Хроника катастрофических наводнений начала XXI века

Начало XXI века ознаменовалось в России целым каскадом катастрофиче­ских наводнений.

В 2001 году на территории Российской Федерации произошли 23 чрезвы­чайные ситуации, обусловленные опасными гидрологическими явлениями (из них 1 — локального уровня, 15 — местного уровня, 6 — территориального уровня и 1 — федерального уровня).

Десятки тысяч жителей Якутии пострадали от весеннего паводка в мае 2001 года. Якутия оказалась лишь звеном в цепи природных катастроф, кото­рые довелось перенести населению России.

В том же году Иркутская область дважды подвергалась наводнениям: в мае и июле месяцах. Если в мае пострадали северные районы, то в начале июля того же года в связи с обильными осадками были затоплены южные районы об­ласти.

В Бурятии ряд районов в мае также пострадал от наводнения. В Оренбург­ской области весенним половодьем причинен значительный ущерб экономике; во втором по величине городе области Орске подтоплено 325 домов, в которых проживали 1300 человек. В Челябинской области было подтоплено 73 дома в шести населенных пунктах, а в Курганской области — 200 жилых домов. В Приморье наводнение, вызванное тайфуном в августе 2001 года, затронуло

17   районов, 11 человек погибли.

Только за первое полугодие 2002 года на территории Российской Федера­ции произошли 19 чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными гидро­логическими явлениями (из них 1 — локального уровня, 4 — местного уровня,

13    — территориального уровня и 1 — федерального уровня). Пострадало более 330 тыс. человек. Гидрологически и гидродинамически опасные и особо опас­ные явления на водных объектах и вызванные ими чрезвычайные ситуации происходили на территории 44 субъектов Российской Федерации. С 17 декабря 2001 года до 7 февраля 2002 года (53 суток) длилось катастрофическое затопле­ние территории Краснодарского края и Республики Адыгея.

Наводнения от дождевых паводков с особо опасными уровнями воды на ре­ках проходили на территории 9 субъектов Российской Федерации Южного фе­дерального округа в июне 2002 года. Они начались в результате сильных ливне­вых дождей в горных районах Северного Кавказа в период с 19 по 23 июня. В бассейнах всех основных рек — Кубани, Терека, Кумы, Сулака и Самура уровни воды резко превысили критические отметки, все водохранилища стали быстро заполняться. Активизировались оползневые процессы. Массовые схо­ды селевых потоков накладывались на водные, усиливая разрушительные дей­ствия паводка. Из переполненных водохранилищ воду вынуждены были сбра­сывать в нижние бьефы, чем сильно осложнялась паводковая обстановка. В зоне затопления оказалось более 300 тыс. человек, погибло 114 человек.

В августе 2002 года произошло еще одно катастрофическое наводнение в Южном федеральном округе, на Черноморском побережье Кубани. Оно яви­лось следствием сильных ливневых дождей и смерчей, возникших над морем, с выходом на сушу. Погибло 59 человек.

Необходимо отметить, что при сохраняющихся в целом показателях по вре­мени и характерным районам возникновения указанных чрезвычайных ситуа­ций просматриваются тенденции возрастания масштабов их последствий, сопровождающихся человеческими жертвами, значительным материальным ущербом, связанным с разрушениями жилой застройки, инженерных комму­никаций, объектов инфраструктуры, гибелью поголовья скота и сельхоз­угодий.

Характерной особенностью наводнений последних лет является их непо­средственная связь с функционированием водохозяйственных комплексов ре­гионов, а частичная обусловленность — прорывом гидротехнических сооруже­ний или сбросом воды из переполненных водохранилищ.

В условиях нарастающего износа основных производственных фондов, си­стематического недофинансирования берегоукрепительных мероприятий, бо­льшого количества гидротехнических сооружений, требующих капитального ремонта и замены технологического оборудования, данные отрицательные тенденции могут сохраниться.

В целом с точки зрения масштабности последствий наводнений и паводков чаще стали выделяться такие регионы страны, как Северный Кавказ, бассейн р. Лены, юг Дальнего Востока (особенно Приморский край).

По числу жертв и ущербу, причиняемому обществу, наводнения занимают первое место среди стихийных бедствий, вместе с тем, как это ни парадоксаль­но, единой общепринятой концепции защиты от наводнений паводкоопасных территорий пока нет. Все чаще можно слышать, что ее разработка должна стать одной из приоритетных задач в нашей стране. О необходимости разработки та­кой концепции и ее принятии на государственном уровне еще раз напомнили трагедии, произошедшие в 2001—2002 годах.

Особую опасность представляют неожиданные наводнения, которые про­исходят из-за сильных ливней, быстрого таяния снега в горах, прорыва водами природных или созданных человеком преград воде. Неожиданные ливневые наводнения особенно опасны в больших городах.

Трагические последствия имело ливневое наводнение в городе Новорос­сийске и его окрестностях в августе 2002 года.

Современное общество потеряло связь со многими аспектами природной окружающей среды. Впечатляющие достижения технологий привели к ощуще­нию, что жители полностью защищены или могут быть защищены от капризов погоды. Однако статистика показывает, что самая большая угроза погибнуть или получить ранение во время стихийного бедствия исходит именно от навод­нений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: