Навигационное и другое обеспечение погружений

Другим важнейшим средством обеспечения безопасности погружений аппарата является его навигационное гидроакустическое оборудование. Иногда при работе вблизи грунта (а этот режим наиболее характерен для использования подавляющего большинства аппаратов) оно становится главным средством контроля окружающей обстановки с целью предотвращения навигационных аварий. Напомним, что визуальное наблюдение не всегда эффективно, особенно при плавании в придонных слоях, где прозрачность воды в лучшем случае не превышает 5—10 м. Но именно там аппарат подстерегают наибольшие опасности.

Навигационные средства собственно аппарата решают следующие основные задачи: определение отстояния аппарата от грунта, определение дистанции и пеленга на встречное препятствие, обнаружение объекта поиска, определение места аппарата относительно донных маяков-ответчиков и относительно судна-базы.

Удержание аппарата на курсе, измерение скорости хода и пройденного пути выполняют с помощью гирокомпаса, магнитного компаса и лага. Отстояние аппарата от грунта определяют эхолотами, причем современные эхолоты, по зарубежным данным, измеряют его в пределах до 200 м с точностью от нескольких десятков сантиметров (на близких отстояниях) до нескольких метров. Подводные препятствия обнаруживает гидролокатор на дистанции 200—300 м, причем на близких расстояниях (30—40 м) погрешность определения дистанции не превышает 2 %. Большую опасность при плавании аппарата у грунта представляют кабели и тросы. В некоторых случаях, образуя петли, они поднимаются над грунтом до 2—3 м. Гидролокатор обнаруживает их плохо.

Гидроакустическая навигационная система аппарата позволяет определять его место относительно трех опорных, выставленных заранее на грунте маяков-ответчиков. При этом, например, на «Пайсисе» место аппарата через заданные промежутки времени фиксируется на экране дисплея, а цифровое табло показывает дистанцию до каждого маяка. Координаты маяков-ответчиков рассчитывает судно-база, которая свое место определяет по спутниковой навигации.

Выход аппарата на интересующий объект, находящийся на грунте, корректируется с судна-базы по подводному телефону. Система непрерывного слежения за аппаратом с судна определяет пеленг с точностью до 5° и дистанцию до 1-2 %.

Большое внимание уделяется за рубежом проблеме предотвращения столкновений аппаратов с подводными и надводными судами, с другими аппаратами, с различными установленными на грунте сооружениями. Особое значение приобрела эта проблема для Северного моря в связи с интенсивным развитием на его акватории нафте- и газопромыслов, наличием многочисленных подводных бурильных и добывающих установок, наращиванием числа используемых в этом регионе различными фирмами и государствами подводных аппаратов, интенсивным надводным и подводным судоходством.

Все эти обстоятельства привели к необходимости принятия мер к стандартизации рабочих частот гидроакустических средств, устанавливаемых на аппаратах, подводных лодках и судах, подводных стационарных сооружениях и просто на грунте для ограждения подводных фарватеров. Национальная академия наук США, например, рекомендовала обозначать подводные сооружения импульсными одночас-тотными звуковыми излучателями с автономными долгодействующими источниками питания. Для ограждения подводных фарватеров предложены звуковые источники, излучающие кодированные импульсы, с дальностью действия 0,5 мили. Ультразвуковые навигационные «огни» должно иметь каждое подводное транспортное средство, подобно ходовым и якорным огням надводных кораблей и судов. Звуковыми отличительными источниками должны оборудоваться также рыболовные тралы и вообще все другие буксируемые и опускаемые средства.

Вполне возможно в условиях плохой видимости и столкновение находящегося на поверхности океана аппарата с надводным судном. Небольшие размеры аппарата и низкий борт делают его малозаметным. Вероятность столкновения снижается установкой на аппарате навигационных огней и специальной окраской аппарата в белый или желтый цвет, в клетку, полоску и т. д. Белый и желтый цвета считаются наиболее заметными на поверхности океана.

Большое значение для безопасности аппаратов имеют гидрографическое, гидрологическое и гидрометеорологическое обеспечения погружений. Первые два вида обеспечения состоят в предварительном изучении (для принятия соответствующих мер и решений) района предстоящих подводных работ. Изучают специальные карты района, а при отсутствии их проводят натурные измерения и промеры. Анализируют глубины района, рельеф и характер грунта, направления и скорость течений, прозрачность воды в придонном слое, распределение плотности воды по глубине и другие характеристики гидрологического разреза. Не менее важен прогноз погоды на весь период подводных работ — состояния моря, направления и скорости ветра, дальности видимости.

Человек давно использует океан для сбрасывания различного мусора и отходов. Во многих районах на дне океана можно увидеть консервные банки, пивные бутылки, свалки автомобилей, боеприпасов и других предметов человеческого труда. Батискаф «Триест-2», например, сфотографировал у о. Гуам на глубине более 2000 м банку из-под пива и рядом с ней 5-дюймовый неразорвавшийся снаряд. Кроме того, дно океана хранит огромное число останков погибших кораблей. Некоторые из свалок нанесены на карту и находятся под надзором, запрещающим посещение этих мест подводными аппаратами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: