Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности

Анализ реальных ситуаций, событий и опыта позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере:

1. Любая деятельность потенциально опасна и в одном виде деятельности невоз­можно достичь абсолютной безопасности, основная задача — свести риски к минимуму.

2. Техногенные опасности существуют, если потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. Соблюдение предельно допустимых значе­ний этих потоков сохраняет безопасные условия жизнедеятельности человека и уменьшает негативное влияние техносферы на природную среду.

3. Все элементы техносферы являются источниками техногенных опасностей. Опас­ности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических систем, а также из-за ошибок обслуживаю­щего персонала, наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем.

4. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени. Они существуют везде и всегда при использовании любых технических систем, включая простейшие (нож, спички, молоток, дверь и пр.).

5. Техногенные опасности одновременно оказывают негативное воздействие на чело­века, социум, природную среду и элементы техносферы. Человек и окружающие его при­рода, общество и техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему «человек — общество — техносфера — природная среда».

6. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, матери­альным потерям, деградации природной среды, социальным проблемам. Воздействие вред­ных факторов, как правило, длительное; оно оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболеваниям. Воздей­ствуя на природную среду, вредные факторы приводят к изменению и уничтожению пред­ставителей флоры и фауны. Травмоопасные воздействия возникают при авариях и катастро­фах, при взрывах, разрушениях зданий и сооружений. Зоны таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно их распространение на значительные территории (например, авария на Чернобыльской АЭС).

7. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием техни­ческих объектов, являющихся источниками опасности; увеличением расстояния между источниками опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

8. Компетентность людей, знание опасностей и способов защиты от них — необхо­димое условие достижения безопасности жизнедеятельности. Рост техногенных опасно­стей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения челове­ком навыков обнаружения и нейтрализации опасностей, применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопасности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный -с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

9. Сокращение размеров рисков и опасных зон полезно. Наибольшие трудности в огра­ничении размеров зон воздействия опасных факторов имеют место при эксплуатации систем повышенной энергоемкости (хранилищ углеводородов, химических производств, АЭС и т. п.). При авариях на таких объектах опасные зоны охватывают, как правило, не только произ­водственные зоны, но и зоны пребывания населения. Основными направлениями снижения опасности подобных объектов являются:

•  совершенствование систем безопасности объектов;

•  уменьшение размеров опасных объектов;

•  дистанцирование промышленных и жилых зон;

•  активное использование защитных систем и устройств;

•  непрерывный контроль источников опасности;

•  достижение высокого профессионализма операторов технических систем;

• массовое обучение населения основам безопасности жизнедеятельности, решение насущных социально-бытовых потребностей.

Безопасность жизнедеятельности (БЖ) как наука находится в стадии своего формиро­вания. Она опирается на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профи­лактической медицине, биологии, основывается на законах и подзаконных актах. Черпая информацию, методы, подходы, знания из всех областей научных знаний, БЖ находится на стыке многих наук, имея явную практическую направленность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: