Убежища и бункеры

Разного рода убежища и бункеры могут увеличить шансы выживания человечества в случае глобальной катастрофы, однако ситуация с ними непроста. Отдельные автономные убежища могут существовать десятки лет, но чем они автономнее и долговременнее, тем больше усилий нужно на их подготовку заранее. Убежища должны обеспечивать способность человечества к дальнейшему самовоспроизводству. Следовательно, они должны содержать не только достаточное количество способных к размножению людей, но и запас технологий, который позволит выжить и размножаться на территории, которую планируется обживать после выхода из убежища. Чем сложнее будет загрязнена эта территория, тем более высокий уровень технологий потребуется для надёжного выживания.

Очень большой бункер создаст условия для продолжения развития технологий и после катастрофы. Однако в этом случае он будет уязвим к тем же рискам, что и вся земная цивилизация — в нём могут появиться свои внутренние террористы, ИИ, нанороботы, утечки и т д. Если бункер не даст возможность продолжать развитие технологий, то он, скорее всего, обречён на деградацию.

Далее, бункер может быть или «цивилизационным», то есть сохранять большинство культурных и технологических достижений цивилизации, или «видовым», то есть сохранять только человеческую жизнь. Перед «длительными» (то есть рассчитанными на многолетнее пребывание) бункерами встанет проблема образования и воспитания детей и риски деградации. Бункер может или жить за счёт ресурсов, накопленных перед катастрофой, или заниматься собственным производством. В таком случае это будет просто подземная цивилизация на заражённой планете.

Чем в большей мере бункер, построенный на современных технологиях, автономен культурно и технически, тем больше там должно жить людей (но в будущем это будет не так: бункер на основе продвинутых нанотехнологий может быть даже вовсе безлюдным, — только с замороженными человеческими эмбрионами). Чтобы обеспечить простое воспроизводство посредством обучения основным человеческим профессиям, требуются тысячи людей. Эти люди должны быть отобраны и находиться в бункере до наступления окончательной катастрофы, желательно, на постоянной основе. Однако маловероятно, чтобы тысячи интеллектуально и физически превосходных людей захотели бы сидеть в бункере «на всякий случай». В этом случае они могут находиться в бункере в две или три смены и получать за это зарплату. (Сейчас в России начинается эксперимент «Марс 500», в котором 6 человек будут находиться в полностью автономном — по воде, еде, воздуху — пространстве 500 дней. Вероятно, это наилучший результат, который мы сейчас имеем. В начале 1990-х годов в США был также проект «Биосфера-2», в котором люди должны были прожить два года на полном самообеспечении под куполом в пустыне. Проект закончился частичной неудачей, так как уровень кислорода в системе стал падать из-за непредвиденного размножения микроорганизмов и насекомых.) В качестве дополнительного риска для бункеров следует отметить широко известный по антарктическим экспедициям факт психологии малых групп, замкнутых в одном помещении, — а именно, нарастание враждебности, чреватое деструктивными действиями, снижающими выживаемость.

Бункер может быть или единственным, или одним из многих. В первом случае он уязвим к разным случайностям, а во втором возможна борьба между разными бункерами за оставшиеся снаружи ресурсы. Или возможно продолжение войны, если катастрофа возникла в результате войны. Бункер, скорее всего, будет или подземным, или морским, или космическим. При этом космический бункер тоже может быть заглублён в грунт астероидов или Луны. Для космического бункера будет труднее пользоваться остатками ресурсов на Земле. Бункер может быть полностью изолированным или позволять «экскурсии» во внешнюю враждебную среду.

Моделью морского бункера может служить атомная подводная лодка, обладающая высокой скрытностью, автономностью, маневренностью и устойчивостью к негативным воздействиям. Кроме того, она может легко охлаждаться  в  океане  (проблема  охлаждения  подземных  замкнутых бункеров не проста), добывать из него воду, кислород и даже пищу. Кроме того, уже есть готовые лодки и технические решения. Лодка способна выдержать ударное и радиационное воздействие. Однако ресурс автономного плавания современных подводных лодок составляет в лучшем случае год, и в них нет места для хранения запасов.

Современная космическая станция МКС могла бы автономно поддерживать жизнь нескольких человек в течение примерно года, хотя встают проблемы автономной посадки и адаптации. Непонятно, может ли некий опасный агент, способный проникнуть во все щели на Земле, рассеяться за столь короткий срок.

Есть разница между газо- и биоубежищами, которые находятся на поверхности, но разделены на много секций для поддержания режима карантина, и убежищами, которые предназначены для укрытия от мало-мальски разумного противника (в том числе от других людей, которым не досталось место в убежище). В случае биоопасности острова с жёстким карантином могут выступать в качестве убежища, если болезнь не переносится по воздуху.

Бункер может иметь различные уязвимые точки. Например, в случае биологической угрозы, достаточно ничтожного проникновения. Полностью автономным может быть только высокотехнологичный бункер. Бункеру нужны энергия и кислород. Энергию может дать система на ядерном реакторе, но современные машины вряд ли могут обладать долговечностью более 30-50 лет. Бункер не может быть универсальным — он должен предполагать защиты от определённых, известных заранее видов угроз: радиационной, биологической и т д.

Чем укреплённее бункер, тем меньшее число бункеров может приготовить человечество, и тем труднее такой бункер будет скрыть. Если после некой катастрофы осталось конечное число бункеров, местоположение которых известно, то вторичная ядерная война может покончить с человечеством через конечное число ударов по известному числу мест.

Чем крупнее бункер, тем меньше таких бункеров можно построить. Однако любой бункер уязвим к случайному разрушению или заражению. Поэтому конечное число бункеров с определённой вероятностью заражения однозначно определяет максимальное время выживания человечества. Если бункеры связаны между собой торговлей и прочим материальным обменом, то тем вероятнее распространение некоей инфекции между ними. Если бункеры не связаны, то они будут деградировать быстрее. Чем мощнее и дороже бункер, тем труднее его создать незаметно для вероятного противника и тем скорее он станет целью атаки. Чем дешевле бункер, тем менее он долговечен.

Возможны случайные укрытия — люди, уцелевшие в метро, шахтах, подводных лодках. Они будут страдать от отсутствия центральной власти и борьбы за ресурсы. Люди, истощившие ресурсы в одном бункере, могут предпринимать вооружённые попытки прорваться в другой соседний бункер. Также люди, уцелевшие случайно (или под угрозой нависшей катастрофы), могут атаковать тех, кто заперся в бункере.

Бункеры будут страдать от необходимости обмена теплом, энергией, водой и воздухом с внешним миром. Чем автономнее бункер, тем меньше он может просуществовать в полной изоляции. Находящиеся глубоко в земле бункеры будут страдать от перегрева. Любые ядерные реакторы и прочие сложные машины будут требовать внешнего охлаждения. Охлаждение внешней водой будет демаскировать их, а иметь источники энергии без потерь в виде тепла — невозможно, тем более, что на глубине и так всегда высокая температура. Рост температуры, по мере углубления в землю, ограничивает предельную глубину залегания бункеров. (Геотермический градиент в среднем составляет 30 градусов/километр. Это означает, что бункеры на глубине больше 1 километра невозможны — или требуют гигантских охлаждающих установок на поверхности, как золотодобывающие шахты в ЮАР. Более глубокие бункеры могут быть во льдах Антарктиды.)

Чем долговечнее, универсальнее и эффективнее бункер, тем раньше его надо начать строить. Но в этом случае трудно предугадать будущие риски. Например, в 1930-е годы построили много противогазовых бомбоубежищ, которые оказались бесполезны и уязвимы к бомбардировкам тяжёлыми фугасными бомбами.

