Новые опасности

Постепенно, в процессе глобального по­тепления, Арктика становится все более и бо­лее важной, даже ключевой территорией. С ней связан целый ряд ожиданий и опасений. Тая­ние арктических льдов принесет Земле не толь­ко новые перспективы, но и связанный с ни­ми риск. Открытие доступа к полезным иско­паемым, новым морским путям, экономиче­скому освоению арктических земель, и вместе с этим — неясность, связанная с территориально-политическим статусом Арктики, — может обернуться серьезными и страшными последст­виями.

Основная проблема заключается в том, что «открытие» Арктики и Ледовитого океана для остального мира опережает реакцию полити­ков на этот процесс. До сих пор нет никаких правовых документов или организаций, лри-званных решать вопросы, связанные с Аркти­кой. Это становится особенно опасным, учиты­вая, что несколько государств претендуют на земли Северного полюса. Очевидно, что необхо­димо создание некой новой структуры, которая будет играть миротворческую роль в этом про­цессе.

Более того — претензии на территории Арк­тики исходят не только от стран Арктического региона, но и от стран, весьма далеких от этого района. В частности, в Арктике заинтересова­на такая серьезная экономическая держава, как Китай. Ситуацию осложняет и то, что страны-претенденты настроены не на компромисс, а на демонстрацию военной силы в интересующем регионе, которая рано или поздно может при­вести к открытому военному столкновению. Война за Арктику с ее природными богатства­ми и манящими перспективами не будет блиц­кригом.

Тем не менее в конце, прошлого века все же были предприняты попытки наметить неко­торые пути урегулирования этого конфликта. В частности, в США был создан Арктический совет — организация, занимающаяся вопросами экологии. Сфера деятельности Совета была ис­кусственно ограничена: он не имеет права зани­маться вопросами безопасности, а следователь­но — вопросами наиболее острыми и актуаль­ными. Еще один путь предлагает UNCLOS — Конвенция ООН по морскому праву, которая как раз и призвана заниматься вопросами о раз­деле территорий и природных ресурсов, не на­ходящихся в ведении какого-либо государства. Она решает все вопросы, насущные для Ледови­того океана: вопрос о природных ископаемых (которые считаются в рамках UNCLOS общеми­ровыми богатствами), об охране окружающей среды, о судоходных путях и сфере их дейст­вия — внутригосударственной или доступной для всех кораблей.

Казалось бы, Конвенция является идеаль­ным средством для улаживания всех разногла­сий, связанных с Арктическим регионом. Но именно Арктика — территория настолько ис­ключительная, что требует к себе внимания осо­бого масштаба. Решения уровня UNCLOS не позволяют, в частности, определить юридиче­ский статус Северо-Западного прохода, прочер­тить границы в море Бофорта ив Баренцевом море между Канадой и США и Россией и Нор­вегией соответственно, разделить между не­сколькими государствами являющийся камнем преткновения континентальный шельф, взять под контроль нерегулируемое движение судов, которые незаконно меняют флаг в зависимости от того, на территорию какого государства попа­дают.

В период «холодной войны» Россия уста­новила в Ледовитом океане 18 ядерных реакто­ров с топливом внутри. Необходимо будет ре­шать вопрос либо о выводе этих реакторов, либо о придании им некого юридического статуса.

Еще одна серьезная проблема — защита окружающей среды. Северный Ледовитый океан до сих пор не принимал в свои воды нефтяные танкеры и другие грузовые судна, от которых исходит непосредственная опасность для мест­ной экологии (стоит только вспомнить инци­денты в Черном и Желтом морях>.

Не стоит забывать и о том, что Арктика не является необитаемой землей. Миллион мест­ных жителей могут иметь свое мнение отно­сительно будущего их родины. Как только Арк­тика будет признана территорией, тем или иным образом находящейся в юрисдикции других стран, неизбежно возникнут конфликты между коренным населением Арктики и правозащит­никами на почве китобойной охоты. В экологи­ческом плане условия их жизни могут также по­страдать. И, кроме того, нельзя не признать за ними права на определенный процент от той безумной выгоды, которую их территория при­несет посторонним государствам.

Развитие местной инфраструктуры, конечно же, повлечет за собой всплеск интереса к туриз­му, который развит и сейчас. Но если на дан­ный момент им увлекаются в основном любите­ли экстремального спорта, готовые путешество­вать по водам, даже не обозначенным на картах, на не подходящих для этого судах, то в процессе освоения арктического пространства в район Северного полюса потянется множество про­стых людей.

С местным населением связана и политиче­ская опасность: уже сейчас существуют опасе­ния, что Гренландия будет требовать признания ее политической независимости, что немедлен­но породит очередной конфликт между страна­ми Арктического региона.

В современном мире трудно представить се­бе политическую ситуацию, которой не было бы прецедентов. Однако ситуация с Арктикой — именно такая. Статус единственной территории, с которой могла бы быть проведена аналогия, Антарктиды, — был определен в 1959 году. Ан­тарктида была признана местом для проведе­ния исследований, после чего любые претензии на нее были уже невозможны. Но в данном слу­чае речь идет не только о суше, но и об океане, а вопросы деления водного пространства всегда контролируются с большим трудом. Антарктида, помимо этого, никогда не была настолько вы­годной территорией. Вопрос о ее статусе решал­ся в период «холодной войны», а не в период опустошения последних из доступных нефтяных месторождений.

Еще меньше поддается сравнению с Ледови­тым океаном Средиземное море, непосредствен­но окруженное рядом политически состоятель­ных стран с четко очерченной позицией и уре­гулированными взаимоотношениями.

Северный Ледовитый океан — абсолютно уникальная территория: покрытая льдом, но в то же время готовая вот-вот избавиться от ледя­ного покрова, таящая в своих глубинах огром­ные природные богатства. Человечество постав­лено перед необходимостью решать совершенно новые вопросы: ни с чем подобным оно раньше не сталкивалось.

Ситуация осложняется позицией США, ко­торые пока не берут на себя роль дипломатиче­ского лидера в решении этой проблемы. Если они не сделают этого, вопросы, связанные с Арктикой и Ледовитым океаном, будут решаться независимыми организациями, и в результате такого обсуждения никто, скорее всего, не оста­нется доволен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: