Европа XVII–XX вв. парадоксально напоминает Элладу VI–IV вв. до Р. Х. Судите сами.
Европа Нового времени представлена несколькими независимыми государствами, которые при всех различиях между ними прекрасно осознают свою культурно-историческую общность.
Так греки делили мир на эллинов и варваров.
Наиболее значимые государства, импульсы развития которых воспринимаются и всеми остальными, находятся близ океана, и их культуры рано обретают яркий «океанический» (атлантический) характер.
Все ее колонии – «греческого» типа. Даже если страна Европы прямо захватывает заморское владение, все равно в колонии и метрополии разное административное деление и система управления, разные права завоевателей и завоеванных, даже разные деньги.
В колониальной Индии ходит рупия, а в отдельных княжествах – еще и свои деньги. В колониях Франции – колониальный франк, разный в разных странах. Даже американский доллар прямо происходит от колониальной денежной единицы – таллера, который не был тождествен фунту стерлингов.
Европа напоминает Элладу даже характером колонизации.
Европейские переселенцы сохраняют память о метрополии, считают ее второй родиной, охотно оканчивают в ней университеты – но тем не менее не образуют с метрополией единого целого и существуют во всех отношениях самостоятельно. Это касается и Австралии, и англичан Юга Африки, и африканеров, и Новой Зеландии, и французов и англичан Канады, и уж, конечно же, США.
К востоку от «океанических» стран, главных колонизаторов, находятся менее развитые, но мощные и агрессивные государства, стремящиеся господствовать в Европе силой оружия: Германия, Австрия, Российская империя. Все – империи «римского типа».
Это своего рода аналоги Македонии, вот только завоевание нововременной «Эллады» им не удалось (пока?). Ведь Македония Грецию завоевала и покорила, а ни Российской империи не удалось стать «жандармом Европы», ни Германской империи – выиграть мировую войну.
Мир, в котором США играют роль лидера Запада, похож на мир, который мог бы возникнуть в Элладе, если бы Афины выиграли Пелопоннесскую войну, «афинизирова-ли» Македонию, а сицилийские колонии Афин выросли бы в огромное продолжение метрополии.