Гидродинамические аварии. Гидродинамические аварии их причины

Гидродинамическая авария — происшествие, связанное с выходом из строя (разруше­нием) гидротехнического сооружения или его частей и последующим неуправляемым пере­мещением больших масс воды.

На ГТС постоянно воздействуют водный поток, колебание температуры, льды, наносы, статические и гидродинамические нагрузки, происходит истирание поверхности, коррозия металлов, выщелачивание бетона, гниение древесных конструкций (или их истачивание живыми организмами). Поэтому со временем растет вероятность разрушения того или иного сооружения и затопления водой прилегающей территории. Причем опасны не только про­рывы плотин на больших водохранилищах — опасен прорыв задвижки в сельском пруду, раз­рыв водотока на территории города, предприятия.

Причинами гидродинамических аварий являются:

• результаты действия сил природы (землетрясения, ураганы, наводнения);

• износ и старение оборудования;

•  воздействие человека (терроризм, нанесение ударов ядерным или обычным ору­жием по ГТС, крупным естественным плотинам);

• ошибки проектирования;

• некачественное выполнение строительных работ.

• размывы и перемещения больших масс грунта;

• перемещения с большими скоростями обломков разрушенных зданий и сооружений (таранное воздействие).

Прорыв плотины — начальная фаза гидродинамической аварии, то есть процесса обра­зования прорана и неуправляемого потока воды водохранилища из верхнего бьефа, устре­мляющегося через проран в нижний бьеф. Основным последствием прорыва плотины явля­ется затопление местности. В зависимости от его масштабов и последствий различают:

• катастрофическое затопление;

• прорывной паводок;

• затопление, повлекшее смыв плодородной почвы или отложение наносов на обшир­ных территориях.

Проран — узкий проток в теле (насыпи) плотины, косе, отмели, в дельте реки или опре­деленный участок реки, возникший в результате разлива излучины в половодье. В проран устремляется волна прорыва.

Волна прорыва — волна, образующаяся во фронте устремляющегося в проран потока воды, имеющая, как правило, значительную высоту гребня и скорость движения и облада­ющая большой разрушительной силой таранного действия (с водой перемещаются также камни, доски, бревна, различные конструкции и проч.).

Высота и скорость волны прорыва зависят от гидрологических и топографических условий реки. Например, в равнинных районах скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, в горных и предгорных местах она может достигать 100 км/ч. Высота волны прорыва изменяется от 2 до 12 м. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны.

За последние 70 лет произошло более тысячи аварий на крупных гидротехнических сооружениях, в основном — из-за разрушения основания плотин (40%). Другими распро­страненными причинами аварий являются превышение расчетного сбросового расхода, т. е.

перелив воды через гребень плотины (23%), слабость конструкции (12%) и неравномерные осадки (10%).

Катастрофическое затопление (возникновение наводнения) — гидродинамическое бедствие, являющееся результатом разрушения искусственной или естественной плотины и заключающееся в стремительном затоплении ниже расположенной местности.

Катастрофическое затопление характеризуется следующими параметрами:

• высотой и скоростью волны прорыва;

•  расчетным временем прихода гребня и фронта волны прорыва в определенное

место;

• границами зоны затопления;

• максимальной глубиной затопления;

• длительностью затопления.

Катастрофическое затопление распространяется со скоростью волны прорыва и при­водит к затоплению обширных территорий слоем воды от 0,5 до 10,0 м и более всего за 15­30 мин. Образуются зоны затопления. При прорывном паводке и некатастрофическом зато­плении эти параметры значительно меньше.

Зоной возможного затопления при разрушении ГТС называют часть прилегающей к реке (озеру, водохранилищу) местности, затапливаемой водой.

Прогнозирование времени прорыва естественных плотин базируется на прогнозе подъема уровня воды до 80-85% высоты перемычки водохранилища (с учетом данных про­гноза ближайшей метеостанции).

Все зоны возможных, в т. ч. катастрофических, затоплений и характеристики волны прорыва наносятся на карты или специальные планы, составляемые для гидроузлов и круп­ных плотин. Держателями этих документов являются органы управления ГО и ЧС, мини­стерства, ведомства и их службы на местах, возводящие и эксплуатирующие гидротехниче­ские сооружения. По действующему законодательству, местные жители должны постоянно информироваться о грозящих им опасностях.

Основными поражающими факторами гидродинамической аварии являются:

• разрушительная волна прорыва;

• водный поток и спокойные воды, затопляющие территорию и ближайшие объекты. Воздействие волны прорыва во многом аналогично действию воздушной ударной

волны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: