Парниковая катастрофа и «скромная» роль человечества

Глобальное потепление связано как с рядом естественных природных процессов, так и с суммой технологий, созданных человеком, поэтому к чисто природным рискам его можно отнести только условно. Глобальное потепление можно также назвать классическим примером опасного процесса, в отношении которого действует множество факторов, делающих его «непостижимым».

Не общепризнанной, но принимаемой несколькими исследователями возможностью глобальной катастрофы является парниковая катастрофа, называемая по-английски «неограниченно растущий парниковый эффект» (runaway greenhouse effect). О нем пишут: А.В. Карнаухов в статьях «К вопросу об устойчивости химического баланса атмосферы и теплового баланса Земли» [39 — Карнаухов А.В. К вопросу об устойчивости химического баланса атмосферы и теплового баланса земли. Биофизика. Т. 39. Вып. 1. 1994. http://poteplenie.ru/ doc/ Biophysics_1994_ Greenhouse_ rus. pdf] и «Парниковая катастрофа», [40 — http://www. pereplet. ru/ text/ karnauhov1. html] О.В. Иващенко в статье «Изменение климата и изменение циклов обращения парниковых газов в системе атмосфера—литосфера—гидросфера – обратные связи могут значительно усилить парниковый эффект» [41 — http://www. poteplenie. ru/ news/ news170905. htm] и А. Ваганов в статье «Сценарии парниковой катастрофы». [42 — Ваганов А. Сценарии парниковой катастрофы. http://science.ng. ru/ poli- cy/2001-04-18/1_ accident. html] Из зарубежных ученых можно отметить Дж. Атченсона, который утверждает, что за счет цепной реакции дегазации газовых гидратов температура может вырасти на несколько градусов в ближайшие годы, а не за сто лет. [43 — Atcheson J. Arctic clathrates contain 3000 times more methane than in atmosphere methane burps: ticking time bomb / Baltimore Sun, 16 December 2004. http://www.mindfully.org/Air/2004/Methane-Arctic-Warming16dec04.htm]

В отличие от продвигаемой средствами массовой информации концепции парникового эффекта, которая утверждает, что при худшем сценарии температура Земли возрастет на 2–6 градусов и уровень океана повысится на несколько метров, эти исследователи заключают, что парниковый эффект находится на пороге необратимости, пройдя который, он войдет в фазу положительной обратной связи, и температура Земли возрастет на десятки или сотни градусов, делая жизнь на Земле невозможной. Возникновение такого эффекта возможно, в частности, в связи с тем, что водяной пар (не в форме облаков, а растворенный в воздухе) является сильнейшим парниковым газом – а запасы воды, которая будет испаряться, на Земле огромны.

(Этот сценарий можно назвать венерианским, потому что именно благодаря парниковому эффекту на поверхности Венеры температура составляет более 400 градусов по Цельсию, при том что в силу высокого альбедо – ярко-белые облака – она получает меньше солнечной энергии, чем Земля.)

Кроме того, постепенное увеличение светимости Солнца (в сравнении с предыдущими эпохами глобальных потеплений миллионы лет назад), увеличение длины земных суток, накопление углекислого газа и снижение растворимости углекислого газа в океанах с ростом температуры работают на то, чтобы сделать парниковый эффект более сильным.

Резким увеличением парникового эффекта чреват и еще один фактор – разрушение огромных запасов газовых гидратов на дне моря, которое приведет к выделению в атмосферу большого количества метана – сильнейшего парникового газа. [44 — См., например: Дядин Ю.А., Гущин А.Л. Газовые гидраты и климат Земли / Соросовский Образовательный Журнал, № 3, 1998. С. 55–64. http:// geo. web. ru/ db/ msg. html? uri= page3. htm& mid=1161561 и Иващенко О.В. Изменение климата и изменение циклов обращения парниковых газов в системе атмосфера-литосфера-гидросфера – обратные связи могут значительно усилить парниковый эффект. http://wwwpoteple- nie. ru/ news/ news170905. htm] Разрушение газовых гидратов может принять характер цепной реакции, что уже произошло 55 миллионов лет назад, когда температура Земли повысилась за несколько тысяч лет примерно на 10 градусов (позднепалеоценовый термальный максимум). Однако тогда гидратов было гораздо меньше. (Возможно, за усилиями правительств по снижению выбросов парниковых газов стоит понимание рисков необратимой катастрофы уже в этом веке.)

Глобальное потепление является системным риском, поскольку в нем увязано множество разных факторов: Солнце, земные недра, океаны, человек, политика, вулканизм.

Парниковая катастрофа может состоять из трех этапов:

1. Нагрев на 1–2 градуса за счет избытка в атмосфере углекислого газа антропогенного происхождения, прохождение точки «спускового крючка», подобного порогу срабатывания у нейрона. Только на этом этапе борьба с выбросами углекислого газа имеет смысл. Возможно, пороговый уровень уже пройден, как утверждает профессор Лавлок. [45 — http:// www. polit. ru/ news/2006/01/17/ independent. html]

2. Нагрев на 10–20 градусов за счет метана из газовых гидратов и сибирских болот, и углекислого газа, растворенного в океанах. Скорость этого самоусиливающегося процесса ограничена тепловой инерцией океана, на это уйдет не менее 10 лет. Этому процессу можно противостоять только резкими высокотехнологичными вмешательствами вроде искусственной ядерной зимы и/или взрыва многих вулканов.

3. Подъем температуры до точки кипения воды вследствие включения в процесс парникового эффекта от водяного пара и от разрушения карбонатсодержащих пород в земной коре.

Исследование необратимого глобального потепления находится под сильным давлением наблюдательной селекции, то есть если его не было в прошлом, поскольку мы могли выжить только в том мире, где оно не произошло, мы не можем заключать, что оно маловероятно и в будущем.

Развитая цивилизация легко сможет противостоять изменениям климата, например, распыляя разные порошки в верхних слоях атмосферы или развертывая космические экраны, чтобы охладить ее или подогреть. Наихудший сценарий подразумевает ситуацию, когда процесс необратимого нагрева атмосферы начался (при этом сам подъем температуры еще может быть небольшим, главное – формирование цепочек положительной обратной связи), а цивилизация утратила по каким-то своим внутренним причинам способность к высокотехнологичному регулированию климата и откатилась к более раннему уровню. Тогда она может быть окончательно повержена необратимым нагревом атмосферы, который произойдет через десятки лет после технического коллапса. Глобальное потепление является прекрасным примером области знаний, в которой расходящееся пространство интерпретаций наносит ущерб нашей способности действовать. Только ленивый не клевал А. Гора за его фильм о потеплении. Возможно, наша неспособность прийти к какому-нибудь одному, пусть и неправильному выводу наносит больший ущерб, чем ложный вывод, поскольку полностью парализует способность согласованно действовать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: