Далее я привожу известные мне оценки ведущих экспертов в этой области, которые публиковали исследования с оценками рисков человеческого вымирания (но эти оценки могут быть искажены в сторону пессимизма, так как более оптимистичные исследователи занимаются другими проблемами. Дж. Лесли, 1996, «Конец света»: 30 % в ближайшие 500 лет с учётом действия Доказательство Конца Света без него — 5 % [Leslie 1996].
Н. Бостром, 2001, «Угрозы существованию. Анализ сценариев человеческого вымирания и подобных опасностей»: «Мое субъективное мнение состоит в том, что будет ошибочно полагать эту вероятность меньшей, чем 25 %, и наивысшая оценка может быть значительно больше…» [Bostrom 2001].
Сэр Мартин Рис, 2003 «Наш последний час»: 50 % в XXI веке [Rees
2003].
Может показаться, что эти данные не сильно расходятся друг с другом, так как во всех случаях фигурируют десятки процентов. Однако, промежуток времени, на который даётся это предсказание, каждый раз сокращается (пятьсот лет — двести — сто), в результате чего погодовая плотность вероятности растёт. А именно: 1996 — 0,06 % — 0,012 % , 2001 -0,125 %, 2003 — 0,5 %.
Иначе говоря, за десять лет ожидаемая оценка плотности вероятности глобальных катастроф, по мнению ведущих экспертов в этой области, возросла почти в 10 раз. Разумеется, можно сказать, что трёх экспертов недостаточно для статистики, и что эти мнения могут взаимно влиять друг на друга, однако тенденция неприятная. Если бы мы имели право экстраполировать эту тенденцию, то в 10-е годы XXI в. мы могли ожидать оценок погодовой вероятности вымирания в 5 %, а в 20-е годы — в 50 %, что означало бы неизбежность вымирания цивилизации до 2030 года. Несмотря на всю свою спекулятивность, эта оценка совпадает с другими оценками, полученными далее в этой книге разными независимыми способами.
С другой стороны, в годы холодной войны оценка вероятности вымирания тоже была высока. Исследователь проблемы внеземных цивилизаций фон Хорнер приписывал «гипотезе самоликвидации психозоя» шансы в 65 % [Лем 1970]. Фон Нейман считал, что ядерная война неизбежна, и все в ней погибнут [Bostrom 2001].
У Шкловского мы читаем: «По оценкам, выполненным американским футурологом А. Раппортом при экстраполяции естественных тенденций в развитии технологических цивилизаций, эти катастрофы (уничтожающие технологическую цивилизацию — А.Т.) должны реализоваться не позже 2030 года» [Шкловский 1987].