Эффективность бункера, который может создать цивилизация, соответствует технологическому уровню развития этой цивилизации. Но это значит, что она обладает и соответствующими средствами уничтожения, а следовательно, ей нужен все более мощный бункер. Чем автономнее и совершеннее бункер (например, оснащённый ИИ, нанороботами и биотехнологиями), тем легче он может, в конце концов, обойтись без людей, дав начало чисто компьютерный цивилизации. Люди из разных бункеров будут соревноваться за то, кто первым выйдет на поверхность, и кто, соответственно, будет ею владеть, — поэтому у них будет искушение осваивать ещё заражённые участки земли.

Возможны автоматические робототизированные бункеры: в них замороженные человеческие эмбрионы хранятся в неких искусственных матках и через сотни или тысячи лет начинают выращиваться. (Технология заморозки эмбрионов уже есть, а работы по искусственной матке запрещены по соображениям биоэтики, но в принципе такое устройство возможно.) Такие установки с эмбрионами можно отправить в путешествие к другим планетам. Однако, если такие бункеры будут возможны, то Земля вряд ли останется пустой — скорее всего она будет заселена роботами. Кроме того, если человеческий детёныш, воспитанный волками, считает себя волком, то кем будет считать себя человек, воспитанный роботами?

Итак, идея о выживании в бункерах содержит много подводных камней, которые снижают её полезность и вероятность успеха. Долгосрочные бункеры надо строить многие годы, но они могут устареть за это время, так как ситуация изменяется и неизвестно к чему готовиться. Возможно, что есть ряд мощных бункеров, которые были построены в годы холодной войны. Пределом современных технических возможностей видится бункер порядка 30-летней автономии, однако его надо строить лет десять, и это потребует миллиардов долларов инвестиций.

Особняком стоят информационные бункеры, которые предназначены, для того, чтобы донести до возможных уцелевших потомков наши знания, технологии и достижения. Например, в Норвегии, на Шпицбергене создали запас образцов семян зерновых с этими целями (Хранилище семян судного дня Arctic Doomsday Seed Vault или Global Seed Vault). Возможны варианты с сохранением генетического разнообразия людей с помощью замороженной спермы. Обсуждаются устойчивые к длительному хранению цифровые носители, например, компакт-диски, на которых вытравлен текст, который можно прочесть через лупу. Эти знания могут быть критически важными, чтобы не повторить наших ошибок.

Возможным местом для убежищ являются астероиды и кометные тела в поясе Койпера, которых насчитываются триллионы штук и внутри которых можно спрятаться.

Интересный обзор проблемы создания убежищ предлагает Р. Хансен [Hanson 2008].

Г. Кан, автор книги О термоядерной войне, считал, что создание бункеров, позволяющих пережить ядерный удар, является провоцирующим действием, так как побуждает ударить до того, как эти бункеры будут построены.

Швейцария располагает сейчас числом ядерных бункеров, способных вместить 114% населения.

Компания Vivos воспользовалась шумихой вокруг будто бы надвигающегося в 2012 году апокалипсиса, для того чтобы развернуть строительство национальной сети бункеров, места в которых будут продаваться по 50 000 долларов. Эти бункеры должны обеспечить убежище для 200 человек от ударной волны, радиации, биологического загрязнения. Планируется 20 бункеров на территории США. Автономность бункеров — 1 год. Конечно, такие бункеры обладают многими перечисленными недостатками, но наличие их увеличивает суммарные шансы выживания человечества.

Интересный момент здесь в том, что строительство бункеров позволяет осуществить монетаризацию неопределённого риска глобальной катастрофы. То есть отдельные лица, оплачивая выживание себя и своих близких, оплачивают также и выживание человечества. (Можно также сделать лотерею.) Однако наибольший поток денег в связи с глобальными катастрофами идёт в индустрию развлечений: огромно количество кино и игр о конце света. Если обложить эти развлечения налогом, то его также можно использовать на строительство убежищ и другие защитные проекты. При этом такой налог будет служить рекламой самим фильмам. Например, под лозунгом: «Посмотри фильм об Апокалипсисе! Сделай вклад в спасение человечества!»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: