Строптивые реки Европы

В Европе немало „строптивых рек, которые на протяжении столетий затопляли и продолжают затоплять прибрежные районы, нанося им большой ущерб.

Среди заснеженных вершин Альп берет начало Дунай. Лед­ники и вечные снега во время таяния питают верховья реки, образуя мощную волну летнего альпийского паводка. От Вен­герских до Железных ворот на протяжении 950 км лежит сред­нее течение Дуная, отличающееся частыми наводнениями. Здесь главным источником питания реки являются уже не-ледники и снега Альп, а снега и дожди, выпадающие на обширных низмен­ностях и в предгорных частях ее бассейна. Особенно высокими уровни воды в реке бывают тогда, когда на весеннее половодье накладывается волна альпийского паводка.

На Дунае происходят также наводнения и заторного проис­хождения. Весной 1838 г. в результате ледяного затора дунай­ские воды затопили улицы Будапешта и произвели в городе страшные опустошения, уничтожив более половины всех зданий в Пеште.

Летом 1954 г. газеты многих европейских стран сообщали о выдающемся наводнении на Дунае. В начале июля в Альпах выпал обильный снег, а в предгорьях прошли ливни. Правые притоки Дуная превратились в бурные водные потоки, вышли из берегов, и огромные массы воды устремились вниз по реке. Уровень воды повышался очень быстро. В Братиславе он вместо обычных 3—4 м достиг более 9 м. Расход воды в реке стал в 7 раз больше, чем при обычных паводках. В Верхней Австрии подобного подъема воды не наблюдали с 1501 г. Тысячи жите­лей Вены, Братиславы, Будапешта, десятков придунайских сел и небольших городов вынуждены были укрепить береговые за­щитные дамбы, на сотни километров протянувшиеся вдоль реки с давних времен. Но реке все же удалось в отдельных местах прорвать дамбы и причинить большой урон прибрежным рай­онам.

В июне 1965 г. югославская печать сообщала о подъеме уровня воды в Дунае на высоту, не наблюдавшуюся 120 лет. На борьбу с наводнениями поднялись десятки тысяч человек. От наводнения сильно пострадали и придунайские районы Австрии, Чехословакии и Венгрии, где подобные подъемы уровня воды в реке не наблюдались за последние 70—90 лет.

Образно нарисовал картину разгула водной стихии во время наводнения на Дунае известный русский писатель и инженер Н. Г. Гарин-Михайловский, работавший в 1878 г. на постройке железной дороги Бендеры — Галац, участок которой проходил по долине реки.

„…Разлившийся Дунай представлял из себя целое море, и на горизонте этого моря едва синели там, на той стороне, горы Добруджи. На всем про­странстве от Рени до Галаца вода поднялась почти до полотна дороги. Одно за другим размывались укрепления из огромных ящиков, засыпанных кам­нем. Местами еще торчали эти укрепления, но за ними вместо насыпи была только вода; насыпь смыло, и рельсы висели навесу, только местами прика­саясь еще к кое-где уцелевшему полотну…

Наводнение не только размыло дорогу на протяжении 30 верст, но и разрушило железнодорожный мост, и, подмыв берег, вызвало громадный оползень.

«Картина превзошла всякие ожидания,— пишет далее Гарин-Михайлов­ский.— Вместо моста зияла в несколько десятков саженей бездна, через кото­рую, как две нитки, тянулись по воздуху рельсы и прикрепленные к ним шпалы. Посредине над бездной торчали в воздухе сваи моста, и теперь, в этой бездне, они производили впечатление каких-то висевших щепок.

Там, глубоко внизу этой десятисаженной бездны, как в заливе, приветливо и страшно сверкала вода Дуная…

Еще более усиливал впечатление контраст между этой тихой безмятежной ночью и тем непонятным и страшным, что произошло.

— Смотрите, смотрите! — закричал дорожный мастер.

Он показывал рукой назад, по направлению к Рени.

Вся поверхность земли и полотна, до самой будки, волновалась, точно эта поверхность была не земля, а жидкость.

Какое-то оцепенение охватило всех троих, и глазами, полными ужаса, они смотрели на непонятное и невиданное ими никогда явление… и они по­бежали, шатаясь и спотыкаясь… от берега к горам, где не было волн…

А затем все произошло как во сне, настолько было несообразно с действи­тельностью… почти в то же мгновение раздался какой-то вздох, точно сотни, тысячи сразу вздохнули,— и все волны и вся земля исчезли. У самых ног их зияла такая же бездна, как и там у моста… Только легкие волны заходили по Дунаю, и опять стало все тихо, точно и прежде, так же сверкала там, внизу, в новом заливе, вода».

Река Тиса протекает по плоской Средне-Дунайской низмен­ности и имеет ничтожное падение — всего несколько сантиметров на километр. Бассейн Тисы расположен на территории пяти го­сударств: СССР, ЧССР, ВНР, СРР, СФРЮ.

На реке наблюдаются два подъема уровней воды: весенний, связанный с таянием снега, и летний, июньский, вызываемый обильными дождями.

Тиса, как уже говорилось, отличается большой извилистостью и весьма „капризным нравом. Время от времени в паводки она прорывает построенные вдоль ее берегов защитные дамбы и на речную долину обрушиваются опустошительные наводнения.

В паводок 1970 г., несмотря на более высокий уровень воды в реке, чем в 1879 г., г. Сегед устоял благодаря мужеству и организованности его населения. Но десятки других населенных пунктов оказались под водой. Только своевременная эвакуация, непрерывное наращивание защитных дамб, подлинно всенарод­ное сопротивление стихии позволили избежать человеческих жертв.

Ущерб от наводнения оценивался в 3,3 млрд. форинтов.

Коварство Тисы заставляет жителей ее долины быть всегда начеку. Поэтому в каждом поселке, расположенном в ее долине, существуют специально обученные для борьбы с наводнениями добровольные дружины, взаимодействующие с межобластным управлением водного хозяйства.

Несмотря на то, что в вековой борьбе со своенравной рекой население научилось довольно эффективно противостоять водной стихии, угроза наводнений на Тисе все еще существует.

Колоссальный материальный ущерб от речных наводнений несет Италия. Ежегодно печать и радио сообщают о бедствиях в долинах итальянских рек.

Самая большая река страны — По. Она берет начало в При­морских Альпах, в узком ущелье, и далее протекает по Ломбард­ской низменности, в извилистом и неустойчивом русле, и наконец впадает в Адриатическое море. Водами ее орошается житница Италии — Ломбардская низменность. Однако, неся долине изоби­лие, река затопляет ее своими водами, особенно в пониженных частях. Ниже впадения р. Танаро русло По обваловано для за­щиты возделанных земель, занимающих обширные простран­ства ее широкой поймы, от наводнений. Обвалованы также русла многих притоков реки, протекающих по равнинной местности. И все же вдольбереговые защитные дамбы и другие гидротех­нические сооружения в бассейне реки не отвечают в полной мере своему назначению и не всегда в состоянии противостоять водной стихии. Это и является главной причиной катастроф в долине По.

Одно из самых высоких за последнее столетие наводнений на реке произошло в ноябре 1951 г. Под водой оказались обширные массивы наиболее плодородных земель в Ломбардии. Затопля­лись города Ровиго, Адрия и многие другие населенные пункты, расположенные в междуречье По и Адидже.

Осеннее наводнение 1952 г. превратило долину По в сплош­ной грозный поток, лишивший тысячи людей крова и средств существования.

Страшное наводнение обрушилось в ноябре 1966 г. на италь­янскую провинцию Тоскана. В результате проливных дождей, продолжавшихся несколько суток, вышли из своих берегов реки По и Арно (впадает в Лигурийское море у г. Пизы) и разрушили защитные дамбы. Воды Арно затопили Флоренцию и Пизу, воды По — Ломбардскую низменность, воды других рек — Венецию, Гроссето и многочисленные населенные пункты, расположенные в долинах. Особенно пострадала Флоренция. На нее, по подсче­там итальянских гидрологов, обрушилось 250 млн. куб. м воды, за четверть часа превративших мирно спящий город в бурлящий поток.

Когда вода ушла, открылась картина страшного бедствия. Город представлял собой бесконечное болото. Многие магазины, кафе, бары, тысячи домов, мастерские, фабрики, библиотеки оказались разрушены или сильно повреждены.

Непоправимо были повреждены исторические и художествен­ные ценности Флоренции, очень сильно пострадали дворцы, му­зеи, картинные галереи, в которых хранились уникальные произ­ведения искусства. В результате этого наводнения был уничтожен урожай на площади свыше 300 тыс. га, более 100 человек лиши­лось жизни, погибло 50 тыс. голов крупного рогатого скота.

От ноябрьского наводнения 1966 г. пострадала и Венеция. На площади Св. Марка глубина воды достигала 2 м.

Прошло два года, и новая, не менее страшная, катастрофа в ноябре 1968 г. произошла в Северной Италии, в провинции Пьемонт. Только в долине Строны были полностью разрушены около 1500 мелких предприятий. 3500 предприятий были повреж­дены настолько, что смогли возобновить работу лишь черег несколько недель, а некоторые — спустя четыре-пять месяцев.

Население Пьемонта, насчитывавшее около 116 тысяч чело­век, оказалось практически беззащитно перед разгулом водной стихии. Водные потоки, увлекая с собой массу грязи, хлынули из вздувшихся после трехдневных ливней рек и, не встречая никаких препятствий — ни защитных дамб, ни водорегулирую­щих плотин,— затопили множество населенных пунктов, десят­ки тысяч гектаров возделанных плодороднейших земель.

В разных районах Италии за 15 лет—с 1951 по 1966 г.— произошло 102 высоких наводнения. Площадь затопленных зе­мель измерялась многими сотнями тысяч гектаров, погибшие ис­числялись десятками и сотнями, оставшиеся без крова и работы— тысячами и десятками тысяч.

В начале сентября 1965 г. произошло катастрофическое на­воднение на р. Тибр.

Большинство речных наводнений в Италии является след­ствием безответственного отношения муниципальных и прави­тельственных органов к обеспечению безопасности населения речных долин.

Разрушительные речные наводнения — частое явление во Франции. Ущерб от них составляет в среднем 100 млн. фран­ков в год.

Самая длинная река страны — Луара. Эта неспокойная река неоднократно затопляла во время высоких паводков свою пло­дородную долину. Поэтому русло ее обваловано дамбами протя­женностью более 500 км и высотой 5—7 м.

В 1875 г. от катастрофических наводнений на пиренейских реках Франции Арьеж, Верхняя Гаронна и Ажен в течение двух дней погибло 500 человек, из них 200 в Тулузе. Для Гаронны характерны бурные паводки от дождей и таяния снегов в горах. Уровни в среднем течении повышаются на 8—11 м над ме­женью. В катастрофическое наводнение 1930 г. на р. Гаронне и ее притоке Ажен г. Ажен заливало слоем воды высотой око­ло 5 м.

Самая многоводная река Франции — Рона. В пределах сред­него и нижнего ее течения под угрозой наводнений находится до 2400 кв. км земель.

Сена также доставляет много хлопот жителям ее бассейна, особенно парижанам. Причиной наводнений в Париже в много­водные годы являлось совмещение пиков паводка на Верхней Сене и ее притоке Ионе с пиком паводка на Марне, впадающей в Сену вблизи города. В январе 1910 г. в Париже произошло наводнение, вошедшее в историю города. Река затопила значи­тельную часть города — многие площади и улицы, дороги, же­лезнодорожные вокзалы, станции метрополитена. После этого наводнения вдоль берегов Сены, в пределах города, начали возводить защитные дамбы и наращивать высоту набережных. Однако в феврале 1970 г. Сена вновь выходила из берегов. Воды реки затопляли не только набережные Парижа, но и все улицы г. Вильнев-Сен-Жорж, расположенного в 40 км от столицы Франции.

Бедствия от речных наводнений терпят и многие другие стра­ны Европы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: