Наводнение в Приморье (август 2001 года)

Приморский край находится в зоне активной циклонической деятельности и почти ежегодно подвергается затоплениям от разливов рек, вызываемых осадками большой продолжительности и высокой для больших интервалов времени интенсивности при прохождении южных, юго-западных и западных циклонов и особенно тропических циклонов (тайфунов).

Только в 2000 году Приморский край подвергался наводнениям четыреж­ды — при прохождении на реках паводков от дождей, вызванных: тайфуном «Болавен» (28 июля — 1 августа), обусловившим интенсивные осадки по всему краю, за исключением его западных районов; южным циклоном при обостре­нии фронтальных разделов (19—21 августа) — интенсивные осадки преимуще­ственно в южных и центральных районах края; тайфуном «Прэпирун» (31 авгу­ста — 1 сентября) — интенсивные осадки в южной половине края; тайфуном «Самоэй» (16—17 сентября) — интенсивные осадки в южных и западных райо­нах края. Общий ущерб, нанесенный краю этими тайфунами, превысил 1 млрд рублей. Было разрушено 63 дамбы.

Сравнительно благоприятные природно-климатические условия позволя­ют Приморскому краю вносить большой вклад в экономику сельского хозяйст­ва Дальнего Востока, производить более трети сельскохозяйственной продук­ции региона. Основными видами сельскохозяйственных культур, выращивае­мых в крае, являются рис, соя, овощи, картофель, зерновые. Основной причиной низкой урожайности являются нестабильность сельскохозяйствен­ного производства, связанная с гибелью посевов от периодически повторяю­щихся наводнений, почти ежегодным переувлажнением почв во второй поло­вине лета и большим эрозионным смывом почв.

Для рек Приморского края характерен паводочный режим на протяжении всего периода открытого русла: дождевые паводки могут наблюдаться в любое время в период с апреля по октябрь. Но чаще всего они бывают в июле—сен­тябре. Большие интенсивности дождей за сравнительно длительные интервалы времени, пересеченный рельеф и большие уклоны водосборных площадей и русел в зонах формирования стока обусловливают быстрое формирование паводков в бассейнах рек. Паводки часто достигают значительной высоты и в результате подъема уровня воды в реке вызывают наводнения — затопления водой сельскохозяйственных угодий, населенных пунктов и промышленных предприятий, расположенных выше ежегодно затапливаемой поймы в преде­лах речной долины. Общая площадь затопления при катастрофических навод­нениях достигает 11 тыс. км2, что составляет 6 % всей площади Приморского края, или около 30 % его равнинной части.

Большинство наводнений в южных и юго-восточных районах Приморского края обусловлено выпадением дождевых осадков от юго-западных циклонов и тропических циклонов (тайфунов), которые перемещаются с Желтого моря на Японское. В западных же и северных районах края (Западно-Приморская равнина, бассейны рек Большой Уссурки и Бикина) наводнения обычно вызы­ваются воздействием западных циклонов.

Защита сельскохозяйственных угодий от затопления в крае осуществляется путем строительства дамб в составе мелиоративных систем. Общая протяжен­ность оградительных дамб мелиоративных систем (на 1989 год) составляла

1 200 км. Паводками в том же году было разрушено 240 км дамб. Происходили их разрушения и в последующие годы. К тому же строительство дамб было сокращено.

Август 2001 года.

С утра 7 августа муссонные ливни, шквальный ветер и грозы обрушились на Приморье. За два часа была превышена месячная норма осадков (200 мм) — такого Приморье не знало уже много лет. Циклон с Желтого моря парализовал движение транспорта, нарушил работу коммунальных служб на юге края и нормальную жизнь населения.

Самый сильный удар стихии пришелся по Владивостоку — улицы города на несколько часов буквально скрылись под водой. Ситуацию резко осложнил аварийный сброс воды с Седанкинского водохранилища. Через несколько ча­сов после начала дождя водохранилище переполнилось, и аварийный сброс привел к моментальному затоплению пригородов Владивостока. Все произош­ло настолько быстро, что люди едва успевали спастись.

На городских магистралях возникли километровые заторы. Глубина воды на улицах Владивостока достигала метра.

Такой непогоды Владивосток не знал со времен тайфуна «Джуди» 1989 г. Уже через два часа все без исключения дороги во Владивостоке превратились в бурлящие реки, вода стекала со склонов сопок, по пути набирая ход и превра­щаясь в селевые потоки. С собой она несла камни и ветки, которые создавали естественные запруды, а новые потоки с грохотом их разрушали. Вырывались целые пласты асфальта, на глазах размывало ямы и расщелины. Многие улицы Владивостока оказались под водой, в ряде микрорайонов были затоплены под­валы домов, рынки, тротуары. Часть жилых кварталов города осталась без электричества и горячей воды, поскольку были подтоплены несколько сило­вых подстанций и центральная пароводяная бойлерная. Жители города были лишены теле- и радиопрограмм, из-за сильного дождя вышел из строя мест­ный передающий центр.

Наиболее сильно пострадали пригороды Владивостока. Опасаясь прорыва дамбы, на Седанкинском водохранилище днем 7 августа открыли шлюзы. В пе­реполненную речку хлынул огромный поток, который сносил все на своем пути. Некоторые дома были разрушены полностью. Смыло сотни строений, га­ражей, заборы. Паводок уничтожил огороды и сады местных жителей. Подто­пило лагеря отдыха «Юнга» (в безопасное место перевели 160 детей), «Моряк» (эвакуировано 160 детей), «Изумруд» (в сухой корпус отправлено 40 подрост­ков), санаторий-профилакторий «Моряк» (с крыш было снято 18 человек вместе с малышами, их на резиновой лодке перевезли на ближайшую возвы­шенность). На помощь пришла тяжелая техника морской пехоты. Два броне­транспортера морской пехоты ушли под воду, и их экипажам самим пришлось спасаться вплавь.

Местные власти признали, что справиться с последствиями стихии само­стоятельно не смогут. Погибли четыре человека: трое во Владивостоке и один в Партизанском районе.

Залило поселок фанерного завода, для снятия людей с крыш туда отправля­ли вертолет. Он успел эвакуировать 10 человек. Но из-за тумана «вертушке» пришлось вернуться на базу. После чего людей спасали лодками. Без электри­чества оставалась фабрика мороженого, на территории которой находилось 35 тонн аммиака.

Больше всего досталось автомобильному и железнодорожному мостам на Седанке. Их просто утащило в море. Над бушующей речкой провисли рель­сы. Сто четыре года простоял над устьем Седанки железнодорожный мост. Сдавая его в эксплуатацию в 1897 году, царские инженеры-путейщики прочи­ли ему жизнь на 300 лет. Все предыдущие тайфуны и паводки капитальному строению на две колеи были совершенно не страшны. В этот раз переполнен­ная в пик ливня Седанка получила дополнительный прилив сил за счет многих тысяч кубометров с водохранилища. Река с ураганной скоростью неслась к морю, сметая все на своем пути. В числе прочего захватила три 20-футовых контейнера, грузовик, джип, легковушку, три частных дома, склад пиломате­риалов и многое другое. Все это уперлось в автомобильный мост, в результате чего появилась искусственная запруда. А вода все прибывала и прибывала. Прорвало «плотину» со страшной разрушающей силой. И вместе с железобе­тонными конструкциями автомобильного моста это все ударило в железнодо­рожный мост, расположенный в 30 метрах ниже по течению. Сдержать порыв уже ничто было не в состоянии. Остатки пролетов, контейнеры и машины вы­несло в Амурский залив. Если можно так выразиться, это было средних разме­ров техногенное цунами.

Было остановлено железнодорожное движение от станции Угольная до Владивостока (более 30 километров пути). В различных районах Приморья на железной дороге было смыто около 2 км насыпи, рельсы в этих местах ви­сели в воздухе. Чтобы возобновить движение поездов по временной схеме требовалось полторы недели. Ситуация усугублялась тем, что на подходе к го­роду скопились составы с углем, так необходимым для подготовки к зимнему сезону.

Владивосток, который расположен на полуострове, был фактически отре­зан потоками воды от материка. Въехать в город и покинуть его было просто невозможно. Было прервано движение автомобилей между Владивостоком и Находкой. На этой трассе образовался 70-метровый котлован.

В Хасанском районе Приморья вода размыла дороги и отрезала несколько сел. Сильный ветер обрушил опоры линий электропередачи. Юг Приморья был обесточен в течение нескольких часов. Потоками снесло опоры трех ли­ний электропередачи. Вышли из строя ЛЭП-220 Артем—«Западная»—«Волна» (одна из трех веток, питающих Владивосток), ЛЭП-110 и 35 от Спутника до бухты Лазурной и от Океанской до бухты Горностай. Оказались затоплен­

ными трансформаторные подстанции «Волна», откуда электричество рас­пределяется на долину Второй речки, и «Голдобин». Остановилась Влади­востокская ТЭЦ-1, поскольку под водой оказался комплекс вспомогате­льного оборудования. Подтопило центральную пароводяную бойлер­ную. Поэтому пришлось аварийно прекратить подачу горячей воды в бо­льшинство жилых массивов Перворе- ченского и Ленинского районов.

На всех пострадавших объектах 7 и 8 августа велись восстановительные работы.

К вечеру 8 авгуета в Приморском крае было объявлена чрезвычайная ситуа­ция из-за наводнения и разрушений, вызванных колоссальным ливнем. В при­городе Владивостока стояли дома, залитые водой до самых крыш.

Из загородных лагерей отдыха, находящихся в низинах, дети срочно были вывезены во Владивосток. Из поездов, застрявших на рельсах в связи с разру­шением железных дорог, людей автобусами эвакуировали в ближайшие насе­ленные пункты. Всего в зоны затопления попало около 15 тыс. человек.

Более всего пострадали города Владивосток и Артем, Шкотовский и Пар­тизанский районы. Здесь реки вышли из берегов, затопив 1 500 жилых домов.

Движение по Транссибирской магистрали оказалось прерванным на участ­ке от Владивостока до станции Угольная. Уже ночью там начались восстанови­тельные работы. Сначала было предложено вместо снесенного моста уложить четыре цистерны с вырезанными горловинами. Потом их сверху залить бето­ном, снова проложить рельсы и по временной схеме пустить поезда. Однако от этого проекта пришлось отказаться. Даже временный вариант должен был выдержать удар стихии, подобный тому, что был 7 августа. Поэтому был разра­ботан новый проект. К ночи 9 августа планировалось завершить возведение одного пролета. По нему уже ночью должны были пойти грузовые составы. Сотни вагонов скопились во Владивостоке и на Угольной, стояли пассажир­ские поезда дальнего следования. В пятницу, 10 августа, планировалось с утра начать ремонт контактной сети. Так что в выходные дни (11—12 августа) реаль­но было запустить и электрички. Проходить они все должны были по одной колее. Тем временем параллельно должно было вестись строительство второй очереди моста. Для этого понадобится еще два—три дня.

Кроме того, была повреждена магистраль на Второй Речке, где также велся ремонт. Серьезные разрушения пути были зафиксированы на участке от Ве­сенней до Угольной. Здесь размыло 100 метров пути. В зону бедствия прибыли заместитель министра путей сообщения Виктор Семенов и начальник ДВЖД Александр Стрельник.

Ущерб от стихии мог бы быть намного меньше, если бы местные власти за­ранее приняли соответствующие меры. Стихийное бедствие в Приморском крае застало врасплох почти всех местных чиновников и все коммунальные службы региона. Наводнение на улицах Владивостока — это не только послед­ствие урагана, но и следствие того, что все ливневые стоки краевого центра были забиты бытовым мусором, который не убирался месяцами. Селевый по­ток, который размыл «Транссиб», снес железнодорожный мост неподалеку от Владивостока и разрушил несколько домов, — это тоже бедствие рукотвор­ное, поскольку коммунальные службы, без каких-либо предупреждений, открыли городские водозаборы. Местные власти не успели предупредить о на­двигающейся стихии многочисленных отдыхающих в санаториях и профилак­ториях на побережье Японского моря.

Во Владивостоке 8 августа состоялось заседание краевой комиссии по чрез­вычайным ситуациям, которая приняла решение о том, что основные аварий­ные работы должны быть завершены к вечеру 9 августа.

Утром 9 августа на приморском участке Транссиба до станции Угольная, в 30 километрах от Владивостока, было восстановлено движение пассажирских и грузовых поездов. От Угольной до Находки поезда пошли в обычном режиме. Пассажиры, прибывающие во Владивосток, от станции Угольная до города до­бирались на автобусах.

Во Владивостоке под водой оказались две крупные подстанции и более 113 распределительных энергообъектов. Тропический циклон полностью нару­шил водоснабжение Владивостока. Городские водохранилища были перепол­нены. В них поступала мутная вода, с грязью и песком. Очистные сооружения, построенные 50 лет назад, были не в состоянии ее очищать. Было принято ре­шение о переводе Владивостока на режимное водоснабжение. Вода подавалась в город на 3—4 часа в сутки.

Даже краевая гидрометеослужба перестала передавать точные данные

о тайфуне, поскольку сама оказалась в затопленном и обесточенном помеще­нии. Впрочем, сводок синоптиков жители города и не могли получать по той простой причине, что одновременно «заглох» и краевой телецентр — из-за по­топа вышли из строя снабжавшие его электричеством подстанции.

Всего на ликвидации последствий стихийного бедствия в Приморском крае в тот день было заняты около 3 тыс. человек и 200 единиц спецтехники.

Такого мощного наступления стихии город не знал более 50 лет. Потоками воды из Владивостока в море выносились остатки разрушенных строений, имущество людей и даже морские металлические контейнеры.

Губернатор края Сергей Дарькин и прибывший во Владивосток из Хаба­ровска руководитель Дальневосточного регионального центра МЧС России Геннадий Короткин договорились о создании постоянно действующего при­морского спасательного отряда. Финансирование отряда должно осуществля­ться из краевого бюджета.

Тропический циклон стал постепенно смещаться с южных районов края в центральные и восточные. Дожди стали заливать города Арсеньев, Дальне- горск, Спасск-Дальний, Лесозаводск.

Помимо пригородов Владивостока сильно пострадали Уссурийский, Ок­тябрьский, Партизанский, Черниговский, Спасский и Кировский районы. Все они, кроме Партизанского, входят в число основных зерносеющих и снабжают край товарным и фуражным зерном. В 2001 году в Приморье было засеяно 24 тысячи гектаров хлебопекарной пшеницы, из которой печется почти весь по­дольский хлеб. Для многих хозяйств потеря урожая равносильна катастрофе, поскольку там было создано свое мукомольное и хлебопекарное производство. Не убраны были и 30 тысяч гектаров пивоваренных ячменей. В хозяйствах края пшеница была убрана лишь на трети площадей — 8 тысячах гектаров. Урожай­ность выше, чем в прошлом году (13 ц/га), и тем обиднее было терять выра­щенное.

В Партизанском районе затопило поля, жители были вынуждены выводить скот на дороги, которые также заливало водой. Оказались размытыми несколь­ко участков трасс Находка — Партизанск и Находка — Владивосток. Движение транспорта прекратилось. В результате подъема рек Партизанской (на 2,2 мет­ра), Пасечной (на 2,9 метра), Ольга (на 1,9 метра) и Большая Литовка (на 4,1 метра) было разрушено 21,5 километра дорожного полотна, частично повреждено семь мостов, попало под затопление 204 дома в селе Екатеринов­ка, 121 дом в селе Боец Кузнецов, 76 домов в селе Новолитовск.

Особенно сильно пострадали входящие в муниципальное образование Пар­тизанск села Бровничи, Серебряное и Мельники. Дома там были полностью затоплены водами реки Партизанской, люди не могли попасть в свои жилища.

Сотрудники УВД края сообщили об эвакуации людей, которая проходила с их участием. В Партизанском районе из затопленных в деревнях 350 домов было вывезено 3 450 человек. В Надеждинском районе эвакуировано с дач 247 человек. В Артеме эвакуированы люди из 15 многоэтажных и 13 частных домов. При этом сотрудники милиции во всех этих местах организовали охра­ну покинутых гражданами домов.

Тем временем южное Приморье подсчитывало нанесенный стихией ущерб. За сутки в Приморье выпало более 200 мм осадков, это почти две месячные нормы. Ливневые дожди разрушили 14 автомобильных мостов и свыше 70 км автомагистрали между Владивостоком и Находкой. На подходах к Владивосто­ку размыто около 7 км железнодорожного полотна, снесен один из мостов, по которому проходила стальная колея. По Транссибу до Владивостока не дохо­дил ни один поезд.

Во Владивостоке было подтоплено около 170 домов, разрушено 6 автомо­бильных мостов, вместе с пригородом здесь повреждено 169 частных домов, из которых 127 на Седанке и Спутнике, подтоплено 386 высотных зданий и 3 детских сада, рухнуло 4 подпорные стенки. Повреждено 90 км автомобиль­ных дорог, две линии ЛЭП, 360 трансформаторных подстанций, линии связи, пострадало до 26 тыс. человек.

Из сельских территорий больше всего зацепило Шкотовский и Партизан­ский районы. В первом из них стихией уничтожено или повреждено 350 подво- рьев, 45 км дорог и 60 улиц в деревнях и поселках, 5 км линий связи, 800 гекта­ров сельхозугодий. В Золотой Долине подмыто более 700 частных домов, 4 моста, на одной из дорог промоина 15 метров.

Зоны наводнений на территории Приморекого края 7—9 авгуета 2001 г.

В целом по краю было подтоплено

1    448 квадратных км, на которых по­стоянно проживает более 80 тысяч че­ловек, 11 человек погибли. В той или иной степени разрушено 1 337 част­ных домов, залито 690 подвалов и первых этажей многоэтажек, более тысячи крыш требовали срочного ре­монта. Требуется восстановить 37 ав­томобильных мостов и 246 км автодо­рог. Вода нанесла урон сельскохозяй­ственным угодьям и частным огоро­дам на площади 601 тысяча гектаров.

Из-за ливневых дождей и сильного ветра были обрушены линии электропе­редачи и телефонные кабели. Без внешней связи остался город Фокино с насе-

лением в 38 тысяч жителей. Из-за обрыва линии без телефонной связи находи­лись и три села Хасанского района на юге Приморья. Во Владивостоке не работали телефоны у 3 тысяч абонентов. Рухнувшие опоры линий электро­передачи и оборванные провода оставили без света ряд районов Владивостока, Артема, поселки Трудовое, Краскино и Посьет. Бригады ремонтников вели восстановительные работы, чему очень мешали размытые дороги и дожди.

Наиболее сложная обстановка складывалась в Анучинском районе, где почти все реки, в том числе и Арсеньевка, превысили критический уровень на 30—50 см. В результате было прервано сообщение с несколькими селами, в частности с Ауровкой, Ясной Поляной и Скворцово.

Находка была полностью отрезана от внешнего мира. Автомагистраль меж­ду Находкой и Владивостоком оказалась размытой в нескольких местах, и транспортное сообщение между этими городами было полностью прервано. 180 км между Находкой и Владивостоком преодолевались обычно в среднем за 2,5 часа. Когда магистраль вышла из строя, оказалось, что ей практически нет замены: движение морских «Комет» регламентировано расписанием и слишком зависит от погоды, а железной дорогой можно воспользоваться лишь дважды в сутки. Была затоплена и полностью остановлена Партизанская ГРЭС, которая обеспечивала электроэнергией около 100 тысяч горожан и жи­телей района. На восстановление работы электростанции потребовалось четве­ро суток. Власти Находки сообщали, что в городе затоплены подвалы домов. Вышла из берегов речка Каменка, протекающая через город, затопив несколь­ко кварталов Находки.

По мнению начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России Геннадия Короткина, жителям Приморья нужна была немедленная гу­манитарная помощь всей России.

Во всем Приморье круглосуточно продолжались аварийно-восстановитель­ные работы по ликвидации последствий сильнейших дождей.

Аварийно-спасательные работы велись во всех пострадавших муниципаль­ных образованиях. Для этого было привлечено 3 990 специалистов и 593 еди­ницы тяжелой и универсальной техники управлений ГОЧС, МВД, Миноборо­ны, пожарных, спасательных, дорожных и ведомственных технических подразделений, Центра медицины катастроф и «Скорой помощи», госинспек- ции по маломерным судам, «Владивосток Авиа», «Владморпасса» и механизи­рованных восстановительных поездов. Только во Владивостоке было задейст­вовано полторы тысячи человек и 165 различных транспортных средств. Приморье справилось с валом воды собственными силами. А вот для вос­становления разрушенного хозяйства без посторонней помощи краю было не обойтись.

Из-за наводнения была полностью остановлена электростанция в примор­ском городе Партизанске. Основной причиной остановки стало несоответст­вие стандартам технической воды, которая несла большое количество ила и грязи. Был затоплен также угольный склад станции.

К вечеру 9 августа дожди на территории Приморья прекратились. Режим чрезвычайной ситуации был снят в городе Арсеньев и Хасанском районе.

На территориях, пострадавших от стихии, активно велась санитарно-эпиде­миологическая работа.

Вечером электроснабжение Владивостока было полностью восстановлено.

10   августа на территории всего Приморского края полностью прекратились дожди. Установилась тихая, солнечная, теплая погода. В крае продолжались аварийные и ремонтно-восстановительные работы по ликвидации последствий циклона. На приморском участке федеральной автотрассы Владивосток — Ха­баровск было полностью восстановлено движение. В крае полностью был снят режим чрезвычайной ситуации.

Вечером было восстановлено движение по Седанкинскому мосту Трансси­ба. Владивостокское отделение Дальневосточной железной дороги, в связи с разрушением железнодорожного моста, необходимостью в очень сжатые сро­ки восстановить движение поездов, понесло ущерб в размере более 19 миллио­нов рублей. Еще 120 миллионов требовалось на строительство нового капита­льного моста.

Прокуратура Владивостока возбудила уголовное дело по факту причинения ущерба жителям города и разрушения железнодорожной и автомобильной магистралей, произошедших в период ливневых дождей, а также сброса воды с Седанкинского водохранилища. Дело было возбуждено по ст. 293, ч. 1, УК РФ — «халатность». В ходе расследования предполагалось оценить право­мерность действий должностных лиц. Кроме того, правоохранительные орга­ны хотели выяснить, могли ли власти края предупредить сброс воды из водо­хранилища.

Пионерский гидроузел, ранее называвшийся Седанкинским, эксплуатиру­ется с 1936 года. Спроектирован и построен он был специально созданной ор­ганизацией «Седанстрой», входившей в систему «Дальлаг» НКВД СССР. В на­стоящее время сооружения гидроузла эксплуатируются краевым унитарным предприятием «Водопроводно-канализационное хозяйство юга Приморья». Его диспетчерская служба получила штормовое предупреждение в 13 часов

6     августа, а утром следующего дня уточнила полученный накануне прогноз. Гидрометцентр края информировал, что максимальное количество осадков (более 50 мм) придется на вторую половину дня 8 августа, а 7 августа выпадет 15—49 мм за 12 часов. Однако 7 августа над водосбором Пионерского водохра­нилища выпало 275 мм осадков, из них 205,5 мм — всего за два часа. Поэтому уже к 12 часам 7 августа на гидроузле начала складываться предаварийная ситу­ация, которая могла привести к прорыву плотины. Чтобы не допустить этого, принимается решение полностью открыть сегментный затвор паводкового во­досброса. Аналогично события развивались и на Богатинском гидроузле. Как утверждали работники водохранилищ, в обоих случаях перед сбросом воды ад­министрация Владивостока ставилась в известность.

Приток был такой большой, что при емкости чаши чуть больше шести мил­лионов кубометров из него было сброшено тоже шесть миллионов — целое во­дохранилище (по Богатинскому гидроузлу сброс составил девять миллионов кубометров). Но не залпом. Согласно прогнозу на 7 августа в Седанкинское во­дохранилище максимально можно было ожидать притока немногим более полутора миллионов кубометров воды. Поскольку накануне до полного его за­полнения оставалось около 800 тысяч кубометров, на предприятии приняли решение заранее начать сброс через донный водовыпуск, и с ночи 6 августа задвижка на одной трубе была открыта. А на следующий день, когда разыгра­лась невиданная непогода, пришлось, естественно, использовать уже всю сис­тему сооружений, предусмотренных для сброса паводков.

Прогноз не сулил катастрофического паводка, и предварительного спуска воды не производилось. Специалисты проектно-изыскательского научно-ис­следовательского института «Дальводпроект» считают, что столь сильные раз­рушения связаны не только с водой. Русло реки Пионерской на участке завода «Викон-93» очень заужено и имело явно недостаточные размеры сечения. На­личие производственных помещений в водоохранной зоне, непосредственно на берегу, также отягчало ситуацию. Вода подхватила контейнеры, строения и лесоматериалы. Все это хозяйство вместе с потоком стало своеобразным та­раном, сумевшим без особого труда снести сначала левый пролет автодорож­ного моста, а затем разрушить железнодорожный. Технический директор ин­ститута «Дальводпроект» считает, что все разрушения, случившиеся ниже водохранилища, произошли из-за нарушений положения о водоохранной зоне рек, а также из-за строительства объектов в прирусловой зоне реки. Так что од­ной из причин беды стали посягательства на прибрежную территорию реки.

Следует отметить, что комиссия по чрезвычайным ситуациям Приморского края решением от 17 июля 2001 года поставила перед главами муниципальных образований городов и районов задачу — проконтролировать состояние и го­товность к паводкам гидротехнических сооружений, дамб, мостов, дорог. В этом решении особо подчеркивалось, что на подведомственных территориях следует обязательно проверить состояние русел рек, а при необходимости — их очистить. Насколько серьезно местные власти отнеслись к этому постанов­лению, можно судить по результатам 7 августа.

Вместе с тем возник и ряд вопросов в отношении предпринимателей и ру­ководства города. Так, в течение ряда лет садоводческие товарищества самово­льно вели строительство в этом районе, в результате чего русло реки сузилось и многократно возросла вероятность гидродинамического удара. Кроме того, некое ООО ниже дачных участков произвело отсыпку скального грунта, прак­тически перегородив русло реки. На образовавшейся площадке размещались пилорама, склад леса, контейнеры. Во время паводка все это, как и имущество дачников, пошло вниз по течению и обрушилось на железнодорожный мост. Вопросы возникли также к инспекции Государственного архитектурно-строи­тельного надзора, земельному комитету и другим контролирующим органам.

Еще в 1997 году институт «Дальводпроект» разработал технико-экономиче­ское обоснование «Защита от наводнений г. Владивостока Приморского края». В качестве первоочередных мер ученые предлагали мероприятия защиты от па­водков бассейна реки Пионерской. Главный смысл предложенного — в том, чтобы реконструировать Седанкинский гидроузел с приданием ему функций противопаводкового, расширить и укрепить отводящий канал и русла реки, благоустроить русло и прилегающую территорию. Цена вопроса — 183 миллио­на рублей в текущих ценах.

Ущерб, нанесенный наводнением, был оценен в 1,588 миллиарда рублей (годовой бюджет края — 9 млрд рублей). Только Владивосток представил свой ущерб на сумму 1 271 миллион рублей. Эта сумма составляла около трети го­родского годового бюджета.

Однако на основе анализа, выполненного рабочей группой МЧС России после поездки в Приморье, эта цифра была уменьшена почти в четыре раза. Муниципальные образования края в объемы аварийно-восстановительных ра­бот включили многое, что к этому не имеет отношения. К примеру, благоуст­ройство территорий, ремонт швов в панельных домах, восстановление кро­вель, уборку грязи и мусора и т. д. Но эти работы не финансируются из резервного правительственного фонда.

Легко ощутимая разница в цифрах «просителя» и «кассира» объясняется разницей в методиках подсчета ущерба. Эксперты МЧС России учитывают то­лько сметные расходы на восстановление объектов после аварийных ситуаций, приведших к выводу объекта из строя. Например, если по автодороге после ливня все же можно проехать, то ее ремонт придется делать на деньги муници­палитета. Еще один фактор, сказавшийся на снижении цифр ущерба, — выпла­ты, предусмотренные пострадавшим частным лицам. Потерявшие жилье приморцы получали жилищные сертификаты, как это было в Ленске. Денег на возмещение меньшего ущерба, например, потери мебели, затопленного подвала, снесенного забора, в федеральном резервном фонде не предусмотре­но. Имущество должно быть застраховано, но, к сожалению, не все люди это понимают. Поэтому остальные пострадавшие получили минимальную едино­временную помощь.

Водная стихия, нанесшая огромный ущерб Владивостоку, Партизанскому району и другим территориям южного Приморья, вновь высветила проблему расположения домов в опасной близости к воде, в низине. Их затапливает из года в год, во время тайфунов даже послабее нынешнего.

По результатам проведенных спасательных работ было принято решение

о необходимости создания в Приморье более мощной поисково-спасательной службы.

* * *

В отличие от запада России, где паводок приходится на раннюю весну, в Приморье вода низвергается с небес летом и в начале осени, когда созревает урожай. Известно, что наиболее плодородные почвы в Приморье находятся именно в поймах рек и при катастрофических паводках затапливается около 30 процентов наиболее освоенной пашни.

Серьезные попытки защитить приморские земли от наводнений начались сравнительно недавно — в начале 60-х годов. Была даже разработана федераль­ная антипаводковая программа «Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных зе­мель в Приморском крае на 1995—2000 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 г. № 340, которая реализо­вывалась в Приморском крае с 1995 года. Объемы утвержденной программы были настолько грандиозны, что никто всерьез и не помышлял о ее полной ре­ализации. За 6 лет планировалось выполнить работы в объеме 1 292,7 млн руб­лей в ценах 1991 года, или около 20 млрд рублей в ценах 2000-го. В реальной жизни финансовые средства выделялись в меньшем на два порядка объеме, в результате чего программа выполнена была всего на 2,76 % (по другим дан­ным, на 6 %).

Было принято решение продолжить действие программы еще на 5 лет, при­чем ее заказчиком будет выступать уже не Госстрой РФ, а Министерство по природным ресурсам России. Насколько это изменит ситуацию с наводне­ниями — покажет время.

Согласно расчетам специалистов института «Дальводпроект» площадь зоны затопления наводнения — 1 110 тыс. га, что составляет около 7 % территории края. Вроде бы немного, но если учесть, что более 80 % площади Приморья за­нимают горы, то оказывается, что в зоне затопления находится половина рав­нинной территории края, которая является и селитебной и сельскохозяйствен­ной зоной. А так как незатапливаемая половина расположена в основном в Приханкайской низменности, то в северных, центральных, восточных и юж­ных районах края в зоне затопления находится практически вся равнинная часть, где размещаются все населенные пункты и сельхозугодья. В целом по Приморью в зоне затопления проживают 212 тыс. человек в 178 населенных пунктах, в том числе и в главных городах края; здесь находятся 320 тыс. га сель­хозугодий, в том числе 130 тыс. га пашни, 750 км автомобильных дорог.

Степень влияния наводнений на экономику края оценивается наносимым ими ущербом. При этом величина ущербов от наводнений является функцией уровня развития экономики и размеров капвложений на ее развитие, если оно не сопровождается защитными противопаводковыми мероприятиями. В 50-х годах, когда в зоне затопления было мало капитальной застройки, а сельхозугодья были представлены в основном сенокосами и пастбищами, среднегодовые ущербы от наводнений в крае составляли всего 1,5—2 млн руб. в ценах 1991 года.

Когда в 70—80-х годах в зоне затопления велись интенсивное строительст­во и освоение земель, не сопровождавшиеся, как правило, защитой от навод­нений, то ущербы от наводнений резко выросли и достигли уровня 500 млн рублей в год. В последние годы, — когда резко упал уровень экономики, не ве­дется капитальное строительство, не восстанавливаются и списываются разру­шенные наводнениями сооружения, мало используются сельхозугодья, — величина среднегодового ущерба от наводнений снизилась до 50 млн руб. и поддерживается на этом уровне за счет уничтожения наводнениями ранее со­зданного трудом и капиталом.

Инвестиции в территории развития можно вкладывать только после защи­ты их от наводнений. Есть, правда, еще вариант — ничего не делать и ждать, когда наводнения добьют в зоне затопления все рукотворное, тогда ущербы от наводнений снизятся до минимума.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: