Меры обеспечения безопасности систем повышенного давления

Для обеспечения безопасности систем повышенного давления применяют ряд обяза­тельных мер.

Используется специальная опознавательная окраска внешней поверхности трубопро­вода, указывающая на свойства транспортируемого вещества:

• вода — зеленый;

•  пар — красный;

•  воздух — синий;

•  горючие и негорючие газы — желтый;

•  кислоты — оранжевый;

•  щелочи — фиолетовый;

•  горючие и негорючие жидкости — коричневый;

•  прочие вещества — серый.

Для выделения вида опасностей на трубопроводы наносятся предупреждающие (сиг­нальные) цветные кольца, количество которых определяет степень опасности:

•  взрывоопасные, огнеопасные легковоспламеняющиеся вещества — красный;

•  безопасные или нейтральные вещества — зеленый;

•  токсичные вещества — желтый.

Для обозначения глубокого вакуума, высокого давления, наличия радиации также используется желтый цвет.

Все трубопроводы подвергаются гидравлическим испытаниям при пробном давлении на 25% выше рабочего, но не менее 0,2 МПа.

Кроме проверки на прочность водой газопроводы, а также трубопроводы для токсич­ных газов испытываются на герметичность воздухом при пробном давлении, равном рабо­чему. Отсутствие утечки воздуха из соединений проверяется мыльным раствором или погру­жением узлов в ванну с водой.

Газопроводы прокладываются с небольшим уклоном в сторону движения газа, буфер­ная емкость снабжается в нижней части краном для систематического удаления конденсата и масла.

Паропроводы снабжаются конденсатоотводчиками, которые позволяют предотвратить возникновение гидравлических ударов и пробок.

Во избежание возникновения напряжений от тепловых деформаций, особенно в назем­ных газопроводах, устраиваются специальные компенсаторы в виде П-образного участка.

Трубопроводы со сжиженными газами прокладываются на расстоянии не менее 50 см от трубопроводов с горячим рабочим телом, при этом последние изолируются, а трубопро­воды с легко замерзающими газами монтируются рядом с паропроводами и трубопроводами горячей воды.

Для предотвращения ожогов кислотами и щелочами фланцевые соединения трубопро­водов закрываются защитными кожухами.

Трубопроводы для транспортирования жидкого и газообразного кислорода периоди­чески, а также после каждого ремонта обезжириваются. Для обезжиривания используют тетрахлорид углерода, трихлорэтилен или тетрахлорэтилен.

Трубопроводы, по которым в зону реакции к аппарату или устройству подается горю­чее или окислитель, оборудуются специальными устройствами: автоматическими задвиж­ками, обратными клапанами, гидравлическими затворами, огне- и взрывопреградителями. Обратные клапаны препятствуют обратному ходу потока рабочего тела в случае начала про­цесса горения и появления противодавления. Предохранительные редукторы-затворы при­меняются в генераторах ацетилена для исключения обратного проскока пламени от газовой горелки сварочного агрегата в генератор.

Сосуды, баллоны для хранения и перевозки сжатых, сжиженных и растворенных газов изготавливаются малой (0,4-12 л), средней (20-50 л) и большой (80-500 л) вместимости. Баллоны малой и средней вместимости изготавливаются из углеродистой стали на рабочее давление 10, 15 и 20 МПа, из легированной стали — на 15 и 20 МПа.

Сжиженные газы хранятся и перевозятся в стационарных и транспортных сосудах -цистернах (сосуды для сжиженных газов), которые в случае хранения криогенных жидко­стей снабжены высокоэффективной тепловой изоляцией.

Стационарные резервуары изготавливаются емкостью до 500 тыс. л и более. В зави­симости от конструкции они бывают цилиндрической (горизонтальные, вертикальные) и шарообразной формы. Транспортные сосуды (цистерны) имеют объем до 35 тыс. л.

Наружная поверхность баллонов окрашивается в определенный цвет, на нее наносится соответствующая надпись и сигнальная полоса (табл. 10). Сигнальная окраска баллонов и цистерн позволяет исключить образование смеси «горючее — окислитель» вследствие запол­нения емкостей рабочим телом, для которого они не предназначены.

Таблица 10

Цвета окраски баллонов и цистерн для хранения газа

Подпись:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,171 сек. | 16.16 МБ