Опыт минувших войн, и Великой Отечественной в частности, показал, что партизанская борьба не возникает в одночасье. Ей необходимо организующее начало и время для вызревания. Даже при интенсивной подготовительной работе этот процесс трудно ускорить. Содержание его — в активном привлечении народа к участию в партизанской борьбе. Речь должна идти о предварительной подготовке населения к партизанским действиям с последующим вовлечением его в партизанскую войну на достаточно высоком профессиональном уровне.
Исторический опыт дает примеры эффективного использования отрядов, созданных на принципах добровольности, как одного из оптимальных путей организации партизанских формирований.
Ядром наиболее активных и жизнеспособных партизанских формирований в годы войны были военнослужащие, имеющие специальные знания и навыки.
Обычно действия частей и подразделений специальных сил в тылу противника носили ограниченный по времени характер. При длительном пребывании там они были вынуждены для поддержания своей жизнедеятельности и боеспособности втягивать в сферу своих интересов местные партизанские силы. В годы войны этот процесс на первых порах был стихийным, а партизаны в значительной мере уязвимы со стороны врага.
Особо стоит вопрос о создании централизованного руководства партизанскими силами, подчинении их деятельности интересам армии. Историки, освещая эту проблему, многие годы на первый план выдвигали руководящую и организаторскую роль политических партий. Между тем исторический опыт свидетельствует, что эту роль могут выполнять военные и государственные структуры.
Не умаляя роли политического руководства в организации партизанской борьбы и развертывании партизанского движения в целом, правомерно ставить вопрос об оптимальном сочетании его с профессиональным военным руководством.
Особенно остро в годы войны стоит проблема подготовки партизанских кадров. Она оказалась сложнее, чем могло показаться на первый взгляд. Решать ее следует комплексно, в процессе подготовки армии и народа к партизанской борьбе с учетом использования специальных современных технических средств, вооружений, на основе изучения тактики партизанской борьбы в различных географических условиях. Для этого необходимо:
— иметь в мирное время центр по организации и развертыванию партизанской борьбы, организаторские группы штабов партизанских сил фронтов на ТВД;
— наметить районы будущих партизанских действий по полосам (в тылу у противника, приграничной полосе, своем тылу) с точной разработкой плана действий в каждом районе по периодам;
— подобрать кадры руководителей, распределив их затем согласно мобилизационному плану;
— постоянно вести их подготовку и переподготовку в организационном, тактико-специальном, морально-психологическом и массово-политическом отношении;
— организовать по специальной программе подготовку командного состава армии, специальных и иных войск к партизанским и контрпартизанским действиям;
— по особой программе готовить администраторов и специалистов по работе с местным населением оккупированных территорий в конкретных регионах с учетом их национального состава.
Все это позволяет утверждать, что партизанская борьба как общественно-социальный процесс в своем развитии должна проходить закономерные стадии.
Стадия первая. Она протекает в соответствии с военно-политической доктриной государства — партизанская борьба в обстановке легальности. Идея партизанской борьбы культивируется в армии и народе с целью заблаговременной подготовки к войне. Закладываются соответствующие ячейки для организации партизанской борьбы и развертывания партизанского движения.
Стадия вторая. С началом войны активно осуществляется диверсионно-разведывательная деятельность войсковых и специальных формирований и организаторских групп. Диверсии стимулируют повстанчество и создание вневойсковых формирований, которые в свою очередь инициируют диверсии.
Стадия третья. Осуществление тесного взаимодействия войсковых и иррегулярных партизанских формирований, переход к плановым партизанским действиям. Трансформация отдельных разведывательно-диверсионных войсковых формирований в партизанские, их слияние. Выявление иррегулярных партизанских формирований и подчинение их центру.
Стадия четвертая. Широкомасштабные партизанские действия полностью подчинены интересам регулярной армии. Партизанская борьба протекает за счет государства. Повстанчество носит общий с партизанством характер войскового типа. Ширится создание партизанских зон и краев. Повстанчество перерастает в массовое вооруженное восстание, способствующее изгнанию оккупантов со своей территории.
В этой связи особенно важен сам факт признания де-юре и де-факто партизанских сил. В противном случае в будущей войне неминуемы их слабость, неэффективность, многочисленные жертвы среди гражданского населения, вырождение партизанской борьбы в партизанщину и бандитизм, т.е. ее собственное отрицание.
Основой концепции партизанской борьбы в войне, ее базой должны быть государственные, военно-политические, военно-стратегические и правовые положения, предусматривающие целесообразность, необходимость и возможность ее подготовки и развертывания в случае отражения агрессии. Она должна быть составной частью военной стратегии государства и концепции обеспечения его национальной безопасности, политики страны по проблемам военного строительства.
Под концепцией партизанской борьбы в войне понимается официально принятая и законодательно закрепленная система взглядов высшего военно-политического руководства государства на целевую подготовку населения, экономики и определенной части его территории для организации и осуществления военной и политической помощи армии в интересах быстрейшего разгрома агрессора.
В числе основных условий, оказывающих влияние на развитие партизанской борьбы, необходимо назвать: международную обстановку; характер межгосударственных отношений; состояние экономики государства; боеспособность его армии; характер действий своей армии, армии противника и состояние его тыла; физико-географические особенности регионов партизанских действий; развитость инфраструктур; плотность населения, его национальный состав, отношение к религии, морально-психологическое состояние и др.
Цели партизанской борьбы в войне: содействие армии в изгнании противника со своей территории; нарушение и дезорганизация работы вражеского тыла; подрыв экономики противоборствующего государства; недопущение использования противником ресурсов оккупированной территории своей страны; нарушение работы войсковых органов управления агрессора; деморализация войск противника и его сателлитов.
Задачи, решаемые партизанской борьбой в войне: разведка противника в интересах армии; снижение темпов выдвижения его резервов к фронту; уничтожение штабов, тыловых частей и подразделений врага и нарушение деятельности элементов его войскового тыла, транспортных и энергетических коммуникаций; дезорганизация деятельности оккупационного режима; политическая работа во вражеском тылу и разложение оккупационных войск; создание партизанских зон и краев и развертывание партизанского движения.
При необходимости могут быть очерчены формы осуществления партизанской войны, способы действий партизанских формирований, состав сил и средств, привлекаемых для партизанской борьбы.
Обеспечение партизанских формирований в войне: централизованное техническое и тыловое обеспечение (авиационное, автотехническое, инженерно-техническое, техническое обеспечение связи и управления, техническое обеспечение по службам тыла, метеорологическое, материальное, медицинское, финансовое); региональное тыловое обеспечение; боевое обеспечение (разведка войсковая и агентурная, охранение, маскировка, инженерное, метеорологическое и другое обеспечение); централизованная подготовка кадров, специалистов; региональная подготовка специалистов; контрразведывательное обеспечение.
Управление партизанскими формированиями в войне: центральный орган управления партизанскими силами, подчиненный верховному главнокомандованию; региональные органы управления партизанскими силами, подчиненные командованию фронтов; оперативные органы управления партизанскими силами и организации взаимодействия с командованием армий; оперативные органы осуществления специальных операций и организации взаимодействия специальных войсковых и региональных партизанских формирований; управление партизанских соединений; управление партизанских отрядов.
Из этого следует:
а) концепция партизанской борьбы в войне должна быть составной частью
концепции национальной безопасности и военной доктрины государства;
б) необходима разработка теории партизанской борьбы, ее организации и
осуществления.
В этой связи, по мнению автора, требуются дополнительные научные исследования по следующим проблемам:
— прогнозирование возможного характера партизанской борьбы в конкретных регионах с учетом опыта современных войн;
— разработка оружия и технических средств для ведения партизанских действий;
— определение районов будущих действий и закладка скрытых баз материальных средств, вооружения, продовольствия.
Из принципиальных вопросов, выдвигающихся на первый план и требующих дополнительной разработки, необходимо назвать следующие:
— партизанская тактика и оперативное искусство;
— организация партизанской борьбы в городских условиях;
— создание партизанских зон и краев;
— контрпартизанские действия;
— структура партизанских формирований;
— формы и методы партизанских действий;
— объекты воздействия партизанских сил;
— организация агентурной и войсковой разведки;
— контрразведывательное обеспечение;
— базирование;
— подготовка партизанских кадров;
— политическая работа во вражеском тылу.
Все это, подкрепленное расчетами, должно быть положено в основу нормативных документов, учебных пособий, практических руководств и инструкций, войти в учебные программы вузов, оборонных организаций и обществ.
В условиях существования профессиональной армии расчет на партизанские силы как на оперативно-стратегический фактор является одним из путей сокращения расходов на содержание вооруженных сил при сохранении и поддержании на должном уровне обороноспособности страны.
Развивающийся в мире экономический кризис, глобальные сырьевые, продовольственные, экологические проблемы, внутренние конфликты таят в себе опасность межрегиональных, региональных и локальных войн, в которых примут участие не только армии воюющих сторон, но и народы, что неизбежно выведет на сцену партизанскую войну. Совершенствование вооружений на основе научно-технического прогресса не только не исключает эту форму вооруженной борьбы, но, наоборот, поднимает ее на новый, более качественный уровень.
Исходя из принципа разумной и надежной достаточности, политическое и военное руководство страны обязано сделать все необходимое для поддержания ее оборонной мощи на уровне, исключающем военное превосходство различных военных блоков. Это прежде всего должно выражаться в постоянной готовности дать достойный отпор любому агрессору, используя все формы вооруженной борьбы, включая партизанскую борьбу.
Исторический опыт прошлого столетия свидетельствует о том, что неизменным компонентом военных конфликтов в Европе, Азии, Африке, Латинской Америке, в ходе национально-освободительных, гражданских и локальных войн была и остается партизанская война. И сегодня, вызываемая к жизни объективными и субъективными факторами, она выступает как средство разрешения противоречий в национально-территориальных конфликтах.
Задача познания этого общественно-социального явления, выработки практических рекомендаций относительно того, как способствовать его развитию в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, прав и свобод народов, его населяющих, и как противодействовать его разрушительной силе во имя сохранения самой государственности, является сегодня более чем актуальной.
* * *
Отечественный и мировой опыт контрпартизанских действий, взывая к изучению, одновременно предостерегает от механического его перенесения в сегодняшнюю действительность, а также от необоснованных ожиданий законченных формулировок правил «неправильных» войн, которые были бы универсально пригодны для любого конфликта подобного рода.
Безусловно, при анализе военно-стратегической обстановки всегда нужно всесторонне оценить оперативную обстановку, силы и средства противника, определить характер и вероятные способы его действий, выявить слабые и сильные стороны, свои силы и средства, физико-географические условия местности и т.д. Классический порядок этих действий известен любому военному профессионалу. Гораздо сложнее научиться не поддаваться идеологическим и сиюминутным политическим установкам, т.е. называть вещи своими именами.
В этом аспекте отправным моментом в совершенствовании российского военного искусства в области специальных методов ведения войны в современных условиях является признание нового, особого вида военных (боевых) действий — специальных действий как необходимой составной части современных войн и вооруженных конфликтов.
Специальные контртеррористические, противодиверсионные, противопарти-занские действия могут и должны уметь вести общевойсковые объединения (пример тому — боевые действия 40-й армии в Афганистане), а также специально созданные для этих целей группировки войск. К специальным действиям в тылу противника, кроме сил специального назначения, партизанских формирований, должны быть способны переходить другие соединения, части и подразделения.
Сущность специальной операции в общем виде заключается в комплексном воздействии на системы политического и военного управления противника, его системы обеспечения военных действий, а также на другие важные объекты военного, экономического, информационного и научно-технического потенциалов на всей территории страны или коалиции государств противника с целью затруднить ему возможности вести вооруженную борьбу или резко ограничить его материальные, информационно-технические и морально-психологические способности по ведению войны. Реальное содержание специальной операции определяется конкретными условиями обстановки. На Северном Кавказе, по мнению специалистов, боевые действия Объединенной группировки войск (сил) имеют форму общевойсковой специальной контртеррористической операции (по политическим и иным мотивам непризнаваемый внутренний вооруженный конфликт. — Авт.). Проведение ее значительно осложнено несовершенством нормативно-правовой базы, определяющей применение вооруженных сил, внутренних войск, МВД, ФСБ и др.
Исходя из этого возникает безотлагательная необходимость внести соответствующие дополнения в положения военной доктрины, Закона «Об обороне», Закона «О чрезвычайном положении», Закона «О военном положении», а также в Концепцию национальной безопасности РФ и другие законодательные акты. Становится очевидным, что в России нужна общегосударственная система мер противодействия терроризму.
В этой связи существует настоятельная необходимость разработки Концепции противоповстанческой борьбы не в масштабе военных структур, а на государственном уровне, поскольку в ней затрагиваются не только военные, но и политические, экономические, идеологические и информационные меры, направленные на выявление истоков повстанчества и борьбу с ним, которая должна стать руководством к действию.
Методология формирования такой Концепции основывается на учете многих противоречивых факторов. Главное, чтобы Концепция отражала не декларативные положения, а конкретные мероприятия, практические рекомендации — кто, за что отвечает на федеральном и региональном уровнях по разрешению конфликта; кто, что и как делает по урегулированию возникших спорных ситуаций, проведению переговоров с конфликтующими сторонами, осуществлению миротворческих акций, различного рода политических и военных демаршей.
Концепция должна аккумулировать накопленный мировой и отечественный опыт противоповстанческой борьбы, чтобы избежать ошибок прошлого.
Концептуальный фундамент противоповстанческой борьбы составляют следующие основополагающие принципы: законодательно-правовое обеспечение противоповстанческих действий; превентивно-предупредительные мероприятия, позволяющие избежать кровопролития; оперативная предусмотрительность при подготовке и ведении противоповстанческой борьбы; гибкость, дипломатичность и расчетливость действий; согласованность усилий силовых структур, единство, централизм в руководстве ими; всестороннее обеспечение осуществляемых военных мероприятий.
Главенствующий принцип противоповстанческой борьбы заключается в том, чтобы она была обеспечена законодательно, основывалась на международных и национальных правовых нормах. К настоящему времени в России такая законодательная база, в отличие от США, западноевропейских государств, разработана не полностью. Это относится прежде всего к привлечению Вооруженных Сил России для борьбы с антиправительственными, антиконституционными выступлениями экстремистских, националистических повстанческих сил. Это исключительно важно, поскольку привлечение армии против гражданских беспорядков внутри своей страны всякий раз вызывает болезненную реакцию в обществе и отрицательно сказывается на морально-боевом настроении ее личного состава. Необходимо признать ошибочность длительное время господствовавшего в отечественной военной политике взгляда об отсутствии у наших Вооруженных Сил внутренней функции. Функция эта есть, она объективна, необходима обществу. Ее структурирование позволяет расширить сферу взаимодействия армии с другими силовыми структурами, включая в нее целый ряд задач мирного времени.
Следующий принцип гласит, что в основе противоповстанческой борьбы должны лежать превентивно-предупредительные мероприятия. Надо стремиться упреждать развитие конфликтных ситуаций, не допуская вооруженных столкновений. Одной из важных предпосылок эффективности решения задачи предотвращения и развития конфликтной ситуации является правильное прогнозирование складывающейся оперативной обстановки в регионе, что даст возможность заблаговременно принимать меры по нейтрализации конфликта.
Сложность предвидения развития событий и расчета состава сил и средств для проведения противоповстанческих действий состоит в том, что здесь неприменимы типовые нормативы, выработанные для определения боевых возможностей и характера боевых действий войск в «обычной» войсковой операции, поскольку количественный и качественный состав иррегулярных формирований повстанческих сил, их оргштатная структура, тактика действий могут быть самыми разнообразными. В этом случае надо опираться на опыт специальных операций, проведенных в Афганистане, Чечне и других «горячих точках», зарубежный опыт, который предусматривает как силовые, так и административные, и дипломатические методы. При этом может быть найдено паритетное решение по всем пунктам разногласий, сконструирована модель решения проблемы с качественно новыми характеристиками.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в разрешении вооруженных конфликтов не может быть единых рецептов. В конкретной ситуации приходится принимать всегда одно из нескольких возможных решений.
Возвращаясь к рассмотрению принципов, лежащих в основе Концепции противоповстанческой борьбы, особое внимание следует обратить на принцип всестороннего обеспечения проводимых мероприятий, и в первую очередь информационно-психологическое обеспечение. Это означает, что на период разрешения конфликтной ситуации необходимо создавать специальную структуру по организации и ведению информационно-психологических операций. Ее функция должна состоять в том, чтобы централизовать на федеральном уровне усилия всех средств массовой информации по вскрытию антинародной, бандитской сущности повстанцев, разоблачению их лживой пропаганды и показу оправданности и справедливости акций, проводимых федеральными властями по наведению конституционного правопорядка в регионе.
Итак, контрпартизанская борьба включает комплекс мероприятий военного, разведывательного, пропагандистского, полицейского, социально-политического, экономического и административного характера. Опыт ведения контрпартизанской борьбы свидетельствует, что она является наиболее эффективной в начальной стадии подавления партизанского движения. Военно-исторический опыт контрпартизанской борьбы свидетельствует, что основным ее содержанием являются выработка и реализация оптимальных мер по пресечению политических, военных и экономических связей партизанских формирований с населением. Без решения этой базовой проблемы войсковые действия являются малоэффективными.
Рассмотренный в данной монографии в историческом плане организационный и управленческий аспект партизанской борьбы и противопартизанских действий на разных континентах конечно же не исчерпывает данную проблему и не может служить руководством к действию. Автор видел свою задачу совсем в другом. Попробую провести параллель. Сегодня мало кто знает историю публикации книги «Момент истины или Август 1944-го» В.О.Богомолова. Напомню тем, кто подзабыл: на завершающем этапе Великой Отечественной войны там в художественной форме, но, можно сказать, в натуральном виде описано проведение контртеррористической операции… Сегодня книга выдержала пятьдесят изданий на разных языках. А сколько на нее было отрицательных цензурных и иных замечаний, вплоть до обвинений в «клевете» и «антисоветчине»?!. Между тем главная мысль автора была предельно проста: не повторяйте прежних глупостей, научитесь на этом примере хоть чему-нибудь. Научились? Как бы не так! Посмотрите, внутренний вооруженный конфликт в Чечне — это клонированный очаг Афганистана. Об этом вам скажет любой, «выполнявший там свой интернациональный долг». Но на российской почве, имеющей богатый собственный многовековой опыт как партизанских, так и противопартизанских действий, ни самобучения, ни обучения почему-то так и не происходит. Можно спросить: почему? Не потому ли, что ряд этих действий совершаются вне правового поля, за рамками правил ведения войны, по принципам «война все спишет» и «победителей не судят», и уголовно наказуемы?!.
Что же касается секретов успеха партизанских и противопартизанских действий, то они, при всем вышеизложенном, лежат, как всегда, на поверхности и заключаются в исключительном профессионализме и грамотной оперативной (разведывательной и контрразведывательной) работе участников, их глубоком знании местных физико-географических условий, плотности проживания и уклада жизни местного населения, его менталитета, традиций, религиозности, национальных особенностей, идеологических установок пользующихся влиянием общественных движений и партий, авторитета их лидеров. Отсюда выбор стратегии и тактики, форм и способов действий. Раскрытию этой зависимости должно быть посвящено специальное самостоятельное исследование.