Роботы на поле боя

Одним из обязательных элементов войн шестого поколения должно стать «умное» оружие. Применение его, в том числе из космоса, дает возможность проведения «хирургически» точных ударов в операциях любых масштабов. Поражение наиболее важных объектов и целей достигается гарантированно, в считанные минуты, независимо от их удаленности. Понятно, что использование чисто людских ресурсов при осуществлении подобных молниеносных операций невозможно — поэтому всё больший вес в армиях будущего приобретают роботы.

Первый закон робототехники, придуманный американским фантастом Айзеком Азимовым, гласил, что робот ни при каких обстоятельствах не должен причинять вред человеку. Теперь об этом правиле предпочитают не вспоминать. Ведь когда речь идет о крупном государственном заказе, потенциальная опасность роботов-убийц представляется чем-то несерьезным.

Над программой, названной «Future Combat Systems» (FSC), Пентагон работает с мая 2000 года. Согласно официальной информации, «задача состоит в том, чтобы создать беспилотные машины, которые смогут делать всё, что необходимо делать на поле битвы: нападать, защищаться и находить цели».

То есть замысел прост до безобразия: один робот обнаруживает цель, сообщает об этом в командный пункт, а другой робот (или ракета) цель уничтожает.

На роль генерального подрядчика претендовали три конкурирующие между собой компании: «Boeing», «General Dynamics)) и «Lockheed Martin)), которые предлагали свои решения для этого проекта Пентагона с бюджетом в сотни миллионов долларов. По последним данным, победителем конкурса стала корпорация «Lockheed Martin)).

Американские военные считают, что первое поколение боевых роботов будет готово к ведению военных действий на земле и в воздухе в ближайшие десять лет, а Кендел Пис, представитель «General Dynamics)), был еще более оптимистичен: «Мы полагаем, что можем создать такую систему уже к концу нынешнего десятилетия)). Иными словами — к 2010 году! Так или иначе, крайняя дата принятия на вооружение армии роботов установлена на 2025 год.

«Future Combat Systems)) — это целая система, включающая беспилотные летательные аппараты, автономные танки и наземные бронетранспортеры-разведчики. Всей этой техникой предполагается управлять дистанционно — просто из укрытия, по беспроводной связи или же со спутников. Требования, предъявляемые к FSC, понятны. Многоразовость использования, многофункциональность, боевая мощь, скорость, защищенность, компактность, маневренность, а в некоторых случаях — способность к выбору решения из набора заложенных в программу вариантов.

Один из перечисленных видов боевых роботов уже давно и успешно используется, демонстрируя неплохие результаты. Речь идет о беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), которые применяются для решения задач разведки на местности, поиска конкретных лиц и даже их уничтожения.

Тенденцию к увеличению доли БПЛА в военной авиации стран мира отметили авторы опубликованного в конце 1996 года 2000-страничного доклада «Перспективы нового мира — воздушная и космическая мощь XXI века» из Научно-консультативного комитета ВВС США.

Разумеется, американцы не могли остаться в стороне от тенденции.

По заявлению председателя Сенатского комитета по делам вооруженных сил, «настал момент, когда США должны предпринять активные действия по разработке боевых беспилотных летательных аппаратов с тем, чтобы в ближайшие 10 лет заменить на БЛА не менее 30% боевых самолетов, предназначенных для нанесения ударов в глубоком тылу противника».

А к 2025 году, считают американские эксперты, 90%> всех боевых самолетов будут беспилотными.

Разработкой программы создания «беспилотников» уже несколько лет занимается Управление перспективного планирования научно-исследовательских работ Министерства обороны США (Defense Advanced Research Projects Agency — DARPA). Цель программы (а ее лозунг «держите голову летчика в кабине самолета, всё остальное пусть остается дома») — высадить пилота из самолета и предоставить ему возможность осуществлять управление из информационного центра.

Беспилотные самолеты будут обладать очень высокими тактико-техническими характеристиками и способны решать задачи, слишком опасные для пилотируемых истребителей. Удаление человека из самолета также позволяет устранить многие ограничения, налагаемые ныне на его конструкцию. Например, масса летчика составляет лишь 15% от массы полезной нагрузки, в то время как стоимость систем его жизнеобеспечения достигает почти половины стоимости самолета. Присутствие летчика в кабине обуславливает продолжительность полета, необходимость герметизации кабины, диктует определенное местоположение силовых установок, ограничивает маневренность.

В перспективе БПЛА позволят наносить удары по противнику посредством высокоточного оружия с очень больших высот, на которых могут летать лишь специальные самолеты, а также участвовать в обычных атаках, в ходе которых «беспилотник» превзойдет по маневренности истребители ПВО и даже их ракетное вооружение.

В настоящее время 53 фирмы в 13 странах разрабатывают и выпускают БПЛА 143 типов. За период с 1993 по 2005 годы общее количество боевых «беспилотников» только в странах НАТО возросло почти в три раза, составив уже около ПО тысяч аппаратов.

Ныне существующие БПЛА создаются в большинстве своем для разведки, но уже заметно наращивание усилий и по другим направлениям: установка радиопомех, нанесение ударов по наземным целям (в перспективе борьба с воздушными целями), подавление ПВО противника, противоракетная оборона, ретрансляция сообщений и данных, сбор метеорологической информации. Таким образом, беспилотные системы не только дополняют пилотируемые аппараты, но и начинают выступать в качестве альтернативы им.

Американские специалисты полагают, что на начальном периоде любого регионального конфликта необходимо вводить БПЛА в состав первого эшелона воздушного удара, используя их перед крылатыми ракетами и боевыми самолетами. Считается, что ударные «беспилотники» более пригодны для поражения высокомобильных целей, чем крылатые ракеты большой дальности, благодаря малому промежутку времени между решением на атаку и поражением цели.

К числу представителей уже существующих или разрабатываемых ударных БПЛА многоразового применения относятся RQ-1 «Predator» и «Predator-В» (фирма «General Atomics», США), UCAV («Boeing», США), UCAV-N («Northrop Grumman», США), UCAR и «Black UCAV» («Lockheed Martin», США), UCAV (европейская корпорация «EADS») и некоторые другие.

Так, согласно опубликованным сведениям, RQ-1 «Predator» уже неоднократно вел бой ракетами в Афганистане, тогда как ранее он использовался лишь для разведки и целеуказания. Кроме того, он прекрасно показал себя при патрулировании «беспилотной зоны» в период операции «Свобода Ираку». Этот «беспилот-ник» оснащен лазерным целеуказателем, осуществляющим подсветку цели и обеспечивающим самонаведение ракеты (сначала ракеты запускались с другого самолета).

Современные разведывательные БПЛА отличаются от предшественников значительно меньшей взлетной массой (от 3 до 10 раз) при значительно большей продолжительности полета, измеряемой уже не часами, а сутками. Это стало возможными благодаря использованию последних достижений дозвуковой аэродинамики, технологии изготовления легких конструкций из композиционных материалов (в частности, крыльев большого удлинения), а также высокоэкономичных двигателей.

К числу существующих и разрабатываемых стратегических разведывательных БПЛА относятся высотные RQ-4A «Global Hawks» и «Sensor Craft» (оба — США), французский «Fregat», шведский «Gladan». В категорию средневысотных входят RQ-1A «Predator», европейский «Eagle 1», израильский «Hermes 450».

Так, «беспилотник» «Global Hawks» летает на высотах более 20 километров, то есть является аппаратом, недоступным для наземных средств ПВО. Он может находиться в воздухе в течение 32 часов, снабжен инфракрасными и радиолокационными датчиками с дальностью обзора около 60 километров. Такая машина способна совершить перелет из Германии в Афганистан менее чем за шесть часов. При этом аппарат оснащен системой автоматической посадки. Управление им осуществляется с компьютеризированного рабочего места. В апреле 2001 года он совершил полностью автономный беспосадочный перелет из Калифорнии в Австралию.

Понятно, что беспилотные аппараты пока не могут принимать решение о начале атаки — оно остается за людьми. Посему необходимо обеспечить бесперебойную связь между «беспилот -никами» и командным центром. Эксперты, считают, что в информационной системе боевой беспилотной авиации будут присутствовать два независимых компонента: система «Интранет», связывающая группу боевых «беспилотников» друг с другом и с тем самолетом, с борта которого ведется управление группой, и система многоканальной дальней связи, работающая с использованием высотных или космических ретрансляторов и связывающая боевые аппараты с удаленными источниками информации либо с наземными пунктами управления. Согласно прогнозам американских специалистов, к 2013 году будут созданы все системы, позволяющие реализовать на борту самолетов типа «F-22» процессы управления сопровождаемой группы боевых БПЛА.

Хотя разработка перспективных «беспилотников» тормозится из-за ряда технических проблем, американские военные конструкторы уже предлагают создать глобальную систему военного контроля на основе космических ударных БПЛА!

«Стрелы Бога» («Rods from God») — такое неофициальное наименование получило у американских военных это перспективное оружие. Выглядеть оно будет как группа низкоорбитальных спутников, работающих попарно. Один из них несет систему управления и коммуникации, второй служит пусковой платформой для боеприпасов. Последние представляют собой вольфрамовые стрелы длиной 6,1 метров и диаметром 30 сантиметров, снабженные нехитрой электроникой для управления аэродинамическими рулями на конечном этапе наведения непосредственно перед поражением цели. При этом взрывчатка не нужна — стрелы входят в атмосферу на скорости 11 км/с, выдерживая нагрев за счет специального теплозащитного покрытия, и их кинетической энергии вполне достаточно, чтобы вызвать взрыв, снеся крышу бункера или здания.

Других подробностей (например, о разработчиках) официальные источники не приводят — всё строго засекречено. Эксперты полагают, что система может быть запущена в каком-то первоначальном виде уже в 2015 году.

Если «Стрелы Бога» будут приняты на вооружение, американцы смогут наносить точечные удары по стационарной цели в любой момент времени. Противопоставить этой системе практически нечего, и наличие подобной угрозы в зените должно сделать политических лидеров других стран более уступчивыми при проведении переговоров.

Что же делается по данному направлению в нашей стране? После войны в Южной Осетии, в ходе которой очень неплохо показали себя израильские беспилотные аппараты «Hermes 450S», которые применяла грузинская сторона, наши военные проявили интерес к этим машинам, что вызвало оживление среди разработчиков БПЛА. Было даже заявлено, что отечественная компания «Беспилотные системы» (ZALA AERO), снабжающая своими аппаратами страны СНГ, «Газпром» и силовые структуры, получит заказ на новую партию от Министерства обороны. Однако эти ожидания не оправдались — военные предпочли израильский концерн «Авиационная промышленность» (Israel Aerospace Industries, IAI), заказав сразу три модели «бес-пилотников»: миниатюрный «Bird Eye 400», тактический «I-View Mkl50» и среднетяжелый «Searcher Mk II». Все они могут выполнять только разведывательные задачи и, по мнению экспертов, давно устарели.

Пока не ясно, какое количество БПЛА будет поставлено России, но сумма сделки составила около 50 миллионов долларов. Стоит также отметить, что подобная сделка потребовала одобрения США. Получается, что наши военные сами подрывают суверенитет страны, размещая заказы на устаревшее оружие там, где это сопряжено с политическими уступками.

Израильская газета «Маарив» прямо писала по этому поводу: «Сделка по продаже беспилотных самолетов России имеет гораздо более глубокий политический подтекст, нежели может показаться на первый взгляд. <...> В службах безопасности Израиля выражают осторожный оптимизм, что сделка с Россией принесет не только 50 миллионов долларов, но и поможет блокировать поставку российских ракетных комплексов С-300 Ирану».

Кроме того, израильские специалисты возьмут на себя обслуживание аппаратов и обучение персонала. А это значит, что они будут влиять на принятие решений о том, где и как применять эти «беспилотники», действуя по указанию своего руководства или Пентагона.

Опасения экспертов подтвердил заместитель министра обороны по вооружению Владимир Поповкин, который 10 апреля 2009 года сообщил, что израильские БПЛА будут использоваться только для отработки принципов применения такой техники, а не для боевых действий.

Получается, что особого смысла в контракте нет. А стратегически он сам по себе несет угрозу безопасности России.

В то же время в войсках давно используются «беспилотни-ки» «Типчак» концерна «Вега» в варианте разведчика и целеука-зателя. А на авиасалоне МАКС-2009 компанией «Транзас» был представлен первый российский ударный БПЛА «Дозор-600». Он способен нести более 120 килограммов полезной нагрузки в виде различного высокоточного оружия и оставаться в воздухе до 24 часов. Не разумнее было бы направить миллионы долларов на развитие этих аппаратов?..

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: