Ни предотвратить, ни остановить наводнения человек пока не в силах. Их можно ослабить и локализовать. И поэтому постоянный мониторинг и своевременный и точный прогноз наводнения — единственный способ избежать неблагоприятных последствий.
Мониторинг — организационно и технически оформленная государственная (или ведомственная) система наблюдений, оценки состояния гидрологической среды, анализа происходящих в ней процессов для своевременного выявления и прогнозирования их изменений и оценки.
Прогнозирование опасных гидрологических явлений заключается в определении вероятности их возникновения и развития в определенном месте и в определенное время, а также оценке возможных последствий их проявлений.
Опыт показал, что в области эффективного обеспечения готовности и осуществления превентивных мер одним из наиболее действенных средств для снижения ущерба является хорошо функционирующая система раннего предупреждения. В Бангладеше, например, сильный тропический циклон в 1970 г. унес 300 000 человеческих жизней, в то время как аналогичные циклоны в 1992 и 1994 гг. стали причиной, соответственно, 13 000 и 200 смертей, что объясняется улучшением прогнозов, соответствующим увеличением заблаговременности предупреждений и эффективностью систем реагирования.
Предвидеть наводнение можно практически всегда, но с различной заблаговременностью. В зависимости от многих факторов заблаговременность предупреждения о наводнении может колебаться от многих дней и даже недель до нескольких часов. Для бассейна каждой реки и отдельных ее участков решение этой задачи носит индивидуальный характер.
Наводнения могут в ряде случаев предвычисляться по комплексу гидрометеорологических характеристик, используемых в программе предвычисления. Они могут прогнозироваться различными методами, в основе которых лежит учет предыдущей реакции водосбора на выпадение осадков. В любом случае решающая роль принадлежит полноте и точности информации о выпадающих осадках, дефиците почвенной влаги, уровнях воды в реках и других гидрометеорологических характеристиках, таких как общая синоптическая обстановка, ветер, атмосферное давление и др.
Прогнозы наводнения разрабатываются региональными Гидрометеоцентрами. Заблаговременность краткосрочных прогнозов паводковых наводнений составляет от 1 до 3 суток, а долгосрочных прогнозов половодий — 1—2,5 месяца.
Мировая практика позволяет утверждать, что затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 15 раз ниже затрат на предотвращение причиненного ущерба. К сожалению, пока прогнозирование природных ЧС представляет собой весьма сложную и слабо разработанную проблему.
Своевременное обнаружение и прогнозирование развития неблагоприятных гидрологических стихийных явлений осуществляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), который имеет государственную наблюдательную сеть, состоящую на начало 2002 года из 1 813 станций всех видов, а также 3 051 поста.
Первый практически приемлемый подход к решению проблем гидродинамического прогноза был реализован в России в 1940 году. Однако из-за огромного объема вычислений развивать и оперативно применять гидродинамические модели стало возможным только после появления ЭВМ. В основу прогноза по гидродинамической модели берется начальное состояние атмосферы по данным метеорологических наблюдений. Далее рассчитываются изменения давления, которые произойдут через некий достаточно короткий промежуток времени, например, через 10 мин. Это дает новый набор данных, который используется для расчета условий через следующий 10-минутный интервал. Такая процедура повторяется до тех пор, пока не будет получено поле давления на срок прогноза.
Поскольку атмосфера находится в постоянном движении, то для определения будущей погоды в данной точке необходимо прежде всего знать характеристики воздушной массы, которая может переместиться в пункт прогноза за интересующий прогнозиста период времени. Иначе говоря, необходимо знать погоду не только в пункте прогноза, но и на значительном расстоянии от него. Если принять среднюю скорость ветра 40 км/час, то легко подсчитать, что для прогноза на сутки это расстояние составит 1 200 км. Практически же оно должно составлять несколько тысяч километров, поскольку скорость ветра на высотах может достигать 100 км/час и более. По мере увеличения заблаговременности прогноза зона сбора данных наблюдений увеличивается, и для прогноза на 5—7 дней необходимо иметь данные наблюдений со всего земного шара.
Росгидрометом составляются следующие речные гидрологические прогнозы:
• уровня и расхода воды на реках;
• притока воды в водохранилища;
• даты наступления ледовых явлений;
• максимального уровня воды в половодье;
• водности рек;
• даты вскрытия рек и очищения ото льда озер и водохранилищ;
• даты появления льда на реках, озерах и водохранилищах;
• минимального уровня воды судоходных рек.
Особое внимание уделяется речным ледовым прогнозам. В настоящее время в Гидрометцентре России функционирует автоматизированная система расчета и краткосрочного прогноза всех основных элементов ледового режима рек. При составлении краткосрочных прогнозов за основу берутся метеорологические данные по прогнозу на 5 суток, что и определяет заблаговременность прогноза. Оправдываемость краткосрочных прогнозов сроков появления льда и вскрытия рек составляет 92—95 %.
В основу методики среднесрочных прогнозов положено использование прогноза средней температуры воздуха на декаду с учетом распределения температуры поверхности океана в качестве фона развития процесса. Эта методика позволяет внести уточнения в большинство долгосрочных прогнозов.
Долгосрочные прогнозы (с заблаговременностью 1—2 месяца) сроков замерзания и вскрытия рек имеют среднюю оправдываемость около 80 %, но она недостаточно устойчива, в связи с чем большое внимание уделяется методам уточнений с заблаговременностью 10—20 суток.
Величина и интенсивность весеннепаводковых наводнений зависят от следующих условий:
• запасов воды в снежном покрове к моменту таяния снега и их распространения по площади водосбора;
• интенсивности снеготаяния, зависящей от метеорологических условий;
• степени влажности и глубины промерзания почв водосбора до выпадения первого снега осенью;
• площади, рельефа и формы водосбора, наличия озер, болот, лесов, влияющих на условия стекания снеговых вод;
• количества осадков, выпадающих в период таяния снега;
• образования ледяной корки на почве;
• сочетания волн половодья крупных притоков бассейна;
• образования заторов и зажоров льда.
Гидрометеорологические явления, которые по своей интенсивности и продолжительности могут нанести значительный ущерб экономики и представляют угрозу безопасности людей, называют стихийными гидрометеорологическими явлениями.
Гидрологические стихийные явления:
• высокий уровень воды — уровень воды на посту при половодьях, наводках, заторах и зажорах, когда возможно затопление пониженных участков местности в населенных пунктах, сельскохозяйственных полей и угодий, автомобильных и железных дорог, повреждение крупных промышленных и транспортных объектов;
• низкий уровень воды — уровень воды ниже проектных отметок водозаборных сооружений крупных городов, промышленных районов и оросительных систем, предельных навигационных уровней на судоходных реках и водоемах за период времени не менее 10 дней;
• раннее появление плавучего льда и образование ледостава на судоходных реках, озерах и водохранилищах, повторяющееся не чаще одного раза в 10 лет;
• особые ледовые явления — навалы льда на берегу у гидротехнических, портовых и других сооружений и населенных пунктов, образующиеся при заторах и в результате дрейфа льда, массовые образования внутриводного льда вблизи ГЭС и водопроводов; промерзание до дна водоемов и водотоков, повторяющееся один раз в 10 лет;
• наледные явления — образование наледи в руслах и поймах рек, угрожающее населенным пунктам, гидротехническим сооружениям, народнохозяйственным объектам, затрудняющее движение транспорта;
• сель — селевой поток всех видов и размеров, вызванный сильными осадками, прорывами завальных и моренных озер и угрожающий населенным пунктам, промышленным объектам, спортивным комплексам, транспортным магистралям, оросительным системам и другим объектам.
Критерии по размеру ущерба от их воздействия устанавливаются территориальными управлениями Росгидромета (УГМС).
Гидрометцентр России, выполняющий функции федерального центра, осуществляет прогноз зон потенциально опасных явлений по территории страны, а также прогноз метеорологических величин и осадков. Региональные центры уточняют размеры зон опасных явлений на основе региональных моделей и данных наблюдений. Территориальные центры учитывают вероятность возникновения явлений на основе численных методов. Оперативные прогностические подразделения уточняют прогноз с учетом текущей синоптической ситуации на основе данных искусственных спутников Земли, радиолокаторов и традиционных наблюдений на метеорологических постах.
Важнейшей задачей всех прогностических подразделений является составление и доведение до местных администраций, объектов экономики и населения прогнозов и штормовых предупреждений о возникновении опасных явлений с максимально возможной заблаговременностью.
Пример штормового предупреждения, составленного Приморскгидроме- том 30 августа 2002 года:
«В связи с угрозой выхода тайфуна «ЯУ8Л» на центральную часть Японского моря и влиянием его на Приморский край, днем 1.09 в г. Владивостоке и южной половине края начнется сильный дождь, который ночью 2.09 распространится на остальную территорию. На побережье усилится ветер до 25 м/сек. На большинстве рек ожидается резкий подъем уровня воды на 1-2 м. Создается угроза подтопления окраин г. Уссурийска и г. Дальнереченска, других населенных пунктов в Дальнереченском, Красноармейском, Кировском, Черниговском, Ханкайском, Михайловском и Уссурийском районах, дорог, линий связи, сельхозугодий».
Под опасным гидрометеорологическим явлением (ОЯ) понимается явление, которое по своей интенсивности, продолжительности или времени возникновения представляет угрозу безопасности людей, а также может нанести значительный ущерб отраслям экономики. При этом гидрометеорологические явления оцениваются как ОЯ при достижении критических значений гидрометеорологических величин.
На территории России встречаются более 20 видов опасных гидрометеорологических явлений, за которыми Росгидромет ведет регулярные наблюдения с целью их обнаружения и прогнозирования. Это — сильные ветры, шквалы, смерчи, пыльные бури, ливни и грозы, град, сильные продолжительные дожди, засухи, заморозки, снегопады, метели, гололедно-изморозевые явления, туманы, сильные морозы, наводнения, снежные лавины, сели и другие.
Опасные гидрометеорологические явления оказывают неблагоприятное воздействие на производственно-хозяйственную деятельность общества. В России, где климатические условия очень разнообразны и подвержены значительным колебаниям, ущерб от гидрометеорологических явлений составляет 80—90 %.
Вообще ущерб от стихии зависит прежде всего от следующих факторов:
1. Вид опасного явления природы, его интенсивность, продолжительность и масштаб.
2. Заблаговременность штормового предупреждения об угрозе возникновения стихии (т.е. времени от момента составления предупреждения до момента возникновения опасного явления).
3. Эффективность решений и действий соответствующих служб и звеньев по подготовке к встрече стихии.
Под заблаговременностью штормового предупреждения понимается период времени с момента составления предупреждения об угрозе опасного явления до момента (или времени) начала явления в данном населенном пункте. Чем больше заблаговременность предупреждения, тем больше будет выиграно времени у стихии для принятия превентивных мер.
Существует зависимость заблаговременности штормового предупреждения и размера причиненного стихией материального ущерба. Увеличение заблаговременности предупреждения даже на один час может снизить материальный ущерб на 0,5—0,8 % (в зависимости от четкости и слаженности действий соответствующих служб), за сутки это 12—15 %, за двое суток — 25—30 %.
При мониторинге и прогнозировании применяются две основные группы методов:
• визуальных наблюдений и инструментальных измерений и исследований;
• аналитические.
Сбор и обработка информации является основной частью мониторинга. Сбор данных гидрометеорологического характера осуществляется организациями Росгидромета с привлечением администраций субъектов Российской Федерации. Используются также данные международной системы гидрометеорологических спутников. Гидрологические станции (посты) расположены на реках, озерах, водохранилищах России. На этих станциях осуществляются наблюдения за следующими элементами: осадками, включая росу; снежным покровом; уровнем воды; речным стоком, расходом и накоплением запасов воды; испарением; влажностью почвы; подземными водами; озерным и речным льдом; температурой воды. В прогнозировании опасных гидрометеорологических явлений имеются два подхода. Первый базируется на изучении предвестников конкретных катастрофических явлений и анализе информации, получаемой от сети мониторинга, и используется преимущественно для краткосрочных и оперативных прогнозов. Второй — опирается на расчеты с применением детерминированных и статистических методов и используется для средне- и долгосрочных прогнозов.
Все большее распространение получает космический мониторинг, который позволяет вести наблюдение за развитием паводковой ситуации, оценивать масштабы и ущерб, а в ряде случаев и предсказать наводнение.
Спутниковые системы позволяют быстро определить площадь наводнения, найти участки, которым еще угрожает затопление, и предотвратить будущие разрушения путем планирования защиты и восстановительных операций для сдерживания наводнения.
Спутниковые изображения (одно — до наводнения и другое — во время наводнения) привязаны к определенной системе координат, что делает возможным сопоставление этих снимков с картами соответствующего масштаба, а также проведение точных измерений площади затопленных земель.
Роль информации, получаемой со спутников, резко возрастает при уменьшении числа гидрометеорологических станций и гидропостов.
Для целей дистанционного зондирования из космоса используются: космическая система «Метеор»; система исследования мирового океана «Океан»;
система изучения поверхности суши «Ресурс»; ряд экспериментальных отечественных аппаратов, а также данные международной системы геостационарных гидрометеорологических спутников США, Японии и европейских спутников МБТБ08ЛТ. Вообще мониторинг опасных явлений гидрометеорологического характера является одним из наиболее глобализированных, поскольку для качественного прогноза одних национальных данных оказывается недостаточно. Космические средства контроля используются в основном в виде ска- нерных съемок аппаратурой с разрешением 30—35 м. По материалам космических съемок можно определить контуры затопления и его динамику.
Создание цифровой модели рельефа позволяет четче идентифицировать районы, которым грозит затопление. Все области, находящиеся ниже текущей средней высоты уровня воды, классифицируются как зоны высокого риска, и в этих районах проводятся специальные защитные работы. Таким образом, проведенные классификации земель позволяют не только снизить ущерб, наносимый затоплением, но и оценить потенциальные денежные потери в случае следующих наводнений, что безусловно важно при определении рисков и заключении страховых договоров.
Взаимодействие территориальных органов Росгидромета с региональными и территориальными органами МЧС России осуществляется на основе «Соглашения о взаимодействии МЧС России и Росгидромета в области прогнозирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Приказ МЧС России и Росгидромета от 2.08.99 г. № 416/79).
Головным учреждением в области координации деятельности учреждений мониторинга и прогнозирования федерального уровня в чрезвычайных ситуациях является Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России, который осуществляет оперативный сбор, анализ, обобщение и передачу информации о чрезвычайных ситуациях или угрозе их возникновения на территории Российской Федерации.
На основе информации о грозящей опасности, поступающей с мониторинговых сетей, проводится срочное оповещение населения с использованием всех возможных средств массовой информации и систем оповещения гражданской обороны. Одновременно выполняются необходимые мероприятия по экстренному реагированию.
В работе ВЦМП используются контактные и космические средства наблюдения, компьютерные средства оперативной обработки данных с применением геоинформационных технологий.
Центр мониторинга чрезвычайных ситуаций не дублирует деятельность Росгидромета, а на основе полученных данных определяет, к чему может привести такое-то явление, спрогнозированное Росгидрометом, какой материальный ущерб оно может повлечь, грозит ли оно гибелью людей.
Предприняты также шаги по созданию и развитию региональной сети. Эту работу планируется завершить в течение предстоящих двух-трех лет. В настоящее время территориальные центры мониторинга и прогнозирования уже действуют в 9 субъектах Российской Федерации: Татарстане, Псковской, Тульской, Курской, Челябинской, Курганской, Калининградской, Сахалинской и Свердловской областях.
Никто в мире со стопроцентной вероятностью не способен предсказывать погоду на ближайшее будущее, и 75-процентный уровень вероятности — это хорошая норма.
Метеорология — наука точная. Все, что в атмосфере происходит и будет происходить, она объясняет математическими формулами. В первые сутки формулы точны на 92 %, во вторые — на 89 %. Строить прогнозы можно всего на шесть дней. За пределами семи суток эти уравнения уже «не работают», у человечества не хватает знаний, чтобы описать столь протяженную во времени трансформацию частиц воздуха.
Чтобы дать прогноз на четвертые — седьмые сутки, необходима информация со всего мира. Поэтому обмен метеоинформацией существовал всегда, независимо от политической обстановки. Особенно остро метеорологическое сообщество прочувствовало это неразрывное единство после распада СССР. Американцы были неприятно удивлены, когда, несмотря на лучшие в мире наблюдательную сеть и оборудование, качество прогноза погоды на пятый день у них существенно ухудшилось. Оказалось, что всю картину им испортили наши метеорологи, выполняя план зондирования атмосферы всего на 30—50 %. Особенно плохо дела обстояли в Сибири. Для прогнозирования погоды важно знать направление перемещения воздушных частиц на высотах 5—15 км. Но эти аэрологические наблюдения в толще атмосферы весьма дороги. В России может работать около 120 аэрологических станций. Стоимость запуска одного зонда — примерно 100 долларов. В сутки с одной станции надо запускать хотя бы два зонда. Суммы в итоге получаются огромные. Государство сейчас не может позволить себе «пускать на ветер», даже для пользы дела, такие деньги.
По словам руководителя Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александра Бедрицкого, в России еще в 1987 году наблюдательная сеть была самой большой в мире — 7 332 пункта наблюдений. К 2000 году сеть сократилась на 45 %. Многие станции ликвидировали только потому, что опустели поселки, в которых они базировались. Поддерживать станцию в безлюдной местности гораздо накладнее. К тому же станции отключают от электричества за долги, а на отдаленные острова бог знает сколько времени не приходят корабли с продовольствием. И вместо наблюдений за погодой метеорологи подчас борются за простое выживание.
Исходная информация у всех метеорологов одинаковая, поэтому качество прогноза зависит от того, как считать. Самой лучшей признана методика Европейского центра краткосрочных прогнозов, созданного на кооперативных началах членами ЕС. Далее следуют Америка, Великобритания, Франция. Россия занимает 7—8-е место.
Любая метеорологическая служба для составления прогноза ежедневно использует не только данные наблюдений о состоянии атмосферы над своей территорией, но и над другими странами. Для этого необходимо, чтобы наблюдения проводились одновременно в единые сроки и были сопоставимы между собой. Кроме того, они должны быть правильно закодированы в стандартные форматы и быстро переданы в центры обработки данных для подготовки прогнозов.
Использование современных моделей требует очень мощной вычислительной техники и полной автоматизации процесса получения данных, их контроля, объективного анализа и расчета. Поэтому подготовка прогнозов сейчас немыслима без функционирования вычислительных центров, оборудованных современными ЭВМ. В распоряжении прогнозиста имеется также целый набор объективных расчетов методов прогноза элементов и явлений погоды, позволяющих провести расчеты либо самому, либо на ЭВМ. Эти методы, наряду с общими закономерностями развития атмосферных процессов, учитывают региональные и даже локальные особенности. На основе расчетных методов осуществляется в настоящее время прогнозирование большей части явлений погоды с заблаговременностью 24—36 часов. В последнее время создаются также комплексные системы слежения за текущей погодой с использованием спутниковой и радиолокационной информации, а также данных обычных метеорологических наблюдений. Использование таких систем позволяет постоянно уточнять предварительные расчеты и предупреждать о возникновении опасных локальных явлений.
Долгосрочные прогнозы погоды выпускаются лишь в некоторых странах. Для этого используются, как правило, статистические методы или сочетание статистических и численных методов. Имеются также обнадеживающие результаты в использовании сопряженных гидродинамических моделей «океан—атмосфера».
В системе Росгидромета выпускаются все виды прогнозов. Основной цикл выпуска краткосрочных гидродинамических прогнозов составляет 12 часов. Выпуск гидродинамических среднесрочных прогнозов осуществляется 1 раз в сутки. Сверхкраткосрочные прогнозы выпускаются по мере необходимости для предупреждения организаций о явлениях погоды, представляющих опасность для населения или той или иной хозяйственной деятельности. Долгосрочные прогнозы, как правило, выпускаются один раз в месяц или сезон.
Из долгосрочных прогнозов стока наиболее важными для практики и наиболее физически обоснованными являются прогнозы стока рек и притока в водохранилища в период формирования весеннего половодья. Методы долгосрочного прогнозирования представляют собой линейные или нелинейные физико-статистические зависимости объема весеннего стока от определяющих факторов, вытекающих из уравнения водного баланса за период половодья. Точность прогнозов в значительной степени зависит от точности определения запасов влаги в снежном покрове и характеристик водопоглотительной способности почв бассейна, определяющих потери стока.
Весьма сложной задачей является задача прогнозирования наступления периодов внезапной интенсификации тропических циклонов и зон охвата береговых территорий в Приморье. Эта задача усугубляется и сокращением числа квалифицированных специалистов, занимающихся этим вопросом, и практической ликвидацией флота научно-исследовательских судов на Дальнем Востоке, и резким сокращением числа наблюдательных станций гидрометеорологической сети, и чрезвычайно скудным финансированием научных исследований.
Система предупреждений Росгидромета о возникновении опасных гидрометеорологических явлениях погоды
Прогноз по тропическим циклонам, приводящим подчас к катастрофическим затоплениям, включает в себя сведения о перемещении циклона и выхода его на сушу, минимального давления в его центре, максимальных ветров и их распределении по различным секторам циклона, режима осадков и др.
Метеорологи стараются определить угрожаемый участок побережья, место ожидаемого максимального штормового нагона, районы ливневых дождей и наводнений по меньшей мере за 36—48 часов до выхода циклона на берег.
К сожалению, существующая в настоящее время в рамках Росгидромета информационная система предупреждения о тайфунах в Приморском крае намного уступает лучшим аналогам других стран, а таких средств дистанционных измерений, как метеорологические радиолокаторы, практически нет.
Какова была точность прогнозов наводнений?
Иркутская область (май и июль 2001 г.).
Прогноз наводнения в мае на реках области был достаточно точен и своевременен, разве что трудно было предположить его необычайную силу. Еще в феврале руководитель Иркутскгидромета Леонид Проховник, комментируя для читателей «Восточно-Сибирской правды» аномальную жесткость зимы, обращал внимание не только на необычную толщину ледового покрова водоемов, но и на его особую крепость. Уже тогда он говорил о высокой вероятности образования мощных ледовых заторов при вскрытии рек и, как следствие, о высоком, даже опасном, весеннем паводке.
3 апреля был выпущен «Гидрологический бюллетень № 1» (долгосрочный прогноз) — ожидаемые наивысшие уровни воды половодья и сроки вскрытия рек Иркутской области в 2001 году. В нем отмечалось: «При сложившейся гидрометеорологической обстановке существует угроза образования мощных заторов льда, а в случае дружной весны — и угроза высокого весеннего половодья в бассейнах рек Бирюсы, Лены, Нижней Тунгуски и Киренги. Возможен выход воды из берегов, подтопление пониженных участков местности, дорог, сельхозугодий, населенных пунктов, расположенных в поймах этих рек…».
Штормовое предупреждение не только об опасной паводочной волне, но и о том, что она формируется именно в Усть-Куте, иркутские метеорологи передали во все необходимые адреса ровно за сутки. О наводнении в Киренске — за двое суток. По международным прогностическим стандартам, при предупреждении о катастрофических повышениях уровня воды с указанием мест образования волны хорошей считается заблаговременность в 12 часов.
В результате от первой волны паводка практически не пострадали ни люди, ни объекты. Что касается второй волны («черная вода» — называют ее местные жители), которая пошла с гор после теплых дней, то о ней знали из прогнозов Гидромета. Прогнозы подтвердились с большой точностью. Местное население было заранее оповещено, и когда волна пошла, сообщения по местной сети передавались каждый час, но этот 6-метровый вал удержать было просто невозможно.
Во время половодья гидрологам, наблюдателям гидрологических постов приходилось работать по особому, напряженному графику, нередко даже с риском для собственного здоровья, а может быть, и жизни. А ведь наблюдателями часто работают женщины. Им приходилось ночью лезть к мерной свае в бушующую реку, по которой неслись уже не только льдины, но и бревна и какой-то хлам. В спокойные периоды они делают замеры уровня воды раз в сутки. Во время паводка — круглосуточно, через каждые два часа, с немедленной передачей полученных данных. И так в течение семи-восьми дней. Труд легким не назовешь.
Прогноз погоды в регионе рождается в Иркутском гидрометеоцентре. Там анализируется информация об уровнях воды в реках, поступающая каждое утро с 18 гидропостов (оставшихся от 56, работавших 15 лет назад). Именно высоты уровней воды в реках и количество выпавших осадков являются основными данными для составления гидрологического прогноза. Процесс передачи информации с гидропостов выглядит следующим образом. Раз в сутки, в 8 утра (в обычном режиме) и каждые два часа (в режиме ЧС), наблюдатель (зарплата 400 рублей в месяц) снимает показания уровня воды по отметкам на сваях, идет до ближайшего телефона и передает эти показания в зашифрованном виде на телеграф, откуда эти сведения попадают в областной гидрометеоцентр, в Иркутск. Некоторые гидропосты отделены от «ближайших телефонов» километрами лесных и проселочных дорог. Только один гидропост Дабады в верховьях Китоя, который находится в 60 км от оснащенного телефоном поселка Октябрьский, имеет, хоть и допотопную, радиостанцию. Однако заполучили ее они не просто так: несколько лет назад наблюдателя по дороге задрал медведь.
Что делать наблюдателю, если связи нет? Если кабель, к примеру, поврежден или его утащили? Наблюдатель должен искать другой «ближайший телефон», и это его, наблюдателя, личная проблема. А то, что информация в таком случае приходит слишком поздно или не приходит вовсе, это уже проблема всех тех, кому нужна точная метеосводка, ибо тут как раз и наступает тот случай, когда «погода за исполнение прогноза погоды не отвечает».
От гидропоста «Раздолье» на реке Китой вода идет до Ангарска восемь—де- сять часов. Если из «Раздолья» поступает информация, что вода приближается к критической отметке, то есть время оперативно и без паники провести оповещение и эвакуацию населения. Во время июльского наводнения оперативной связи с «Раздольем» не было. Потерял в очередной раз телефонную связь с городом и ближайший к Ангарску гидропост «Китой» (затопило телефонный кабель) в ночь на 8 июля.
Якутия (май 2001 года).
В отделе речных прогнозов Гидрометцентра расчеты краткосрочных прогнозов уровня воды на Лене шли непрерывно. Дважды в сутки оперативная справка направлялась в Правительство России, каждый час последние данные передавались в штаб МЧС России в Москве. Расчеты метеорологов Гидрометцентра РФ велись не только на основе спутниковой информации, но и данных сети метеостанций, расположенных в устье реки Лена, где синоптики все эти дни проводили замеры с риском для жизни.
«Мы предполагали развитие тяжелой паводковой ситуации в устье Лены, в районе Ленска и Якутска, о чем сообщили в Правительство России еще
11 марта, — сообщил начальник отдела речных прогнозов Гидрометцентра России Сергей Борщ. — Меры по борьбе с паводком стали приниматься заблаговременно. Однако в последний момент произошло то, чего ни один самый точный прогноз не мог предсказать. Температура воздуха в районе устья Лены резко подскочила — до 30 градусов тепла, а уже через сутки вновь стала глубоко минусовой. Из-за этой температурной аномалии лед на Лене настолько уплотнился, что длина ледовых пробок составила не 10—20 километров, как предполагалось, а около сотни километров. И произошло это именно в момент наивысшего притока воды. Стало очевидно: паводок будет невиданной силы, учитывая, что и снега за зиму выпало втрое выше нормы. К тому же половодье началось на две недели раньше, чем это бывает обычно. Для принятия оперативных мер по спасению людей оставалось всего несколько часов».
Расчеты гидрологов на спокойное и ровное прохождение реки не оправдались. Обычно «большая вода» от Витима до Ленска проходит за трое суток, но в мае 2001 года она буквально проскочила этот участок менее чем за сутки. Бурному и быстрому ледоходу способствовало одновременное вскрытие с Леной ее притока — реки Витим, лед которой только усугубил ситуацию на Лене. Если к этому приплюсовать более низкий, чем обычный весенний уровень воды, то можно понять, что главенствовал и «правил балом» на реке мощный ледоход, который не смог преодолеть батамайские протоки. Все разыгрывалось по самому худшему сценарию.
Прогноз паводковой обстановки на 16 мая (прогноз составлен по данным ЯУГМС).
Река Лена. В течение 16 мая предполагается повышение уровня воды в г. Ленске до 1 700 см (крит. 1 350 см.). Затор ниже г. Ленска, у о. Батамай- ский, будет сохраняться до 17-18 мая. Предполагается превышение критического уровня в с. Мурья, Салдыкель. Нижняя кромка ледохода к утру 16 мая достигнет о. Тойон — Ары-Хангаласского улуса, где вероятно возникновение затора. Подтоплению подвергнутся с. Кытыл-Дюра, Тойон-Ары, Чкалово. Необходима эвакуация населения и скота.
Река Амга. Ледоход будет продолжаться без особых заторных явлений, и вероятность угрозы для населения сел: Мырыла, Чычымах, Харабалах и Чымнаи Чурапчинского и Таттинского улусов малая. Возникновение второй волны половодья не ожидается.
Река Алдан. Нижняя кромка ледохода при беззаторном движении может достигнуть устья Алдана, где произойдет замедление ледохода и увеличение уровня подпорной воды и возможно затопление с.Дыгдал, Чериктей, Кылайы Усть-Алданского улуса, Арбынцы Намского улуса, Батамай Кобяйского улуса. Вероятность возникновения заторов высокая, возможные места: 119, 40, 29, 8 километры от устья Алдана. Заторы могут усугубить последствия затопления, и поэтому необходимо эвакуацию произвести на более высокие участки, чем предполагалось ранее. Проживание населения в местах эвакуации продлить до прохода второй волны ледохода.
Наводнение в Приморье (август 2001 г.).
В 13.00 6 августа штормовое предупреждение было объявлено во всех портах Приморья, синоптики прогнозировали подъем уровня рек в среднем на 2-3 метра, а утром следующего дня уточнили полученный накануне прогноз. Гидрометцентр края информировал, что максимальное количество осадков (более 50 мм) придется на 2-ю половину дня 8 августа, а 7 августа выпадет 15—49 мм за 12 часов. Однако 7 августа над водосбором Пионерского водохранилища выпало 275 мм осадков, из них 205,5 мм — всего за два часа.
Гидрометслужбу края можно упрекнуть за неточность прогноза. А между тем служба, которой давно перевалило за 100 лет, не была такой «голой» даже во время войны. Ее основа — это сеть аэрологических, метеорологических и гидрологических станций, и чем ближе расположены они друг к другу, тем точнее прогноз. К 2001 году этих станций осталось наполовину меньше, чем было полвека назад.
Бюджетное финансирование на приобретение приборов и содержание станций Приморскгидромета таково: 1998 г. — 0 руб.; 1999 г. — 0 руб.; 2000 г. —
0 руб. Трудно спрогнозировать дождь и паводок, если вместо необходимых 400 осадкомеров на приморских метеостанциях их в 10 раз меньше (43). Аэрологические станции наблюдений практически не ведут, и потому уточнить прогноз физико-математическими методами невозможно. Существует т. н. «критический порог чувствительности» методов диагноза и прогноза погоды, зависящий от количества необходимой исходной информации. При уменьшении объема наблюдений ниже критического уровня, возрастает погрешность анализа и прогноза. В этом случае вероятность дополнительных ущербов резко возрастает.
Наземная гидрометеорологическая сеть Приморского края по состоянию на 30 апреля 2002 г. насчитывала 5 гидрологических, 2 аэрологических, 42 метеорологических станции и 74 поста. За последние 10 лет край потерял одну аэрологическую, 10 метеорологических станций, 66 гидрологических и 15 агрометеорологических постов. Тенденция такова, что на грани закрытия или консервации находятся еще как минимум 40 гидрологических, 10 агрометеорологических постов и 20 метеорологических станций.
Последствия закрытия (консервации) пунктов наблюдений:
1. Снижается точность определения происходящих в природе процессов, ухудшается точность прогнозов погоды, снижается заблаговременность штормовых предупреждений об угрозе возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера и, как следствие, увеличиваются ущербы от их воздействия.
2. Становится невозможным инструментальное наблюдение за возникшим опасным явлением природы, объективное подтверждение факта наличия чрезвычайной ситуации природного характера, что, в свою очередь, делает невозможным получение краем соответствующих компенсационных выплат из федерального бюджета.
3. Отсутствие стабильных, длиннорядных (70—100 лет и более) климатических наблюдений в данной местности оказывает негативное влияние на поведение потенциальных инвесторов из-за невозможности точной оценки рисков влияния природно-климатических факторов на соответствующий бизнес.
4. Отсутствие инструментальных наблюдений за уровнем воды в реке в одном населенном пункте не позволяет оценить степень угрозы наводнения в другом населенном пункте (вниз по течению), что также увеличивает ущерб.
5. Регулярные и безопасные полеты малой авиации без регулярных метеонаблюдений в труднодоступных горнотаежных районах становятся практически невозможными.
6. Сужение информационного гидрометеорологического поля сужает возможности для принятия оптимальных стратегических экономических и социально-политических решений (суровые зимы и ТЭК; засухи и водное или сельское хозяйство; наводнения или цунами и безопасность людей и т. д.).
Существует критерий «достаточности» количества пунктов наблюдений. Согласно действующему в РФ «Наставлению гидрометеорологическим станциям и постам», вып. 1, размещение пунктов приземных наблюдений для нужд данного региона определяется «пространственной изменчивостью измеряемых величин и необходимостью получения значений этих величин для любой точки обслуживаемой территории с требуемой точностью при минимальном числе пунктов измерения». Оптимальное расстояние между метеостанциями должно составлять в среднем 60—70 км, между постами 25—30 км, в горных районах 10—15 км.
На 1 000 кв. км площади территории должно находиться оптимально 4,0—4,5 пункта гидрометеонаблюдений, минимально — 1,5—2,0. По состоянию на 1 июня 2002 г. в Приморском крае насчитывалось всего 0,6 пункта наблюдений на 1 000 кв. км. Для сравнения: густота пунктов наблюдений на территории соседней Японии составляет 4,57 станций на 1 000 кв. км, Южной Кореи — 4,8.
Таким образом, чтобы достичь оптимального минимума информации и гарантированного заблаговременного предупреждения от угрозы стихии, Приморью необходимо увеличить количество пунктов наблюдений, по крайней мере, в 3 раза.
Количество метеостанций у соседей — Кореи и Японии — больше в десятки раз, при более высоком качестве используемых приборов.
В Приморье в период с 1965 по 2001 год отмечались 18 лет с наводнениями в осенне-летний период (июль—август).
Справка: число гидрометстанций на территориях, сравнимых по площади с Приморским краем: Приморский край — 101; Франция — 3 723; Япония —
1 702; Республика Корея — 429.
К сожалению, такое положение вещей не только в Приморье — от Чукотки до Краснодара одно и то же: приборы образца 30—40-х годов, да и те в дефиците. К тому же никакие «охранные зоны» — неприкосновенные по закону земли вокруг гидрометстанций — не соблюдаются.
Ежедневно, четыре раза в сутки, измерять температуру воды с обледеневших прибрежных камней Чукотки, Колымы, Камчатки термометром образца 30-х годов может только русский наблюдатель, которому деваться некуда. На том и держится бабушка-гидрометслужба, да на опыте прогнозистов. На юге ли России, на востоке или на севере — деньги не выделяются, централизованной поставки приборов нет, а многие приборы просто больше не выпускаются.
Зимнее наводнение на Кубани (январь 2002 г.).
Неприятностей от зимнего наводнения на Кубани во многом можно было избежать, если бы власти края подготовились к паводку заблаговременно. Например, если бы имелся долгосрочный прогноз синоптиков. Но такой прогноз был трудно осуществим. Об этом заявил руководитель Северо-Кавказского межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Петр Лурье. По его словам, из-за хронического недофинансирования у метеорологов отсутствовало даже самое необходимое оборудование. Вследствие чего треть наблюдательных пунктов бездействовали. Они могли давать только краткосрочные прогнозы.
По данным Росгидромета, в Краснодарском крае складывалась сложная паводковая ситуация. Причиной этого стали дожди и таяние снегов, приведшие к подъему воды в реках. Особенно много осадков выпало в регионе в декабре. Причем в последние дни из-за повышения температуры снегопады переходили в дождь. Небольшая оттепель зимой — обычное явление для Северного Кавказа, но в сочетании со значительными запасами начавшего таять снега и продолжающимися осадками потепление привело к подъему уровня воды в реках и водохранилищах. В крае существовала опасность образования ледовых заторов на реках и подъема воды.
Гидрометеорологи постоянно отслеживали обстановку в январе и выпускали краткосрочные прогнозы. Так, с предупреждением о новом возможном резком увеличении уровня воды в водохранилищах нижнего течения Кубани
21 января выступили представители Росгидромета. По мнению специалистов,
которые провели снегомерные съемки, в ближайшие дни ожидался критический рост уровня воды на всех реках юга, юго-запада и Черноморского побережья Краснодарского края. Это было связано с повышением температуры воздуха и увеличением объема выпадающих осадков.
Наводнение на юге России (июнь 2002 г.).
Первая прогнозная информация о возможности возникновения на территории Южного федерального округа чрезвычайных ситуаций, обусловленных дождевыми паводками, появилась в оперативных ежедневных прогнозах ВЦМП МЧС России, начиная с 15.06.02 г.
По сведениям Росгидромета, 13 марта они дали первый прогноз по паводковой ситуации на всей территории страны, связанной с запасами снега, а 4 апреля уточнили по запасам воды в водохранилищах. Недельный прогноз
13 июня они направили в МЧС России, МПР России и др. В этом прогнозе было сказано, что будут превышены опасные уровни на реках Кубань и Терек. Затем давали ежедневные прогнозы. Во всех субъектах Южного федерального округа Росгидромет имеет свои гидрометеорологические центры, которые обеспечивают прогнозами местные власти, местные органы МЧС России.
Первая информация из Росгидромета о возможных паводках поступила в МЧС России 17 июня 2002 года. Прогноз охватывал период с 14 по 20 июня 2002 года.
18 июня, в 3.45 утра, по Краснодарскому краю было объявлено, что 18-го числа начнутся сильные дожди.
Прогноз Росгидромета от 18 июня указывал на возможность кратковременных грозовых дождей, а с 19—20 июня в отдельных районах южной половины территорий округа — сильных, с градом. Предупреждение об опасных явлениях и неблагоприятных гидрометеорологических явлениях отсутствовало. На 21—23 июня 2002 года была указана возможность сильных дождей, местами — очень сильных ливней. Прогнозировался сход селей и повышение уровней воды местами до неблагоприятных отметок, а на малых реках Чечни и Дагестана — до опасных отметок.
На местах территориальными подразделениями Росгидромета предупреждения направлялись в соответствующие субъекты Российской Федерации.
Следует отметить, что предупреждения о неблагоприятных и опасных явлениях, поступающие со стороны Росгидромета и его территориальных органов, как правило, носили качественный (а не количественный) характер, что не позволяло заблаговременно определить масштабы возможной ЧС (зоны затопления, уровни воды в реках и т. д.) и своевременно выработать адекватные решения и рекомендации.
Вместе с тем органы управления территориальных подсистем РСЧС всех пострадавших субъектов Российской Федерации были проинформированы о возможности возникновения ЧС как минимум за несколько суток до катастрофического развития событий.
Прогнозная информация поступала в пострадавшие субъекты РФ из ВЦМП МЧС России, Южного регионального центра, территориальных органов Росгидромета практически в течение всего июня, а в виде штормовых предупреждений с 18 июня 2002 года. С этого же дня указанная информация начала поступать в города, районы и сельские округа.
На состоявшемся 3 июля в Ставрополе селекторном совещании по вопросам восстановления системы жизнеобеспечения пострадавших от наводнения районов юга России глава МЧС Сергей Шойгу отметил, что неточные прогнозы Росгидромета приводили к напрасному перераспределению сил и средств. На совещании отмечалось также, что в ряде районов Ставропольского края и Карачаево-Черкесии приходилось несколько раз эвакуировать людей из-за того, что Росгидромет прогнозировал повышение уровня воды, которого на самом деле не наступало. Так, в Дагестане уровень воды в Тереке повышается, в то время как по данным Росгидромета — снижается. В сложившейся обстановке метеорологи должны давать предельно точную информацию, подчеркнул министр.
Наводнение в Новороссийске (август 2002 г.).
С 3 по 7 августа Краснодарским гидрометеоцентром, Главным управлением по делам ГОЧС края было направлено 12 штормовых предупреждений и информацией с прогнозами о возможных сильных ливневых дождях, образовании селевых потоков и выходах смерчей с моря на сушу в прибрежной полосе. Последнее, полученное 6 августа в 19.10, предупреждало об этих опасностях в период с 7 по 8 августа.
Эта информация была доведена оперативным дежурным управления ГОЧС города до администраций округов, предприятий, учреждений и организаций Новороссийска, а также до электронных средств массовой информации для передачи в эфир.
Утром восьмого августа прогноз по осадкам от новороссийских метеорологов звучал так: дождь, временами сильный. Восьмого августа в 12.10 дополнительно передали о том, что «выпадающие осадки могут достичь значений очень сильных, категории стихийных». В это время водой захлебывалось уже пол-Новороссийска. Стихийное бедствие пришло в город, для которого штормовое предупреждение звучит до семидесяти раз в год и который давно не реагирует на обычные для новороссийцев сильный ветер и дожди. Ну, штормовое, ну и что.
Что должно было напугать жителей в таком прогнозе? И на чем вообще он может основываться, если метеоплощадки в городе расположены только в его восточной части, и здесь метеорологи честно зафиксировали 48 миллиметров осадков. Много, но о катастрофических последствиях и речи не шло. Стихия для города начинается с отметки 80 миллиметров. В то же время над западной частью, по визуальным наблюдениям синоптиков, выпало около 200 миллиметров.
Ливень, обрушившийся 8 августа на Новороссийск, привел к последствиям, которые не мог предсказать никто. На территорию Новороссийска и его окрестности четырежды, с интервалом около трех часов, вылилось 362 мм осадков, что составляло полугодовую норму. Одновременно с ливнями в Широкой Балке и Дюрсо отмечалось возникновение смерчей в прибрежной морской зоне, выход их на сушу, распад и образование водяных валов.
Учитывая громадный ущерб, нанесенный природными катаклизмами Краснодарскому краю в 2002 году, в октябре того же года на заседании Законодательного собрания края была принята целевая программа по прогнозированию и снижению риска при чрезвычайных ситуациях. Стоимость реализации этой программы достаточно высока. По приблизительным подсчетам, за 4 года она потребует около 340 миллионов рублей из краевого бюджета. Но депутаты посчитали, что эта сумма несопоставима с шестимиллиардным ущербом, который понесла Кубань только в 2002 году. В рамках принятой программы в крае должна быть создана система автоматизированного наблюдения за опасными природными процессами и техногенными объектами, должна быть усовершенствована система оповещения, усилен мониторинг потенциальных источников опасности. Но главной заботой станет создание системы прогнозирования землетрясений, паводков и ливней.
Тревога за состояние вопроса предупреждения и прогнозирования стихийных бедствий в Российской Федерации была отражена в постановлении Совета Федерации.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О мерах по предупреждению и ликвидации последствий катастрофических природных явлений
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, изучив ситуацию, сложившуюся в связи со стихийными бедствиями на Северном Кавказе, приведшими к человеческим жертвам и потребовавшими значительных затрат на ликвидацию их последствий, отмечает следующее.
В Российской Федерации нет единой государственной системы предупреждения и прогнозирования катастрофических природных явлений. В связи с этим затраты сил и средств на ликвидацию их последствий во много раз превышают расходы на их предупреждение. Ликвидированы или количественно сокращены государственные органы, к чьей компетенции отнесены наблюдение и мониторинг катастрофических природных явлений.
Отсутствие единых систем управления водными ресурсами, оповещения населения и его обучения поведению в чрезвычайных ситуациях стало причиной многочисленных жертв катастрофических природных явлений.
На недостаточном уровне осуществляется финансирование работ Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Российской академии наук по изучению и мониторингу опасных природных процессов и предупреждению катастрофических природных явлений, минимизации их отрицательных последствий.
Не урегулирован вопрос распределения полномочий в этой области между Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании предложений Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды и Временной комиссии Совета Федерации по вопросам ликвидации последствий стихийного бедствия на Северном Кавказе Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Предложить Правительству Российской Федерации:
• предусмотреть в 2003 году выделение субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате стихийных бедствий на Северном Кавказе, из федерального бюджета средств на восстановление разрушенного хозяйства и восполнение понесенных ими убытков;
• предусмотреть финансирование резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере не менее 3 процентов утвержденных расходов федерального бюджета;
• провести инвентаризацию и закрепить в собственность гидротехнические сооружения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
• осуществлять бассейновый принцип управления водными ресурсами, определив федеральные органы исполнительной власти, ответственные за состояние, эксплуатацию и обустройство рек, водоемов, гидротехнических сооружений в части предупреждения наводнений и эффективного использования вод в хозяйственных целях;
• восстановить в полном объеме финансирование содержания гидротехнических сооружений федерального значения;
• восстановить в 2002—2003 годах в структуре Министерства природных ресурсов Российской Федерации государственную службу по мониторингу опасных природных процессов и предупреждению развития катастрофических природных явлений (оползней, селей, сходов ледников и снежных лавин, карстовых провалов, наводнений, землетрясений);
• расширить наблюдательную сеть за опасными природными процессами и тематику их научных исследований, а также изыскать необходимые источники финансирования;
• поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти проработать вопрос о создании системы оповещения населения и его обучения поведению в чрезвычайных ситуациях;
• подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты, устанавливающие конкретные полномочия и ответственность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения в этой сфере;
• подготовить совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и принять постановление о мерах по предупреждению наводнений с тяжелыми последствиями для населения и экономики на территории Российской Федерации, в котором наметить комплекс мер на период до 2010 года, в том числе меры по:
а) финансированию реконструкции, восстановлению и созданию новых водохозяйственных объектов, имеющих стратегическое значение для хозяйственного использования и защиты от наводнений, за счет средств бюджетов всех уровней и других источников;
б) повышению ответственности и действенности служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях по предупреждению катастрофических природных явлений;
в) утверждению новых градостроительных норм при проектировании массовых поселений в местностях, подверженных угрозе массового затопления в результате половодий и наводнений.
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления совместно с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти принять участие в создании единой системы мониторинга опасных природных процессов.
3. Считать работу Временной комиссии Совета Федерации по вопросам ликвидации последствий стихийного бедствия на Северном Кавказе, созданной постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июля 2002 года № 338-СФ, завершенной в связи с выполнением возложенных на нее задач.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике и Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации С. М. Миронов
Москва, 30 октября 2002 года, № 434-СФ