Краеугольный камень

Долгие годы не могут прийти к согласию в вопросах владения арктическими территориями Россия и Норвегия. Переговоры между двумя странами относительно границ особых эконо­мических зон и континентального шельфа ве­дутся еще с 1970-х годов. Норвежцы предлага­ют отмерить равное расстояние от островов, принадлежащих России, и Шпицбергена и та­ким образом провести границу раздела аквато­рии Баренцева моря. Россия, в свою очередь, не согласна с этой позицией и проводит границу по тридцатому градусу. Накладывающиеся при этом друг на друга отрезки акватории Россия и Норвегия еще со времен распада Советского Союза именуют «серой зоной». Обе страны рас­сматривают данную территорию в качестве по­тенциального места разработки нефтегазовых ресурсов.

В 2004 году Норвегия без чьего-либо со­гласия увеличила свою территорию Баренцева моря на целых 8 миль (с 4 до 12), самовольно перенеся границу, а вскоре задержала в этой 12-мильной зоне три российских траулера, пе­ресекших новую границу в районе архипелага Шпицберген.

США, Великобритания, Швеция, Дания, Нидерланды, Италия, Франция и Япония при­знали суверенное право Норвегии на владение архипелагом в 1920 году, когда в Париже был подписан международный Договор о Шпицбер­гене. Однако в Парижском договоре содержится ряд особых условий, в соответствии с которы­ми Норвегия вынуждена делиться некоторыми полномочиями с остальными странами. Так, все государства, ратифицировавшие данный дого­вор или присоединившиеся к нему, могут участ­вовать в разработке залежей нефти, каменного угля и остальных минералов на Шпицбергене (норвежцы именуют его по-своему — Сваль-бард) и свободно приобретать эти месторожде­ния. Их право на данные действия подтвержде­но Горным уставом, который Королевство ут­вердило в 1925 году.

СССР присоединился к Парижскому дого­вору в 1935-м, а суверенитет Королевства над архипелагом признал и того раньше — за 11 лет до этого. Россия и сейчас добывает на Шпиц­бергене каменный уголь. С 1931 года разведкой, разработкой и сбытом полезных ископаемых на архипелаге занимался созданный специально для этих целей трест «Арктикуголь». Он постав­лял уголь в Мурманскую и Архангельскую об­ласти, а также обеспечивал его запасами рос­сийский флот, базирующийся в северных широ­тах. Кроме работы с полезными ископаемыми, «Арктикуголь» имел и еще одну, даже более важную, миссию — внешнеполитическую. Он стоял на страже интересов России в районе Шпицбергена.

На архипелаге и сегодня проживает около тысячи граждан РФ. Их основное место дисло­кации — поселок Баренцбург. Правда, в настоя­щее время российским организациям, располо­женным на Шпицбергене, приходится противо­стоять постоянному давлению, которому их подвергают местные власти. Так, запланирован­ное российской стороной возведение линии вы­соковольтной передачи на Шпицбергене было подвергнуто критике со стороны местной адми­нистрации. Регулярных воздушных рейсов из России на ледяной архипелаг нет и по сей день, так что связывают его с большой российской землей преимущественно морские пути. А вот норвежская авиация совершает регулярные по­леты на Шпицберген еще с середины 70-х годов прошлого века.

Норвежские власти пытаются «подвинуть» Россию как на суше, так и в море. Военные ко­рабли Норвегии регулярно осуществляют не са­мую приятную для российских судов, ведущих рыболовецкий промысел в водах Баренцева мо­ря, процедуру их строжайшего досмотра. А не так давно норвежский парламент внес в закон об охране окружающей среды поправки, явно призванные выдворить Россию с территории Шпицбергена. В ответ на действия норвежской стороны губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов тогда напомнил, что, согласно Па­рижскому договору 1920 года, его участники мо­гут беспрепятственно вести промышленную дея­тельность на архипелаге. А МИД России, по его мнению, не должен допустить ограничения прав нашей страны и превратить порядок ее действий на Шпицбергене из уведомительного в разреши­тельный со стороны Норвегии.

Норвегия и другие страны, входящие в НАТО, желают любыми путями ограничить влияние России в Арктическом регионе и тем самым присвоить себе спорные территории — таково мнение бывшего начальника штаба Северного флота вице-адмирала Михаила Моцака. И планы приарктических государств вполне обоснованы: запасы нефти и газа в Северном и Норвежском морях практически подходят к концу, что застав­ляет США и Норвегию активно претендовать на новые восточные территории, в том числе рос­сийские и нейтральные. С этой целью страны НАТО сейчас всерьез занялись научными иссле­дованиями Территории Арктики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: