Характер производственного шума зависит от вида его источников:
• механический шум возникает в результате работы различных механизмов с неуравновешенными массами вследствие их вибрации;
• аэродинамический шум образуется при движении воздуха по трубопроводам, вентиляционным системам;
• шум электромагнитного происхождения возникает вследствие колебаний элементов электромеханических устройств (ротора, статора, сердечника и пр.) под влиянием переменных магнитных полей;
• гидродинамический шум является следствием процессов, которые происходят в жидкостях (гидравлические удары, турбулентность потока и т. д.).
Существующие источники шума в условиях городской жилой среды можно подразделить на две основные группы: расположенные в свободном пространстве (вне зданий) и находящиеся внутри зданий. Источники шума, расположенные в свободном пространстве, делятся на подвижные и стационарные, то есть постоянно или долговременно установленные в каком-либо месте.
Внутренние источники шума можно подразделить на несколько групп:
• техническое оснащение зданий (лифты, трансформаторные подстанции);
• санитарное оснащение зданий (водопроводные сети, смывные краны туалетов, душевые и пр.);
• технологическое оснащение зданий (морозильные камеры магазинов, оборудование небольших мастерских и т. п.);
• бытовые приборы (холодильники, пылесосы, миксеры, стиральные машины и т. п.);
• аппаратура для воспроизведения музыки, радиоприемники и телевизоры, музыкальные инструменты.
В последние годы отмечается рост шума в городах, что связано с резким увеличением движения транспорта (автомобильного, рельсового, воздушного).
Транспортный шум по характеру воздействия является непостоянным внешним шумом, так как уровень звука изменяется во времени. По мнению английской экономистки Барбары Уорд, города, являющиеся лишь местом для «жилья автомобиля», столь же смертоносны, как атомная бомба, с той лишь разницей, что они убивают людей медленно. Увеличение количества автомобилей, мощности моторов привело к тому, что интенсивность шума на городских улицах достигла уровня производственной — 80-90 дБ, а в крупных городах, на оживленных магистралях — на уровне болевого порога (100-120 дБ).
Уровень различных шумов зависит не только от транспортного потока, но и от планировочных решений (профиль улиц, высота и плотность застройки), элементы благоустройства (дорожное покрытие, зеленые насаждения).
Диапазон колебаний между фоновыми и максимальными (пиковыми) уровнями звука в примагистральной территории в дневное время составляет в среднем 20 дБ, а в ночное время снижается в 2-2,5 раза.
В условиях городского шума происходит постоянное напряжение органов слуха, приводящее к утомлению, снижению остроты слуха. Под влиянием шума нарушается состояние центральной нервной системы, снижаются внимание, работоспособность, особенно умственная.
При уровне шума свыше 60 дБ снижаются объем кратковременной памяти, умственная работоспособность, реакция на различные жизненные ситуации. Такой шум вызывает:
• органическое расстройство слухового анализатора;
• функциональное расстройство слухового восприятия;
• функциональное расстройство нейрогуморальной регуляции;
• функциональные расстройства двигательной функции и функции чувств;
• расстройства эмоционального равновесия.
Большинству людей доставляют удовольствие звуки природного происхождения -шум моря, листвы, щебетание птиц. Звуки технического происхождения (станки, оборудование, транспорт и пр.) вызывают чувство раздражения и негативно действуют на организм человека — утомляют, вызывают головную боль, снижают внимание и скорость реакции. А при длительном воздействии и высоком уровне отрицательно воздействующий звук способен вызвать раздражение, переходящее в психоэмоциональный стресс, который может привести к психическим и физическим патологическим изменениям в организме человека.