Неизвестные процессы в ядре Земли

Есть предположения, что источником земного тепла является естественный ядерный реактор на уране в несколько километров диаметром в центре планеты [Анисичкин 1998]. При определённых условиях, предполагает В. Анисичкин, например, при столкновении с крупной кометой, он может перейти в надкритическое состояние и вызвать взрыв планеты, что, возможно, и было причиной взрыва Фаэтона, из которого, возможно, сформировалась часть пояса астероидов. Теория явно спорная, так как даже существование Фаэтона не доказано, и наоборот, считается, что пояс астероидов сформировался из независимых планетозималей. Другой автор, Р. Рагхаван предполагает, что естественный ядерный реактор в центре Земли имеет диаметр в 8 км и может остыть и перестать создавать земное тепло и магнитное поле [Raghavan 2002].

Если по геологическим меркам некие процессы уже назрели, то это означает, что гораздо проще нажать на «спусковой крючок», чтобы запустить их, — а значит, человеческая деятельность может разбудить эти процессы. До границы земного ядра около 3000 км, а до Солнца 150 000 000 км. От геологических катастроф каждый год гибнут десятки тысяч людей, а от солнечных катастроф — никто. Прямо под нами находится гигантский котёл с раскаленной лавой, пропитанной сжатыми газами. Крупнейшие вымирания живых существ хорошо коррелируют с эпохами интенсивного вулканизма. Процессы в ядре в прошлом, возможно, стали причинами таких грозных явлений, как трапповый вулканизм. На границе пермского периода 250 млн. лет назад в Восточной Сибири излилось 2 млн. кубических км лавы, что в тысячи раз превышает объёмы извержений современных супервулканов. Это привело к вымиранию 95 % видов.

Процессы в ядре также связаны с изменениями магнитного поля Земли, причем физика этих процессов пока не очень понятна. В. А. Красилов в статье «Модель биосферных кризисов. Экосистемные перестройки и эволюция биосферы» предполагает, что периоды неизменности, а затем изменчивости магнитного поля Земли предшествуют колоссальным трапповым излияниям [Красилов 2001]. Сейчас мы живём в период изменчивости магнитного поля, но не после длительной паузы в изменениях магнитного поля. Периоды изменчивости магнитного поля длятся десятки миллионов лет, сменяясь не менее длительными периодами стабильности. Так что при естественном ходе событий у нас есть миллионы лет до следующего проявления траппового вулканизма, если он вообще будет. Основная опасность здесь состоит в том, что люди любыми своими проникновениями вглубь Земли могут эти процессы подтолкнуть, если эти процессы уже назрели до критического уровня. В жидком земном ядре наиболее опасны растворённые в нём газы. Именно они способны вырваться на поверхность, если им будет предоставлен канал. По мере осаждения тяжёлого железа вниз, оно химически очищается (происходит восстановление за счёт высокой температуры), и всё большее количество газов высвобождается, порождая процесс дегазации Земли. Есть предположения, что мощная атмосфера Венеры возникла относительно недавно в результате интенсивной дегазации её недр.

Определённую опасность представляет соблазн получать даровую энергию земных недр, выкачивая раскалённую магму. (Хотя если это делать в местах, не связанных с плюмами, то это должно быть достаточно безопасно.) Есть предположение, что спреддинг океанического дна из зон срединных хребтов происходит не плавно, а рывками, которые, с одной стороны, гораздо реже (поэтому мы их не наблюдали), чем землетрясения в зонах субдукции, а с другой стороны — гораздо мощнее. Здесь уместна следующая метафора: разрыв воздушного шарика гораздо более мощный процесс, чем его сморщивание. Таяние ледников приводит к разгрузке литосферных плит и усилению вулканической активности (например, в Исландии — в 100 раз). Поэтому будущее таяние ледникового щита Гренландии опасно.

Наконец, есть смелые предположения, что в центре Земли (а также других планет и даже звёзд) находятся микроскопические (по астрономическим масштабам) реликтовые чёрные дыры, которые возникли ещё во время возникновения Вселенной. См. статью А. Г. Пархомова «О возможных эффектах, связанных с малыми чёрными дырами»1. По теории С. Хокинга реликтовые дыры должны медленно испаряться, однако с нарастающей скоростью ближе к концу своего существования, так что в последние секунды такая дыра производит вспышку с энергией, эквивалентной примерно 1000 тонн массы (и в последнюю секунду 228 тонн), что примерно эквивалентно энергии 20 000 гигатонн тротилового эквивалента — она примерно равна энергии от столкновения Земли с астероидом в 10 км в диаметре [Шкловский 1984]. Такой взрыв не разрушил бы планету, но вызвал бы по всей поверхности землетрясение огромной силы, вероятно, достаточное, чтобы разрушить все строения и отбросить цивилизацию на глубоко постапокалиптический уровень. Однако люди бы выжили, хотя бы те, кто будут находиться в этот момент в самолётах и вертолетах. Микроскопическая чёрная дыра в центре Земли испытывала бы одновременно два процесса — аккреции вещества и потери энергии хокинговским излучением, которые могли бы находиться в равновесии. Однако сдвиг равновесия в любую сторону был бы чреват катастрофой -или взрывом дыры, или поглощением Земли или разрушением её за счёт более сильного выделения энергии при аккреции. Напоминаю, что нет никаких фактов, подтверждающих существование реликтовых чёрных дыр -это только маловероятное предположение, которое мы рассматриваем, исходя из принципа предосторожности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: