Большая часть территорий, подвергающихся периодическим затоплениям, практически не может быть обеспечена инженерными системами защиты. В этих условиях для незащищенных территорий исключительную важность приобретают неинженерные, предупредительные, способы защиты от наводнений.
Такими направлениями защиты являются:
• развитие программы страхования от наводнений;
• контроль за хозяйственным использованием опасных зон;
• организация оперативного оповещения и информирования органов управления и населения об опасности наводнения;
• разработка и оперативное осуществление планов эвакуации людей и материальных ценностей из угрожаемых районов;
• организация регулярных гидрометеорологических наблюдений;
• мониторинг и прогноз развития паводковых процессов;
• вынос объектов из зон периодического затопления;
• организация координации и эффективного управления защитой от наводнений в речном бассейне.
Как свидетельствуют современные природные, экологические и социально-экономические показатели, для большинства речных бассейнов характерно бессистемное и нерациональное размещение самых различных по назначению объектов.
При хозяйственном освоении паводкоопасных территорий, как в долинах рек, так и на морских побережьях, необходимо проводить детальные экономические и экологические исследования. Их цель — выявление путей получения максимально возможного экономического эффекта от освоения этих территорий и вместе с тем сведение к минимуму возможного ущерба от наводнений.
Далее, ограничение или полное запрещение таких видов хозяйственной деятельности, в результате которых возможно усиление наводнений (лесосводка и др.), а также расширение мероприятий, направленных на создание условий, ведущих к уменьшению стока. Кроме того, на паводкоопасных территориях должны осуществляться лишь такие виды хозяйственной деятельности, которым при затоплении будет нанесен наименьший ущерб.
Должно проводиться четкое районирование и картирование пойм с нанесением границ паводков различной обеспеченности. С учетом вида хозяйственного использования территории ученые рекомендуют выделить зоны с 20 % обеспеченностью паводка (для сельскохозяйственных угодий), 5 % обеспеченностью (для строений в сельской местности), 1 % обеспеченностью для городских территорий и 0,3 % обеспеченностью для железных дорог.
Должна существовать четко разработанная и постоянно готовая к работе система по прогнозированию паводков и по оповещению населения о времени наступления наводнения, о максимально возможных отметках его уровня и продолжительности. Прогнозирование паводков и половодий должно осуществляться на основе развития широкой, хорошо оснащенной современными приборами службы наблюдений за гидрометеорологической обстановкой.
Наилучшим инструментом по регулированию землепользования на паводкоопасных территориях может быть гибкая программа по страхованию от наводнений, сочетающая как обязательное, так и добровольное страхование. Основной принцип этой программы должен заключаться в следующем: в случае принятия рационального, с позиций противопаводковой защиты, вида использования территории страхователю выплачивается существенно большая страховая сумма, чем в случае игнорирования им соответствующих рекомендаций и норм.