обучения ночным действиям со ссылкой на недочет времени считать безосновательным».
Составлено по материалам А. А Потапова.
#выживание_огневая_подготовка@sv_bunker
Никита Темнозорь