Приморский край находится в зоне активной циклонической деятельности и почти ежегодно подвергается затоплениям от разливов рек, вызываемых осадками большой продолжительности и высокой для больших интервалов времени интенсивности при прохождении южных, юго-западных и западных циклонов и особенно тропических циклонов (тайфунов).
Только в 2000 году Приморский край подвергался наводнениям четырежды — при прохождении на реках паводков от дождей, вызванных: тайфуном «Болавен» (28 июля — 1 августа), обусловившим интенсивные осадки по всему краю, за исключением его западных районов; южным циклоном при обострении фронтальных разделов (19—21 августа) — интенсивные осадки преимущественно в южных и центральных районах края; тайфуном «Прэпирун» (31 августа — 1 сентября) — интенсивные осадки в южной половине края; тайфуном «Самоэй» (16—17 сентября) — интенсивные осадки в южных и западных районах края. Общий ущерб, нанесенный краю этими тайфунами, превысил 1 млрд рублей. Было разрушено 63 дамбы.
Сравнительно благоприятные природно-климатические условия позволяют Приморскому краю вносить большой вклад в экономику сельского хозяйства Дальнего Востока, производить более трети сельскохозяйственной продукции региона. Основными видами сельскохозяйственных культур, выращиваемых в крае, являются рис, соя, овощи, картофель, зерновые. Основной причиной низкой урожайности являются нестабильность сельскохозяйственного производства, связанная с гибелью посевов от периодически повторяющихся наводнений, почти ежегодным переувлажнением почв во второй половине лета и большим эрозионным смывом почв.
Для рек Приморского края характерен паводочный режим на протяжении всего периода открытого русла: дождевые паводки могут наблюдаться в любое время в период с апреля по октябрь. Но чаще всего они бывают в июле—сентябре. Большие интенсивности дождей за сравнительно длительные интервалы времени, пересеченный рельеф и большие уклоны водосборных площадей и русел в зонах формирования стока обусловливают быстрое формирование паводков в бассейнах рек. Паводки часто достигают значительной высоты и в результате подъема уровня воды в реке вызывают наводнения — затопления водой сельскохозяйственных угодий, населенных пунктов и промышленных предприятий, расположенных выше ежегодно затапливаемой поймы в пределах речной долины. Общая площадь затопления при катастрофических наводнениях достигает 11 тыс. км2, что составляет 6 % всей площади Приморского края, или около 30 % его равнинной части.
Большинство наводнений в южных и юго-восточных районах Приморского края обусловлено выпадением дождевых осадков от юго-западных циклонов и тропических циклонов (тайфунов), которые перемещаются с Желтого моря на Японское. В западных же и северных районах края (Западно-Приморская равнина, бассейны рек Большой Уссурки и Бикина) наводнения обычно вызываются воздействием западных циклонов.
Защита сельскохозяйственных угодий от затопления в крае осуществляется путем строительства дамб в составе мелиоративных систем. Общая протяженность оградительных дамб мелиоративных систем (на 1989 год) составляла
1 200 км. Паводками в том же году было разрушено 240 км дамб. Происходили их разрушения и в последующие годы. К тому же строительство дамб было сокращено.
Август 2001 года.
С утра 7 августа муссонные ливни, шквальный ветер и грозы обрушились на Приморье. За два часа была превышена месячная норма осадков (200 мм) — такого Приморье не знало уже много лет. Циклон с Желтого моря парализовал движение транспорта, нарушил работу коммунальных служб на юге края и нормальную жизнь населения.
Самый сильный удар стихии пришелся по Владивостоку — улицы города на несколько часов буквально скрылись под водой. Ситуацию резко осложнил аварийный сброс воды с Седанкинского водохранилища. Через несколько часов после начала дождя водохранилище переполнилось, и аварийный сброс привел к моментальному затоплению пригородов Владивостока. Все произошло настолько быстро, что люди едва успевали спастись.
На городских магистралях возникли километровые заторы. Глубина воды на улицах Владивостока достигала метра.
Такой непогоды Владивосток не знал со времен тайфуна «Джуди» 1989 г. Уже через два часа все без исключения дороги во Владивостоке превратились в бурлящие реки, вода стекала со склонов сопок, по пути набирая ход и превращаясь в селевые потоки. С собой она несла камни и ветки, которые создавали естественные запруды, а новые потоки с грохотом их разрушали. Вырывались целые пласты асфальта, на глазах размывало ямы и расщелины. Многие улицы Владивостока оказались под водой, в ряде микрорайонов были затоплены подвалы домов, рынки, тротуары. Часть жилых кварталов города осталась без электричества и горячей воды, поскольку были подтоплены несколько силовых подстанций и центральная пароводяная бойлерная. Жители города были лишены теле- и радиопрограмм, из-за сильного дождя вышел из строя местный передающий центр.
Наиболее сильно пострадали пригороды Владивостока. Опасаясь прорыва дамбы, на Седанкинском водохранилище днем 7 августа открыли шлюзы. В переполненную речку хлынул огромный поток, который сносил все на своем пути. Некоторые дома были разрушены полностью. Смыло сотни строений, гаражей, заборы. Паводок уничтожил огороды и сады местных жителей. Подтопило лагеря отдыха «Юнга» (в безопасное место перевели 160 детей), «Моряк» (эвакуировано 160 детей), «Изумруд» (в сухой корпус отправлено 40 подростков), санаторий-профилакторий «Моряк» (с крыш было снято 18 человек вместе с малышами, их на резиновой лодке перевезли на ближайшую возвышенность). На помощь пришла тяжелая техника морской пехоты. Два бронетранспортера морской пехоты ушли под воду, и их экипажам самим пришлось спасаться вплавь.
Местные власти признали, что справиться с последствиями стихии самостоятельно не смогут. Погибли четыре человека: трое во Владивостоке и один в Партизанском районе.
Залило поселок фанерного завода, для снятия людей с крыш туда отправляли вертолет. Он успел эвакуировать 10 человек. Но из-за тумана «вертушке» пришлось вернуться на базу. После чего людей спасали лодками. Без электричества оставалась фабрика мороженого, на территории которой находилось 35 тонн аммиака.
Больше всего досталось автомобильному и железнодорожному мостам на Седанке. Их просто утащило в море. Над бушующей речкой провисли рельсы. Сто четыре года простоял над устьем Седанки железнодорожный мост. Сдавая его в эксплуатацию в 1897 году, царские инженеры-путейщики прочили ему жизнь на 300 лет. Все предыдущие тайфуны и паводки капитальному строению на две колеи были совершенно не страшны. В этот раз переполненная в пик ливня Седанка получила дополнительный прилив сил за счет многих тысяч кубометров с водохранилища. Река с ураганной скоростью неслась к морю, сметая все на своем пути. В числе прочего захватила три 20-футовых контейнера, грузовик, джип, легковушку, три частных дома, склад пиломатериалов и многое другое. Все это уперлось в автомобильный мост, в результате чего появилась искусственная запруда. А вода все прибывала и прибывала. Прорвало «плотину» со страшной разрушающей силой. И вместе с железобетонными конструкциями автомобильного моста это все ударило в железнодорожный мост, расположенный в 30 метрах ниже по течению. Сдержать порыв уже ничто было не в состоянии. Остатки пролетов, контейнеры и машины вынесло в Амурский залив. Если можно так выразиться, это было средних размеров техногенное цунами.
Было остановлено железнодорожное движение от станции Угольная до Владивостока (более 30 километров пути). В различных районах Приморья на железной дороге было смыто около 2 км насыпи, рельсы в этих местах висели в воздухе. Чтобы возобновить движение поездов по временной схеме требовалось полторы недели. Ситуация усугублялась тем, что на подходе к городу скопились составы с углем, так необходимым для подготовки к зимнему сезону.
Владивосток, который расположен на полуострове, был фактически отрезан потоками воды от материка. Въехать в город и покинуть его было просто невозможно. Было прервано движение автомобилей между Владивостоком и Находкой. На этой трассе образовался 70-метровый котлован.
В Хасанском районе Приморья вода размыла дороги и отрезала несколько сел. Сильный ветер обрушил опоры линий электропередачи. Юг Приморья был обесточен в течение нескольких часов. Потоками снесло опоры трех линий электропередачи. Вышли из строя ЛЭП-220 Артем—«Западная»—«Волна» (одна из трех веток, питающих Владивосток), ЛЭП-110 и 35 от Спутника до бухты Лазурной и от Океанской до бухты Горностай. Оказались затоплен
ными трансформаторные подстанции «Волна», откуда электричество распределяется на долину Второй речки, и «Голдобин». Остановилась Владивостокская ТЭЦ-1, поскольку под водой оказался комплекс вспомогательного оборудования. Подтопило центральную пароводяную бойлерную. Поэтому пришлось аварийно прекратить подачу горячей воды в большинство жилых массивов Перворе- ченского и Ленинского районов.
На всех пострадавших объектах 7 и 8 августа велись восстановительные работы.
К вечеру 8 авгуета в Приморском крае было объявлена чрезвычайная ситуация из-за наводнения и разрушений, вызванных колоссальным ливнем. В пригороде Владивостока стояли дома, залитые водой до самых крыш.
Из загородных лагерей отдыха, находящихся в низинах, дети срочно были вывезены во Владивосток. Из поездов, застрявших на рельсах в связи с разрушением железных дорог, людей автобусами эвакуировали в ближайшие населенные пункты. Всего в зоны затопления попало около 15 тыс. человек.
Более всего пострадали города Владивосток и Артем, Шкотовский и Партизанский районы. Здесь реки вышли из берегов, затопив 1 500 жилых домов.
Движение по Транссибирской магистрали оказалось прерванным на участке от Владивостока до станции Угольная. Уже ночью там начались восстановительные работы. Сначала было предложено вместо снесенного моста уложить четыре цистерны с вырезанными горловинами. Потом их сверху залить бетоном, снова проложить рельсы и по временной схеме пустить поезда. Однако от этого проекта пришлось отказаться. Даже временный вариант должен был выдержать удар стихии, подобный тому, что был 7 августа. Поэтому был разработан новый проект. К ночи 9 августа планировалось завершить возведение одного пролета. По нему уже ночью должны были пойти грузовые составы. Сотни вагонов скопились во Владивостоке и на Угольной, стояли пассажирские поезда дальнего следования. В пятницу, 10 августа, планировалось с утра начать ремонт контактной сети. Так что в выходные дни (11—12 августа) реально было запустить и электрички. Проходить они все должны были по одной колее. Тем временем параллельно должно было вестись строительство второй очереди моста. Для этого понадобится еще два—три дня.
Кроме того, была повреждена магистраль на Второй Речке, где также велся ремонт. Серьезные разрушения пути были зафиксированы на участке от Весенней до Угольной. Здесь размыло 100 метров пути. В зону бедствия прибыли заместитель министра путей сообщения Виктор Семенов и начальник ДВЖД Александр Стрельник.
Ущерб от стихии мог бы быть намного меньше, если бы местные власти заранее приняли соответствующие меры. Стихийное бедствие в Приморском крае застало врасплох почти всех местных чиновников и все коммунальные службы региона. Наводнение на улицах Владивостока — это не только последствие урагана, но и следствие того, что все ливневые стоки краевого центра были забиты бытовым мусором, который не убирался месяцами. Селевый поток, который размыл «Транссиб», снес железнодорожный мост неподалеку от Владивостока и разрушил несколько домов, — это тоже бедствие рукотворное, поскольку коммунальные службы, без каких-либо предупреждений, открыли городские водозаборы. Местные власти не успели предупредить о надвигающейся стихии многочисленных отдыхающих в санаториях и профилакториях на побережье Японского моря.
Во Владивостоке 8 августа состоялось заседание краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям, которая приняла решение о том, что основные аварийные работы должны быть завершены к вечеру 9 августа.
Утром 9 августа на приморском участке Транссиба до станции Угольная, в 30 километрах от Владивостока, было восстановлено движение пассажирских и грузовых поездов. От Угольной до Находки поезда пошли в обычном режиме. Пассажиры, прибывающие во Владивосток, от станции Угольная до города добирались на автобусах.
Во Владивостоке под водой оказались две крупные подстанции и более 113 распределительных энергообъектов. Тропический циклон полностью нарушил водоснабжение Владивостока. Городские водохранилища были переполнены. В них поступала мутная вода, с грязью и песком. Очистные сооружения, построенные 50 лет назад, были не в состоянии ее очищать. Было принято решение о переводе Владивостока на режимное водоснабжение. Вода подавалась в город на 3—4 часа в сутки.
Даже краевая гидрометеослужба перестала передавать точные данные
о тайфуне, поскольку сама оказалась в затопленном и обесточенном помещении. Впрочем, сводок синоптиков жители города и не могли получать по той простой причине, что одновременно «заглох» и краевой телецентр — из-за потопа вышли из строя снабжавшие его электричеством подстанции.
Всего на ликвидации последствий стихийного бедствия в Приморском крае в тот день было заняты около 3 тыс. человек и 200 единиц спецтехники.
Такого мощного наступления стихии город не знал более 50 лет. Потоками воды из Владивостока в море выносились остатки разрушенных строений, имущество людей и даже морские металлические контейнеры.
Губернатор края Сергей Дарькин и прибывший во Владивосток из Хабаровска руководитель Дальневосточного регионального центра МЧС России Геннадий Короткин договорились о создании постоянно действующего приморского спасательного отряда. Финансирование отряда должно осуществляться из краевого бюджета.
Тропический циклон стал постепенно смещаться с южных районов края в центральные и восточные. Дожди стали заливать города Арсеньев, Дальне- горск, Спасск-Дальний, Лесозаводск.
Помимо пригородов Владивостока сильно пострадали Уссурийский, Октябрьский, Партизанский, Черниговский, Спасский и Кировский районы. Все они, кроме Партизанского, входят в число основных зерносеющих и снабжают край товарным и фуражным зерном. В 2001 году в Приморье было засеяно 24 тысячи гектаров хлебопекарной пшеницы, из которой печется почти весь подольский хлеб. Для многих хозяйств потеря урожая равносильна катастрофе, поскольку там было создано свое мукомольное и хлебопекарное производство. Не убраны были и 30 тысяч гектаров пивоваренных ячменей. В хозяйствах края пшеница была убрана лишь на трети площадей — 8 тысячах гектаров. Урожайность выше, чем в прошлом году (13 ц/га), и тем обиднее было терять выращенное.
В Партизанском районе затопило поля, жители были вынуждены выводить скот на дороги, которые также заливало водой. Оказались размытыми несколько участков трасс Находка — Партизанск и Находка — Владивосток. Движение транспорта прекратилось. В результате подъема рек Партизанской (на 2,2 метра), Пасечной (на 2,9 метра), Ольга (на 1,9 метра) и Большая Литовка (на 4,1 метра) было разрушено 21,5 километра дорожного полотна, частично повреждено семь мостов, попало под затопление 204 дома в селе Екатериновка, 121 дом в селе Боец Кузнецов, 76 домов в селе Новолитовск.
Особенно сильно пострадали входящие в муниципальное образование Партизанск села Бровничи, Серебряное и Мельники. Дома там были полностью затоплены водами реки Партизанской, люди не могли попасть в свои жилища.
Сотрудники УВД края сообщили об эвакуации людей, которая проходила с их участием. В Партизанском районе из затопленных в деревнях 350 домов было вывезено 3 450 человек. В Надеждинском районе эвакуировано с дач 247 человек. В Артеме эвакуированы люди из 15 многоэтажных и 13 частных домов. При этом сотрудники милиции во всех этих местах организовали охрану покинутых гражданами домов.
Тем временем южное Приморье подсчитывало нанесенный стихией ущерб. За сутки в Приморье выпало более 200 мм осадков, это почти две месячные нормы. Ливневые дожди разрушили 14 автомобильных мостов и свыше 70 км автомагистрали между Владивостоком и Находкой. На подходах к Владивостоку размыто около 7 км железнодорожного полотна, снесен один из мостов, по которому проходила стальная колея. По Транссибу до Владивостока не доходил ни один поезд.
Во Владивостоке было подтоплено около 170 домов, разрушено 6 автомобильных мостов, вместе с пригородом здесь повреждено 169 частных домов, из которых 127 на Седанке и Спутнике, подтоплено 386 высотных зданий и 3 детских сада, рухнуло 4 подпорные стенки. Повреждено 90 км автомобильных дорог, две линии ЛЭП, 360 трансформаторных подстанций, линии связи, пострадало до 26 тыс. человек.
Из сельских территорий больше всего зацепило Шкотовский и Партизанский районы. В первом из них стихией уничтожено или повреждено 350 подво- рьев, 45 км дорог и 60 улиц в деревнях и поселках, 5 км линий связи, 800 гектаров сельхозугодий. В Золотой Долине подмыто более 700 частных домов, 4 моста, на одной из дорог промоина 15 метров.
Зоны наводнений на территории Приморекого края 7—9 авгуета 2001 г.
В целом по краю было подтоплено
1 448 квадратных км, на которых постоянно проживает более 80 тысяч человек, 11 человек погибли. В той или иной степени разрушено 1 337 частных домов, залито 690 подвалов и первых этажей многоэтажек, более тысячи крыш требовали срочного ремонта. Требуется восстановить 37 автомобильных мостов и 246 км автодорог. Вода нанесла урон сельскохозяйственным угодьям и частным огородам на площади 601 тысяча гектаров.
Из-за ливневых дождей и сильного ветра были обрушены линии электропередачи и телефонные кабели. Без внешней связи остался город Фокино с насе-
лением в 38 тысяч жителей. Из-за обрыва линии без телефонной связи находились и три села Хасанского района на юге Приморья. Во Владивостоке не работали телефоны у 3 тысяч абонентов. Рухнувшие опоры линий электропередачи и оборванные провода оставили без света ряд районов Владивостока, Артема, поселки Трудовое, Краскино и Посьет. Бригады ремонтников вели восстановительные работы, чему очень мешали размытые дороги и дожди.
Наиболее сложная обстановка складывалась в Анучинском районе, где почти все реки, в том числе и Арсеньевка, превысили критический уровень на 30—50 см. В результате было прервано сообщение с несколькими селами, в частности с Ауровкой, Ясной Поляной и Скворцово.
Находка была полностью отрезана от внешнего мира. Автомагистраль между Находкой и Владивостоком оказалась размытой в нескольких местах, и транспортное сообщение между этими городами было полностью прервано. 180 км между Находкой и Владивостоком преодолевались обычно в среднем за 2,5 часа. Когда магистраль вышла из строя, оказалось, что ей практически нет замены: движение морских «Комет» регламентировано расписанием и слишком зависит от погоды, а железной дорогой можно воспользоваться лишь дважды в сутки. Была затоплена и полностью остановлена Партизанская ГРЭС, которая обеспечивала электроэнергией около 100 тысяч горожан и жителей района. На восстановление работы электростанции потребовалось четверо суток. Власти Находки сообщали, что в городе затоплены подвалы домов. Вышла из берегов речка Каменка, протекающая через город, затопив несколько кварталов Находки.
По мнению начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России Геннадия Короткина, жителям Приморья нужна была немедленная гуманитарная помощь всей России.
Во всем Приморье круглосуточно продолжались аварийно-восстановительные работы по ликвидации последствий сильнейших дождей.
Аварийно-спасательные работы велись во всех пострадавших муниципальных образованиях. Для этого было привлечено 3 990 специалистов и 593 единицы тяжелой и универсальной техники управлений ГОЧС, МВД, Минобороны, пожарных, спасательных, дорожных и ведомственных технических подразделений, Центра медицины катастроф и «Скорой помощи», госинспек- ции по маломерным судам, «Владивосток Авиа», «Владморпасса» и механизированных восстановительных поездов. Только во Владивостоке было задействовано полторы тысячи человек и 165 различных транспортных средств. Приморье справилось с валом воды собственными силами. А вот для восстановления разрушенного хозяйства без посторонней помощи краю было не обойтись.
Из-за наводнения была полностью остановлена электростанция в приморском городе Партизанске. Основной причиной остановки стало несоответствие стандартам технической воды, которая несла большое количество ила и грязи. Был затоплен также угольный склад станции.
К вечеру 9 августа дожди на территории Приморья прекратились. Режим чрезвычайной ситуации был снят в городе Арсеньев и Хасанском районе.
На территориях, пострадавших от стихии, активно велась санитарно-эпидемиологическая работа.
Вечером электроснабжение Владивостока было полностью восстановлено.
10 августа на территории всего Приморского края полностью прекратились дожди. Установилась тихая, солнечная, теплая погода. В крае продолжались аварийные и ремонтно-восстановительные работы по ликвидации последствий циклона. На приморском участке федеральной автотрассы Владивосток — Хабаровск было полностью восстановлено движение. В крае полностью был снят режим чрезвычайной ситуации.
Вечером было восстановлено движение по Седанкинскому мосту Транссиба. Владивостокское отделение Дальневосточной железной дороги, в связи с разрушением железнодорожного моста, необходимостью в очень сжатые сроки восстановить движение поездов, понесло ущерб в размере более 19 миллионов рублей. Еще 120 миллионов требовалось на строительство нового капитального моста.
Прокуратура Владивостока возбудила уголовное дело по факту причинения ущерба жителям города и разрушения железнодорожной и автомобильной магистралей, произошедших в период ливневых дождей, а также сброса воды с Седанкинского водохранилища. Дело было возбуждено по ст. 293, ч. 1, УК РФ — «халатность». В ходе расследования предполагалось оценить правомерность действий должностных лиц. Кроме того, правоохранительные органы хотели выяснить, могли ли власти края предупредить сброс воды из водохранилища.
Пионерский гидроузел, ранее называвшийся Седанкинским, эксплуатируется с 1936 года. Спроектирован и построен он был специально созданной организацией «Седанстрой», входившей в систему «Дальлаг» НКВД СССР. В настоящее время сооружения гидроузла эксплуатируются краевым унитарным предприятием «Водопроводно-канализационное хозяйство юга Приморья». Его диспетчерская служба получила штормовое предупреждение в 13 часов
6 августа, а утром следующего дня уточнила полученный накануне прогноз. Гидрометцентр края информировал, что максимальное количество осадков (более 50 мм) придется на вторую половину дня 8 августа, а 7 августа выпадет 15—49 мм за 12 часов. Однако 7 августа над водосбором Пионерского водохранилища выпало 275 мм осадков, из них 205,5 мм — всего за два часа. Поэтому уже к 12 часам 7 августа на гидроузле начала складываться предаварийная ситуация, которая могла привести к прорыву плотины. Чтобы не допустить этого, принимается решение полностью открыть сегментный затвор паводкового водосброса. Аналогично события развивались и на Богатинском гидроузле. Как утверждали работники водохранилищ, в обоих случаях перед сбросом воды администрация Владивостока ставилась в известность.
Приток был такой большой, что при емкости чаши чуть больше шести миллионов кубометров из него было сброшено тоже шесть миллионов — целое водохранилище (по Богатинскому гидроузлу сброс составил девять миллионов кубометров). Но не залпом. Согласно прогнозу на 7 августа в Седанкинское водохранилище максимально можно было ожидать притока немногим более полутора миллионов кубометров воды. Поскольку накануне до полного его заполнения оставалось около 800 тысяч кубометров, на предприятии приняли решение заранее начать сброс через донный водовыпуск, и с ночи 6 августа задвижка на одной трубе была открыта. А на следующий день, когда разыгралась невиданная непогода, пришлось, естественно, использовать уже всю систему сооружений, предусмотренных для сброса паводков.
Прогноз не сулил катастрофического паводка, и предварительного спуска воды не производилось. Специалисты проектно-изыскательского научно-исследовательского института «Дальводпроект» считают, что столь сильные разрушения связаны не только с водой. Русло реки Пионерской на участке завода «Викон-93» очень заужено и имело явно недостаточные размеры сечения. Наличие производственных помещений в водоохранной зоне, непосредственно на берегу, также отягчало ситуацию. Вода подхватила контейнеры, строения и лесоматериалы. Все это хозяйство вместе с потоком стало своеобразным тараном, сумевшим без особого труда снести сначала левый пролет автодорожного моста, а затем разрушить железнодорожный. Технический директор института «Дальводпроект» считает, что все разрушения, случившиеся ниже водохранилища, произошли из-за нарушений положения о водоохранной зоне рек, а также из-за строительства объектов в прирусловой зоне реки. Так что одной из причин беды стали посягательства на прибрежную территорию реки.
Следует отметить, что комиссия по чрезвычайным ситуациям Приморского края решением от 17 июля 2001 года поставила перед главами муниципальных образований городов и районов задачу — проконтролировать состояние и готовность к паводкам гидротехнических сооружений, дамб, мостов, дорог. В этом решении особо подчеркивалось, что на подведомственных территориях следует обязательно проверить состояние русел рек, а при необходимости — их очистить. Насколько серьезно местные власти отнеслись к этому постановлению, можно судить по результатам 7 августа.
Вместе с тем возник и ряд вопросов в отношении предпринимателей и руководства города. Так, в течение ряда лет садоводческие товарищества самовольно вели строительство в этом районе, в результате чего русло реки сузилось и многократно возросла вероятность гидродинамического удара. Кроме того, некое ООО ниже дачных участков произвело отсыпку скального грунта, практически перегородив русло реки. На образовавшейся площадке размещались пилорама, склад леса, контейнеры. Во время паводка все это, как и имущество дачников, пошло вниз по течению и обрушилось на железнодорожный мост. Вопросы возникли также к инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора, земельному комитету и другим контролирующим органам.
Еще в 1997 году институт «Дальводпроект» разработал технико-экономическое обоснование «Защита от наводнений г. Владивостока Приморского края». В качестве первоочередных мер ученые предлагали мероприятия защиты от паводков бассейна реки Пионерской. Главный смысл предложенного — в том, чтобы реконструировать Седанкинский гидроузел с приданием ему функций противопаводкового, расширить и укрепить отводящий канал и русла реки, благоустроить русло и прилегающую территорию. Цена вопроса — 183 миллиона рублей в текущих ценах.
Ущерб, нанесенный наводнением, был оценен в 1,588 миллиарда рублей (годовой бюджет края — 9 млрд рублей). Только Владивосток представил свой ущерб на сумму 1 271 миллион рублей. Эта сумма составляла около трети городского годового бюджета.
Однако на основе анализа, выполненного рабочей группой МЧС России после поездки в Приморье, эта цифра была уменьшена почти в четыре раза. Муниципальные образования края в объемы аварийно-восстановительных работ включили многое, что к этому не имеет отношения. К примеру, благоустройство территорий, ремонт швов в панельных домах, восстановление кровель, уборку грязи и мусора и т. д. Но эти работы не финансируются из резервного правительственного фонда.
Легко ощутимая разница в цифрах «просителя» и «кассира» объясняется разницей в методиках подсчета ущерба. Эксперты МЧС России учитывают только сметные расходы на восстановление объектов после аварийных ситуаций, приведших к выводу объекта из строя. Например, если по автодороге после ливня все же можно проехать, то ее ремонт придется делать на деньги муниципалитета. Еще один фактор, сказавшийся на снижении цифр ущерба, — выплаты, предусмотренные пострадавшим частным лицам. Потерявшие жилье приморцы получали жилищные сертификаты, как это было в Ленске. Денег на возмещение меньшего ущерба, например, потери мебели, затопленного подвала, снесенного забора, в федеральном резервном фонде не предусмотрено. Имущество должно быть застраховано, но, к сожалению, не все люди это понимают. Поэтому остальные пострадавшие получили минимальную единовременную помощь.
Водная стихия, нанесшая огромный ущерб Владивостоку, Партизанскому району и другим территориям южного Приморья, вновь высветила проблему расположения домов в опасной близости к воде, в низине. Их затапливает из года в год, во время тайфунов даже послабее нынешнего.
По результатам проведенных спасательных работ было принято решение
о необходимости создания в Приморье более мощной поисково-спасательной службы.
* * *
В отличие от запада России, где паводок приходится на раннюю весну, в Приморье вода низвергается с небес летом и в начале осени, когда созревает урожай. Известно, что наиболее плодородные почвы в Приморье находятся именно в поймах рек и при катастрофических паводках затапливается около 30 процентов наиболее освоенной пашни.
Серьезные попытки защитить приморские земли от наводнений начались сравнительно недавно — в начале 60-х годов. Была даже разработана федеральная антипаводковая программа «Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае на 1995—2000 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 г. № 340, которая реализовывалась в Приморском крае с 1995 года. Объемы утвержденной программы были настолько грандиозны, что никто всерьез и не помышлял о ее полной реализации. За 6 лет планировалось выполнить работы в объеме 1 292,7 млн рублей в ценах 1991 года, или около 20 млрд рублей в ценах 2000-го. В реальной жизни финансовые средства выделялись в меньшем на два порядка объеме, в результате чего программа выполнена была всего на 2,76 % (по другим данным, на 6 %).
Было принято решение продолжить действие программы еще на 5 лет, причем ее заказчиком будет выступать уже не Госстрой РФ, а Министерство по природным ресурсам России. Насколько это изменит ситуацию с наводнениями — покажет время.
Согласно расчетам специалистов института «Дальводпроект» площадь зоны затопления наводнения — 1 110 тыс. га, что составляет около 7 % территории края. Вроде бы немного, но если учесть, что более 80 % площади Приморья занимают горы, то оказывается, что в зоне затопления находится половина равнинной территории края, которая является и селитебной и сельскохозяйственной зоной. А так как незатапливаемая половина расположена в основном в Приханкайской низменности, то в северных, центральных, восточных и южных районах края в зоне затопления находится практически вся равнинная часть, где размещаются все населенные пункты и сельхозугодья. В целом по Приморью в зоне затопления проживают 212 тыс. человек в 178 населенных пунктах, в том числе и в главных городах края; здесь находятся 320 тыс. га сельхозугодий, в том числе 130 тыс. га пашни, 750 км автомобильных дорог.
Степень влияния наводнений на экономику края оценивается наносимым ими ущербом. При этом величина ущербов от наводнений является функцией уровня развития экономики и размеров капвложений на ее развитие, если оно не сопровождается защитными противопаводковыми мероприятиями. В 50-х годах, когда в зоне затопления было мало капитальной застройки, а сельхозугодья были представлены в основном сенокосами и пастбищами, среднегодовые ущербы от наводнений в крае составляли всего 1,5—2 млн руб. в ценах 1991 года.
Когда в 70—80-х годах в зоне затопления велись интенсивное строительство и освоение земель, не сопровождавшиеся, как правило, защитой от наводнений, то ущербы от наводнений резко выросли и достигли уровня 500 млн рублей в год. В последние годы, — когда резко упал уровень экономики, не ведется капитальное строительство, не восстанавливаются и списываются разрушенные наводнениями сооружения, мало используются сельхозугодья, — величина среднегодового ущерба от наводнений снизилась до 50 млн руб. и поддерживается на этом уровне за счет уничтожения наводнениями ранее созданного трудом и капиталом.
Инвестиции в территории развития можно вкладывать только после защиты их от наводнений. Есть, правда, еще вариант — ничего не делать и ждать, когда наводнения добьют в зоне затопления все рукотворное, тогда ущербы от наводнений снизятся до минимума.