Диверсии

Основным способом решения боевых задач, при котором партизаны не всту­пали в боевое столкновение с противником, являлись диверсии. Целью их была дезорганизация вражеского тыла, нанесение фашистам ущерба в живой силе и технике. Этот способ борьбы, по сравнению с другими, имел ряд серьезных пре­имуществ. Во-первых, диверсии позволяли партизанам малыми силами и почти , без потерь наносить весьма эффективные удары по противнику. Во-вторых, сис­тематические и многочисленные диверсии партизан распыляли внимание и силы противника на охрану коммуникаций и других тыловых объектов. В результате резко снижались возможности фашистов в борьбе с партизанами, так как им трудно было создавать крупные группировки для блокирования районов актив­ных партизанских действий и проведения карательных экспедиций. Диверсии иг­рали большую роль и в деморализации вражеских войск.

В 1941 — 1942 гг., когда еще не было налажено снабжение партизанских фор­мирований специальной минно-взрывной техникой, партизаны применяли про­стейшие средства и способы диверсий: подкапывали и расширяли железнодо­рожные пути, разбалтывали и отводили рельсы в сторону, разбрасывали на авто­мобильных дорогах металлические «ежи» и разного рода «колючки», создавали на грунтовых дорогах замаскированные перекопы и «волчьи ямы», натягивали поперек дорог проволоку, устраивали поджоги.

Роль диверсий в партизанской борьбе особенно возросла во второй полови­не войны, когда партизан в широких масштабах стали снабжать с «Большой зем­ли» специальной минно-взрывной техникой, массовое применение которой обеспечило очень высокую эффективность диверсионной деятельности. С нача­ла 1943 г. диверсии с использованием специальной техники заняли важнейшее место в тактике партизанской борьбы. Так, из общего количества потерь против­ника в живой силе в результате действий украинских партизан 55% приходится на диверсии. Партизаны причиняли большой ущерб фашистам благодаря приме­нению различных мин и специальных зажигательных веществ.

Особенно много диверсий устраивали партизаны на коммуникациях, глав­ным образом на железных дорогах. Наиболее эффективно они сочетали дивер­сии с засадами, налетами и наступательными боями с целью закрепить их резуль­таты, уничтожить больше живой силы и техники врага, разрушить важные же­лезнодорожные объекты. Однако чаще всего партизаны нарушали работу вра­жеского железнодорожного транспорта, не вступая в боевое столкновение с противником. Они минировали железнодорожные пути и вызывали крушения поездов. Причем партизаны стремились заложить мины на затяжных уклонах, высоких насыпях и кривых участках пути — в таких местах, где взрыв наносил наибольший ущерб противнику. Чтобы обеспечить длительный перерыв в движе­нии поездов, они организовывали крушения в глубоких выемках, на малых мос­тах, которые не охранялись или слабо охранялись, или на насыпях, проходивших через болота, где было трудно вести восстановительные работы.

Во время войны было немало случаев, когда небольшие подразделения парти­зан при умелом использовании минно-взрывной техники производили массовые крушения вражеских поездов. Так, в декабре 1943 г. взвод минеров под командо­ванием заместителя командира батальона Чернигово-Волынского партизанского соединения А.М.Садиленко на участке Малорыта — Крымно железной дороги Ковель — Брест заложили мины замедленного действия. На следующую ночь группы заминировали другой участок, севернее и южнее станции Заблоце. На 12-е сутки, когда взвод был уже в 90 км от места минирования, на железной доро­ге начались взрывы. В течение полумесяца потерпели крушение 31 эшелон и бро­непоезд. Движение на участке было прекращено в общей сложности на 12 суток.

Партизаны широко осуществляли диверсии и на автомобильных дорогах: ус­траивали перекопы, завалы, пожары на лесных и обвалы на горных дорогах, ми­нировали их, разрушали дорожные сооружения. Кроме того, немалый ущерб вражескому автотранспорту наносился нарушением работы дорожной службы противника. Так, партизанский отряд Лебедянского района Сумской области, действуя недалеко от линии фронта, 27 сентября 1941 г. уничтожил вражеского регулировщика и переменил направление дорожных указателей. В результате фашистская автоколонна пошла по ложному направлению. Командир отряда сог общил об этом советскому командованию, и по заблудившейся автоколонне на­несли мощный артиллерийский удар, которым было уничтожено более 60 враже­ских автомашин с военными грузами.

Различные способы диверсий применяли партизанские формирования на вод­ных коммуникациях: минировали фарватеры, при помощи сплавных мин разру­шали мосты, уничтожали и перестанавливали бакены, закладывали на судах мины замедленного действия и т.д. Летом 1943 г. партизаны из соединения А.Ф.Федо­рова подготовили диверсию на реке Припять при помощи самодельной мины. По­дорвавшись на этой мине, затонули буксир и баржа с военными грузами.

Те партизанские формирования, которые ориентировались в основном на диверсии, обычно не имели больших потерь, сохраняли высокую маневренность и были в состоянии непрерывно наносить чувствительные удары по врагу. Высо­кая результативность диверсий, простота выполнения, большая экономия сил и средств, сохранение боеспособности и подвижности партизан — все это обусло­вило ведущую роль диверсий в тактике партизанской борьбы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: