Цель не всегда оправдывает средства

Северный полюс… Что это словосочетание означает для большинства людей? Оно ассоции­руется прежде всего с иллюстрациями из дет­ских книжек, изображающими либо закутанных в 100 одежек полярников, которые мужественно сражаются с жестокими местными холодами на неких загадочных «станциях», либо не менее за­гадочные «ледоколы», пробивающиеся через толщи арктического льда.

Мало кто из нас в детстве, глядя на такие картинки, мог бы ответить на вопрос о том, за­чем нужно покорение этих суровых северных зе­мель. Ответ и сейчас неочевиден, ведь главные богатства Арктики находятся глубоко под зем­лей и даже под водой. Мир готовится к борьбе за минеральные ресурсы Северного полюса.

Один из наиболее ключевых игроков в этой борьбе — Россия, которая уже не раз привлека­ла к себе международное внимание в связи с импортом газа в европейские страны. Близость

России к Арктике и ее заинтересованность в тамошнем сырье всерьез взволновали мировое сообщество. До такой степени, что многие даже заговорили о том, что полезные ископаемые ‘ всего мира должны стать общедоступными.

Почему же мировая общественность так нервно отреагировала на внимание России к ре­сурсам Северного полюса? Известно, что запад­ные страны без особого восторга относятся к попыткам развивающихся стран поднять свою экономику до их уровня. Удобнее и выгоднее для масть имущих мира сего, чтобы все остава­лось на своих местах: Европа диктовала усло­вия, Россия -л подчинялась. Она слишком вели­ка для того, чтобы быть еще и финансово само­достаточной.

Последней каплей стали притязания России на запасы нефти, скрытые под толщей арктиче­ского льда. Мало того, что она лезет не в свое дело и рушит так тщательно прописанные Евро­пой и Западом планы, так еще и пытается захва­тить эту бесценную в экономическом плане тер­риторию, ссылаясь на свои законные права, ко­торых сроду никто не признавал! Такие новости не только разгневали западные страны, но и по­ставили их в некоторый тупик: такого от России никто не ждал.

Неожиданностью стал и тот резонанс во всем мире, который вызвали действия России. Дошло до того, что стала обсуждаться возможность во­енного столкновения, причем высказывания та­кого рода исходили даже из уст весьма высоко­поставленных людей, что, безусловно, свиде­тельствует о том, что мир охватила настоящая паника.

Но насколько на самом деле реально то, что Россия или кто-либо другой в ближайшее вре­мя сможет присвоить себе арктические природ­ные богатства и пользоваться ими в свое удо­вольствие? Если отвлечься от психологического давления общественности, экономических раз­доров и политических дрязг и посмотреть на си­туацию трезвым взглядом, то становится ясно — Не особо. Необходимо четко представлять себе, насколько огромен объем работ, времени и де­нег, которые пришлось бы потратить на подлед­ную добычу нефти и газа, учитывая современ­ное состояние технологий добычи сырья. Силь­но рассчитывать на глобальное потепление не приходится, да и трудно поверить, что, когда оно сотрет с лица Земли ряд территорий, самой большой заботой человечества останется дележ Арктики. Проблемы, которые повлекло бы за собой глобальное потепление климата Земли, трудно даже вообразить. Как минимум, это ко­лоссальное по своим масштабам переселение людей на безопасные территории, следователь­но — появление огромного числа качественно новых экономических проблем, проблемы, свя­занные с расселением, безработица, нищета…

Вероятность того, что приступить к добыче ресурсов Северного полюса можно будет, не до­жидаясь глобального потепления, все еще очень низка, и, скорее всего, она будет оставаться та­ковой ближайшие несколько десятилетий. На данный момент ни одна страна мира не реши­лась бы подступиться к арктическим полезным ископаемым: добыча оных будет мало того, что неприбыльной, так еще и принесет огромные финансовые потери. Но, несмотря на это, прак­тичность (или жадность?) заставляет многие страны стремиться к тому, чтобы так или иначе обозначить свои претензии на подводные со­кровища Ледовитого океана. Столь живой инте­рес к этой «ничьей земле» вызывает серьезные опасения: насколько далеко смогут зайти заин­тересованные страны в попытках «заочно» при­своить себе минеральные ресурсы Арктики?

Однако стопроцентная рентабельность та­ких разработок в будущем, даже при наличии необходимой технической базы, тоже еще не до­казана. Она возможна только в том случае, если страна, обладающая этой территорией, не будет иметь конкурентов, которые военным путем бу­дут продолжать отстаивать свои притязания на Арктику. Вероятность такого поворота событий ставит под сомнение целесообразность действий России в районе хребта Ломоносова в целом. Но то, как страны-претенденты ведут себя сей­час, заставляет опасаться самого плохого из воз­можных вариантов развития событий — воен­ного конфликта на почве раздела территории. Трудно представить себе исход этой битвы, ко­торый оправдал бы проведение очередной кро­вопролитной военной операции. Даже если во­образить, что углеводородные ресурсы можно будет добывать со дна океана с такой же легко­стью, с какой сейчас они добываются из земных недр, еще до того, как Землю потрясут глобаль­ные климатические изменения, кто позволит какой-либо стране (а тем более России) спокой­но занять господствующее место в мировой эко­номике путем свободной добычи самого важно­го ископаемого на планете    нефти?

Совершенно очевидно, что ни одна из орга­низаций, призванных поддерживать «мир во всем мире», включая ООН, не сможет (а воз­можно, и не захочет) повлиять на ситуацию, в которой замешаны огромные суммы денег. Учи­тывая то, что собственно добыча нефти в Арк­тике все еще невозможна, для многих стран сей­час важнее не заполучить право на разработку месторождений в этом районе, а не допустить к нему страны-конкуренты. Тем самым борьба пе­реходит исключительно в область политики.

Несмотря на это, планы России по проведе­нию технологических разработок, связанных с добычей полезных ископаемых, говорят о том, что она настроена достаточно серьезно. Пока же Россия готовится к политическому и экономи­ческому противоборству с западными странами. В частности, заключает договора с китайскими газо- и нефтедобывающими компаниями.

Еще несколько лет назад идея глобального потепления многим казалась ересью или плодом научного шарлатанства. Сейчас это факт. Уче­ные, наблюдающие за изменениями в клима­тических условиях планеты, предполагают, что ледяной покров Ледовитого океана станет при­годным для проведения бурения дна в конце XXI века. Тем не менее никто из них не настаи­вает на точности таких прогнозов, ведь в при­роде все может измениться в один момент. И это — еще один повод не торопиться с захва­том территорий Арктики.

Каковы же перспективы? О том, что они вовсе не радужны, давно трубят многие эксперты. Защитники окружающей среды тоже бьют тре­вогу. Запасы планеты тают на глазах, а достой­ной замены углеводородному топливу до сих пор нет. Любые альтернативные источники, будь то солнечная или ветряная энергия, по ря­ду причин не могут стать основными, В качестве транспортного топлива углеводороды вообще не имеют альтернативы. Вряд ли решить эту про­блему удастся прежде, чем доступные нефтяные месторождения Земли опустеют, И в этот мо­мент — момент жесточайшего кризиса для всей планеты — единственным источником топлива (а значит, и денег, ведь цены на топливо будут взвинчены до предела) станет Северный полюс. И тогда едва ли кого-то остановит наличие в океане льда или воды.

Уже есть целый ряд проектов, направленных на решение проблемы со льдом, — от самых простых и очевидных (топорная «механическая» очистка от льда при помощи ледоколов) до фактически невероятных (бурение подо льдом или прямо со дна). В любом случае для осуществле­ния таких проектов понадобится большое коли­чество новой техники и кадров.

Все, что упоминалось выше, — неясность бу­дущих перспектив, сложность проведения раз­работок на дне Ледовитого океана, политиче­ская напряженность в этом вопросе, — все это говорит о том, что сейчас бороться за контроль над Арктикой совершенно бессмысленно. До­быча ресурсов станет возможной (если станет вообще) не раньше чем через 100 лет, а вложе­ния денег эта территория потребует уже сейчас.

В новых условиях, сложившихся в современ­ном мире, когда уже невозможно представить ни войн общемирового масштаба, ни «кочева­ния» крупных территорий от одной страны к другой, одной стране, каким бы экономическим гигантом она ни была, вряд ли позволят едино­лично владеть Арктикой и ее природными запа­сами. Кроме того, неизвестно, сможет ли вооб­ще хоть одна страна в одиночку справиться с добычей нефти в этом районе.

Экономическая мощь России, согласно оценкам экспертов, будет расти. Поэтому ей ни ] в коем случае нельзя раньше времени выходить из этой игры. Вполне вероятно, что в будущем владение хотя бы частью Ледовитого океана, на дне которого хранится топливный запас нашей планеты, принесет России существенные дивиденды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: