Автомобильный транспорт. Дорожно-транспортные происшествия и их причины

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — происшествие, возникшее в про­цессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мото­роллеры, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы.

Наиболее распространенными являются следующие виды ДТП:

• столкновение — происшествие, при котором движущиеся механические транс­портные средства столкнулись между собой или с подвижным железнодорожным составом;

• опрокидывание — происшествие, при котором движущееся механическое транс­портное средство потеряло устойчивость и опрокинулось (к этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы);

• наезд на препятствие — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, огра­ждение и т. д.);

•  наезд на пешехода — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транс­портное средство, получив травму;

• наезд на велосипедиста — происшествие, при котором механическое транспорт­ное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двига­теля), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, полу­чив травму;

• наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движу­щееся механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое транспортное средство;

•  наезд на животных — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных.

Основными причинами ЧС на автотранспорте являются:

• нарушение правил движения;

• превышение скорости;

• управление автомобилем в нетрезвом состоянии;

• низкая квалификация водителя;

• плохое состояние дороги, метеоусловия;

• неисправность автомобиля.

Наибольшее число ЧС приходится на период с июня по сентябрь, преимущественно — пятницу и субботу. До 70% аварий случается по вине лица, управляющего транспортным средством. Поэтому ДТП можно охарактеризовать как несогласованное взаимодействие зве­ньев системы «водитель — автомобиль — дорога». Как правило, происшествия быстротечны: события развиваются за несколько секунд, а иногда и доли секунды. В городе с интенсив­ным движением водитель каждые 1-2 мин принимает командное решение, каждые 2-4 мин совершает операторское действие, каждые 10 мин попадет в обстановку, близкую к крити­ческой. Гарантией безаварийности могут служить острое зрение, быстрая реакция, эмоцио­нальная устойчивость и хорошее самочувствие водителя.

Наибольшую опасность представляют собой происшествия с превышением водителем скорости движения. По данным статистики, столкновение на скорости свыше 115 км/ч при­водит к гибели 90% водителей.

На улицах городов и населенных пунктов происходит более 72% аварий, 28% — на загородных дорогах. Дорожная служба не может обеспечить нормальную «проезжаемость» дорог: в городской застройке дороги должны занимать 20 % площади, однако в России им отводится только 7%. Кроме того, в ремонте нуждается 65% российских дорог; из более 900 тыс. км дорожного полотна 1/3 находится в критическом состоянии.

Еще одной проблемой является техническое состояние транспортных средств: в РФ около 60% автомобильного парка находится в эксплуатации от 3 до 8 и более лет. Особенно низки показатели обновления парка автомобилей в агропромышленном комплексе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: