Основным способом решения боевых задач, при котором партизаны не вступали в боевое столкновение с противником, являлись диверсии. Целью их была дезорганизация вражеского тыла, нанесение фашистам ущерба в живой силе и технике. Этот способ борьбы, по сравнению с другими, имел ряд серьезных преимуществ. Во-первых, диверсии позволяли партизанам малыми силами и почти , без потерь наносить весьма эффективные удары по противнику. Во-вторых, систематические и многочисленные диверсии партизан распыляли внимание и силы противника на охрану коммуникаций и других тыловых объектов. В результате резко снижались возможности фашистов в борьбе с партизанами, так как им трудно было создавать крупные группировки для блокирования районов активных партизанских действий и проведения карательных экспедиций. Диверсии играли большую роль и в деморализации вражеских войск.
В 1941 — 1942 гг., когда еще не было налажено снабжение партизанских формирований специальной минно-взрывной техникой, партизаны применяли простейшие средства и способы диверсий: подкапывали и расширяли железнодорожные пути, разбалтывали и отводили рельсы в сторону, разбрасывали на автомобильных дорогах металлические «ежи» и разного рода «колючки», создавали на грунтовых дорогах замаскированные перекопы и «волчьи ямы», натягивали поперек дорог проволоку, устраивали поджоги.
Роль диверсий в партизанской борьбе особенно возросла во второй половине войны, когда партизан в широких масштабах стали снабжать с «Большой земли» специальной минно-взрывной техникой, массовое применение которой обеспечило очень высокую эффективность диверсионной деятельности. С начала 1943 г. диверсии с использованием специальной техники заняли важнейшее место в тактике партизанской борьбы. Так, из общего количества потерь противника в живой силе в результате действий украинских партизан 55% приходится на диверсии. Партизаны причиняли большой ущерб фашистам благодаря применению различных мин и специальных зажигательных веществ.
Особенно много диверсий устраивали партизаны на коммуникациях, главным образом на железных дорогах. Наиболее эффективно они сочетали диверсии с засадами, налетами и наступательными боями с целью закрепить их результаты, уничтожить больше живой силы и техники врага, разрушить важные железнодорожные объекты. Однако чаще всего партизаны нарушали работу вражеского железнодорожного транспорта, не вступая в боевое столкновение с противником. Они минировали железнодорожные пути и вызывали крушения поездов. Причем партизаны стремились заложить мины на затяжных уклонах, высоких насыпях и кривых участках пути — в таких местах, где взрыв наносил наибольший ущерб противнику. Чтобы обеспечить длительный перерыв в движении поездов, они организовывали крушения в глубоких выемках, на малых мостах, которые не охранялись или слабо охранялись, или на насыпях, проходивших через болота, где было трудно вести восстановительные работы.
Во время войны было немало случаев, когда небольшие подразделения партизан при умелом использовании минно-взрывной техники производили массовые крушения вражеских поездов. Так, в декабре 1943 г. взвод минеров под командованием заместителя командира батальона Чернигово-Волынского партизанского соединения А.М.Садиленко на участке Малорыта — Крымно железной дороги Ковель — Брест заложили мины замедленного действия. На следующую ночь группы заминировали другой участок, севернее и южнее станции Заблоце. На 12-е сутки, когда взвод был уже в 90 км от места минирования, на железной дороге начались взрывы. В течение полумесяца потерпели крушение 31 эшелон и бронепоезд. Движение на участке было прекращено в общей сложности на 12 суток.
Партизаны широко осуществляли диверсии и на автомобильных дорогах: устраивали перекопы, завалы, пожары на лесных и обвалы на горных дорогах, минировали их, разрушали дорожные сооружения. Кроме того, немалый ущерб вражескому автотранспорту наносился нарушением работы дорожной службы противника. Так, партизанский отряд Лебедянского района Сумской области, действуя недалеко от линии фронта, 27 сентября 1941 г. уничтожил вражеского регулировщика и переменил направление дорожных указателей. В результате фашистская автоколонна пошла по ложному направлению. Командир отряда сог общил об этом советскому командованию, и по заблудившейся автоколонне нанесли мощный артиллерийский удар, которым было уничтожено более 60 вражеских автомашин с военными грузами.
Различные способы диверсий применяли партизанские формирования на водных коммуникациях: минировали фарватеры, при помощи сплавных мин разрушали мосты, уничтожали и перестанавливали бакены, закладывали на судах мины замедленного действия и т.д. Летом 1943 г. партизаны из соединения А.Ф.Федорова подготовили диверсию на реке Припять при помощи самодельной мины. Подорвавшись на этой мине, затонули буксир и баржа с военными грузами.
Те партизанские формирования, которые ориентировались в основном на диверсии, обычно не имели больших потерь, сохраняли высокую маневренность и были в состоянии непрерывно наносить чувствительные удары по врагу. Высокая результативность диверсий, простота выполнения, большая экономия сил и средств, сохранение боеспособности и подвижности партизан — все это обусловило ведущую роль диверсий в тактике партизанской борьбы.